Идеи Й. Г. Песталоцци о гармоничном воспитании личности

Содержание

Слайд 2

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827)

Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827)

Слайд 3

Главное сред­ство изменения общества И.Г. Песталоцци видел в изменении характера воспитания

Главное сред­ство изменения общества И.Г. Песталоцци видел в изменении характера

воспитания детей, ко­торое должно обеспечивать им единство нравственного, ум­ственного и физического развития, а также подготовку к про­изводительному труду через активное участие в нем.
Слайд 4

Открытые им самим вос­питательно-образовательные учреждения Первым из них была школа для

Открытые им самим вос­питательно-образовательные учреждения
Первым из них была школа для детей

бедняков, которую он открыл в своем ма­леньком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение од­ного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитатель­ными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).
Слайд 5

Свой идеал народной школы И.Г. Песталоцци попытался реализовать еще в «Учреждении

Свой идеал народной школы И.Г. Песталоцци попытался реализовать еще в «Учреждении

для бедных» в Нейгофе, где его воспитанники «естественным путем» готовились к свое­му будущему социальному положению. Наряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению они получали трудо­вую подготовку: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских под руководством опыт­ных ремесленников. Для экономии времени дети, работая в мастерской, одновременно следили за буквами, которые писались на доске, слушали рассказ учителя, заучивали что-либо наизусть, упражнялись в устном счете и т.д. Трудовая деятельность использовалась и для развития их способности к самостоятельным суждениям, упражнения внимания, уме­ния сосредоточиться, а также для выработки таких личност­ных качеств, как трудолюбие, скромность, уважение к чело­веческому достоинству и т.д.
Слайд 6

Наблюдая за трудом детей в своем воспитательном уч­реждении, И.Г. Песталоцци пришел

Наблюдая за трудом детей в своем воспитательном уч­реждении, И.Г. Песталоцци пришел к

выводу, что сам по себе выполняемый труд педагогически нейтрален, первосте­пенное же значение имеет воспитательное воздействие лич­ности педагога.
Слайд 7

Исчерпав на содержание приюта все личные средства и не получая ожидаемой

Исчерпав на содержание приюта все личные средства и не получая ожидаемой

благотворительной помощи, И.Г. Пе­сталоцци вынужден был его закрыть.
Свой педагогический эксперимент И.Г. Песталоцци про­должил в декабре 1798 г. в Станце, где по поручению прави­тельства Швейцарской республики принял руководство детс­ким приютом, в котором было размещено около 80 осиротев­ших и безнадзорных детей в возрасте от 5 до 10 лет. Приют просуществовал всего лишь полгода – с декабря 1798 по июнь 1799 г. – и был закрыт в связи с военными действиями.
Слайд 8

Педагогические наблюдения и выводы из своей практи­ческой работы в Нейгофе и

Педагогические наблюдения и выводы из своей практи­ческой работы в Нейгофе и

Станце И.Г. Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Письмо другу о пребывании в Станце» (1799) и некоторых других. В ре­зультате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремление детей к деятельности и развитие их при­родных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обу­чении как инструменте развития личности воспитанника.
Слайд 9

В ре­зультате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том,

В ре­зультате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том,

что стремление детей к деятельности и развитие их при­родных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обу­чении как инструменте развития личности воспитанника.
Слайд 10

В последующие годы жизни И.Г. Песталоцци идею об элементар­ном первоначальном обучении

В последующие годы жизни И.Г. Песталоцци идею об элементар­ном первоначальном обучении

превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым понималась система обучения де­тей, ориентированного на их всестороннее развитие, форми­рование «ума, сердца и руки».
Слайд 11

Сущность своего метода И.Г. Пе­сталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод. Памятная

Сущность своего метода И.Г. Пе­сталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод. Памятная

за­писка Песталоцци» (1800), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» (1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806) и др.
Слайд 12

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности

воспита­ния, понимаемого как необходимость строить его в соответ­ствии с внутренней природой ребенка и установкой на раз­витие всех заложенных в нем духовных и физических сил.
В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач, хотя на практике ребенок воспитывается в конк­ретных социальных условиях, в рамках определенного со­словия и готовится к тому, чтобы занять в обществе пред­назначенное ему место.
Слайд 13

Обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что

Обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что

эти составляю­щие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимо­действии, чтобы какая-либо одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.
И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Он справедливо утверждал, что ре­бенка можно хорошо воспитывать только при условии, если мы понимаем его внутренние ощущения, к чему он спосо­бен, чего он хочет.
Слайд 14

Основу для всего последующего нравствен­ного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в

Основу для всего последующего нравствен­ного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в

разумных се­мейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал, может быть успешным лишь в том случае, если будет действо­вать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников – вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных уч­реждениях. Нравственная деятельность воспитанников И.Г. Пес­талоцци представляла собой не искусственные упражнения в соблюдении формальных норм и предписаний, а вытекала из самой жизни, взаимоотношений между людьми.