Основные виды и роль ценностей в обществе

Содержание

Слайд 2

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выраже­ние "социальная ценность", "приоритет", "ценное

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выраже­ние "социальная ценность", "приоритет", "ценное

в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.
Слайд 3

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых

или мо­ральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо опреде­лить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.
Слайд 4

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценно­стей, которые выступают как определенные регулятивные

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценно­стей, которые выступают как определенные регулятивные

принципы че­ловеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных цен­ностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.
Слайд 5

Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что

Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что

так или иначе включено'в сферу действенно-практических связей системы "человек - окру­жающий мир".Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-историчес­кий базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.
Слайд 6

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в це­лом имеет

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в це­лом имеет

определенный иерархический порядок: разные типы ценно­стей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.
Слайд 7

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные). К материальным

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные).

К материальным ценностямотносятся

потребительные стоимо­сти, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.
Социальные ценностисоставляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.
Политические ценности— это демократия, права человека.
Слайд 8

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы,

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы,

правила, идеалы и т.д.; эстетиче­ские - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.