- Главная
- Обществознание
- Бирнбаум (Birnbaum) Норман
Содержание
- 2. Блау (Blau) Питер Микаэл 07.02.1918, Вена) - американский социолог, профессор социологии Колумбийского ун-та, президент Американской социологической
- 3. Боас (Boas) Франц (09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк) - американский этнограф, лингвист, антрополог, археолог, фольклорист и культуролог,
- 4. Богданов (Малиновский) Александр Александрович (другие псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (1873-1928) - философ, социолог, культуролог, экономист,
- 5. Бодрийяр (Baudrillard) Жан (p. 1929) - французский эстетик, культуролог и социолог. Преподает социологию в Парижском университете.
- 6. Боулдинг (Boulding) Кеннет Эварт (18.01.1910, Ливерпуль) - социолог, экономист, писатель, специалист по общей теории систем. С
- 7. Будон (Boudon) Раймон (27.01.1934, Париж) - французский социолог, профессор методологии социальных наук в Сорбонне и Женевском
- 8. Бурдьё (Bourdieu) Пьер (10.08. 1930, Денгин) - французский социолог, руководитель исследовательской группы "Социология образования и культуры"
- 9. Бут (Booth) Чарлз (30.03.1840, Ливерпуль-23.11.1916, Уитвик) - английский общественный деятель, предприниматель и реформатор, исследователь проблем бедности,
- 11. Скачать презентацию
Блау (Blau) Питер Микаэл
07.02.1918, Вена) - американский социолог, профессор социологии Колумбийского
Блау (Blau) Питер Микаэл
07.02.1918, Вена) - американский социолог, профессор социологии Колумбийского
Наряду с Хомансом считается одним из создателей обмена социального концепции, но концентрирует внимание не на изучении психологических мотивов межличностных отношений, как Хоманс, а стремится придать постулатам теории обмена в большей мере социологическую ориентацию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта (Конфликта социального концепции). Придавая решающую роль в межличностных отношениях экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе), он ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена "мерджентные свойства" социальной структуры (Структуры социальной концепции): ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций. Как эклектическая комбинация различных социологических подходов, концепция Блау не сумела преодолеть присущий теории обмена в целом редукционизм и априорный характер исходных допущений, вместе с тем отразив свойственную современному капиталистическому обществу тенденцию усиления рационализации человеческих отношений. Блау является одним из крупнейших в США специалистов по изучению социальной структуры.
Боас (Boas) Франц
(09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк) - американский этнограф, лингвист, антрополог,
Боас (Boas) Франц
(09.07.1858, Минден, Германия,-21.12.1942, Нью-Йорк) - американский этнограф, лингвист, антрополог,
"Историческая школа" Боаса родилась в борьбе с эволюционизмом, и ее сторонники понимали историзм как эмпирическое описание, поскольку под влиянием неокантианства и позитивизма Боас считал, что "логический" метод исследований должен применяться в естественных науках, а в истории, где он признавал лишь замещение элементов культуры или изменение их сочетания, требуется индивидуальный подход и пригоден лишь "эмпирический метод". Разделяя историческую науку на философию истории и историографию, он отрицал законы общественного развития, возможность периодизации истории, критериев оценки прогресса и даже определения временной последовательности двух культур, отказывался от теоретических обобщений к отдавал предпочтение описанию явлений и накоплению фактов, рассматривая каждое историческое и культурное явление как уникальное.
Вначале Боас подходил к культуре с позиций диффузионизма, отрывая ее от человека, выступал за изучение "культурных изменений" и "культурной динамики", которыерые понимались им как количественные изменения, возникающие в результате заимствования, но учитывал аккультурацию и влияние на культуру привнесенных элементов.
Богданов (Малиновский) Александр Александрович
(другие псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (1873-1928) -
Богданов (Малиновский) Александр Александрович
(другие псевдонимы - Максимов, Рядовой, Вернер) (1873-1928) -
Увлекшись народовольчеством, Богданов вступил в Союз Северных землячеств, участвовал в студенческих волнениях, в 1894 был арестован, исключен из университета и выслан в Тулу. Вел пропагандистскую работу в рабочих кружках, и в 1896 пришел от народовольческих идей к социал-демократическим. Из лекций, прочитанных рабочим, выросла первая книга Богданова "Краткий курс экономической науки" (1897). Окончил мед. ф-т Харьков, университета (1899), специальностью избрал психиатрию.
Бодрийяр (Baudrillard) Жан
(p. 1929) - французский эстетик, культуролог и социолог.
Бодрийяр (Baudrillard) Жан
(p. 1929) - французский эстетик, культуролог и социолог.
Постструктурализм и постфрейдизм этой школы мысли, несомненно, заложили философско-эстетические основы постмодернизма, однако его художественная практика, возникшая и бурно развившаяся в США, долгое время оставалась без их теоретического рассмотрения. "Модный", "легкий" Бодрийяр со своей концепцией симулакра, обращенной непосредственно к новейшему искусству, отчасти заполнил эту лакуну. Термином "симулакр" Бодрийяр оперирует с 1980, когда начинается постмодернистский этап его творчества, во многом подготовленный ранними трудами, посвященными своего рода социологическому психоанализу вещей и общества потребления. Доминантой являлась роль культуры в повседневной жизни, вещь-знак. В духе леворадикального протеста Бодрийяр критикует эстетику общества потребления, чутко подмечая усталость от переизбытка - как в потреблении, так и в производстве вещей-объектов, доминирующих над субъектом. Предлагая семиологическую интерпретацию структуры повседневной жизни, он подразделяет вещи на функциональные (потребительные блага), нефункциональные (антиквариат, художественные коллекции) и метафункциональные (игрушки, роботы), подчеркивая, что новое поколение выбирает последние. Симулакр - своего рода алиби, свидетельствующее о нехватке, дефиците натуры и культуры. Утрачивается принцип реальности вещи, его заменяют фетиш, сон, проект (хэппенинг, саморазрушающееся и концептуальное искусство). Нарциссизм вещной среды предстает симулакром утраченной мощи. Человек вкладывает в вещь то, чего ему не хватает. А так как пределов насыщения нет, культура постепенно подменяется идеей культуры, знаковой прорвой.
Боулдинг (Boulding) Кеннет Эварт
(18.01.1910, Ливерпуль) - социолог, экономист, писатель, специалист по
Боулдинг (Boulding) Кеннет Эварт
(18.01.1910, Ливерпуль) - социолог, экономист, писатель, специалист по
Вводит понятие экологического взаимодействия как первоосновы понимания эволюционной перспективы человечества. Следуя Т. де Шардену, понимает человеческую историю как ноогенетическую эволюцию артефактов, создаваемых при наличии необходимых знаний, энергии, материалов. С этих позиций Боулдинг развивает эволюционную экономику - подход к экономической и общественной жизни на основе понятий экологического взаимодействия и мутации. Боулдинг относится к интуиции и мистике как к инструментам исследования, связывая системный анализ с установками пацифизма, сложившегося под влиянием квакерского учения, идей Т. де Шардена о мистической роли науки, представлений о существенном возрастании в совр. истории роли "невидимого сообщества людей с просвещенным пониманием будущего", возвышающихся тем самым над своекорыстными политическими интересами.
Будон (Boudon) Раймон
(27.01.1934, Париж) - французский социолог, профессор методологии социальных наук
Будон (Boudon) Раймон
(27.01.1934, Париж) - французский социолог, профессор методологии социальных наук
Ученик и сотрудник Лазарсфельда, Будон в основном придерживается позитивистского подхода к социальным фактам (Позитивизм в социологии). В области методологии рассматривает возможности и способы формализации эмпирических данных, построения статистически репрезентативных, математически точных моделей. Критически относится к основным социологическим направлениям, считая недостаточно разработанной их общетеоретическую часть, призывает к построению четкого и общего методологического аппарата, "языка" социологии. Спасение последней от "догматического" замыкания в каких бы то ни было системах он видит в "самокритике" социологии. Будон анализирует социальные процессы, происходящие в индустриально развитых странах, особенно такие, которые могут угрожать стабильности обществ, укладов. В частности, его беспокоит неравенство шансов социального продвижения в "элитарных" и "неэлитарных" слоях населения. Он связывает это неравенство с неравенством доступа к образованию, особенно высшему. Причины неравноправного положения молодежи в сфере образования он лишь частично усматривает в классовой принадлежности.
Бурдьё (Bourdieu) Пьер
(10.08. 1930, Денгин) - французский социолог, руководитель исследовательской группы
Бурдьё (Bourdieu) Пьер
(10.08. 1930, Денгин) - французский социолог, руководитель исследовательской группы
Основными понятиями социологической теории Бурдьё являются: поле, habitus, "символическое насилие", "незнание". Общество, по Бурдьё, представляет собой совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические типы власти. Невозможна редукция одного поля к др. Habitus - это структурированное социальное отношение; совокупность схем интеграции и интериоризации различных полей, система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, функционирующих как матрицы восприятия, постановки целей, решения задач, действий. Habitus, структурируя восприятие, мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, "стили жизни" разных социальных групп. "Символическое насилие" - необходимая функция власти. Любая власть держится не только и не столько с помощью прямого насилия, сколько через признание ее легитимной. Власть осуществляет "символическое насилие", навязывая свою систему значений, иерархию ценностей, которые приобретают естеств., "само собой разумеющийся" характер. С помощью "символического насилия" производится трансформация восприятия, "кристаллизация" отношений "господство - подчинение". Легитимность власти предполагает "незнание", бессознательное принятие людьми господствующих ценностей и установок. Бурдьё считает, что "незнание" есть искаженное, неполное, мистифицированное знание. Символическая власть возникает и функционирует при соучастии угнетаемых ею людей, т. к. они признающее легитимный характер. "Структурная мистификация" включает в себя механизмы мистификации, которые не осознаются самими субъектами. Это не сознательный обман, поскольку обманываются и сами мистификаторы. Поэтому свобода субъекта, полагает Бурдьё, иллюзорна
Бут (Booth) Чарлз
(30.03.1840, Ливерпуль-23.11.1916, Уитвик) - английский общественный деятель, предприниматель и
Бут (Booth) Чарлз
(30.03.1840, Ливерпуль-23.11.1916, Уитвик) - английский общественный деятель, предприниматель и
Разумные реформы, по Буту, должны опираться на "истинную картину современного промышленного организма". Главное исследование, предпринятое Бутом и его сотрудниками, "Жизнь и труд населения Лондона" в 17-ти томах, давало не только широкое статистическое описание "лондонского общества" в целом, но и качественный анализ условий жизни различных его классов, связи бедности с занятостью, условиями труда и регулярностью дохода. Представление о социально-экономической организации города создавалось в основном средствами демографических характеристик различных профессиональных групп.