Социология повседневности (А. Лефевр, М. Маффесоли, И. Гоффман)

Содержание

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Анри Лефевр Мишель Маффесоли Ирвинг Гоффман

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Анри Лефевр

Мишель Маффесоли

Ирвинг Гоффман

Слайд 3

АНРИ ЛЕФЕВР Суть повседневности всегда заключалась в повторяемости и маскировалась желаниями

АНРИ ЛЕФЕВР

Суть повседневности всегда заключалась в повторяемости и маскировалась желаниями и

страхом

Повседневность расположена на пересечении двух типов повторения:

циклическом, доминирующем в природе

линейном, преобладающем в «рациональных» процессах

В современности происходит «расхищение повседневности»: капитализм со свойственными ему планированием и расчетом практически не оставляет места для креативности, что приводит к обеднению опыта и формированию «бюрократического общества контролируемого потребления»

Слайд 4

АНРИ ЛЕФЕВР Повседневность предполагает циклы: смена дня и ночи, жажды и

АНРИ ЛЕФЕВР

Повседневность

предполагает циклы: смена дня и ночи, жажды и насыщения

заключает в

себе повторяющиеся действия труда и потребления

Повседневное несет с собой монотонность. Монотонность – константа тех изменений, которые содержит в себе повседневность

Способ вернуть в жизнь спонтанность —  революция в виде фестиваля

укрепляет социальные связи и дает волю страстям, подавляемым коллективной дисциплиной и нуждами повседневного труда

Слайд 5

АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ АНРИ ЛЕФЕВРА Критика капиталистического способа производства пространства, охватившего все

АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ АНРИ ЛЕФЕВРА

Критика капиталистического способа производства пространства, охватившего все сферы

социальной жизни – как сферу труда, так и сферу досуга
Привычное не означает познанное: привычность повседневной жизни не означает, что мы ее понимаем
Анализ конкретных социальных практик позволяет уйти от статичного пространства и увидеть, как оно производится, играя ключевую роль зарождении и утверждении какой-либо общественно-экономической формации
Слайд 6

МИШЕЛЬ МАФФЕСОЛИ Повседневность – экстравагантность, эмоциональное волнение, спонтанность жизненных проявлений, которые

МИШЕЛЬ МАФФЕСОЛИ

Повседневность – экстравагантность, эмоциональное волнение, спонтанность жизненных проявлений, которые вплетены

в текущую жизнь социальностей, образуют повседневность, своеобразно «вписываясь в обыденную банальность»
Банальности и повседневности оседают на дно социальной жизни, создавая основу "социальной ткани"

«В лоне этих социальностей разыгрывается ежедневная жизнь во всех ее мельчайших, незначительных и банальных фрагментах»

Слайд 7

МИШЕЛЬ МАФФЕСОЛИ Социальности стоят в центре внимания. Сегодня это основной тип

МИШЕЛЬ МАФФЕСОЛИ

Социальности стоят в центре внимания. Сегодня это основной тип социальных

связей. Их характером и положением в них человека эти социальности (микрогруппы) напоминают племена, которые образуются на основе аффективного единства
Предметом интереса членов таких новых племен могут быть спорт, музыка, мода и т. д.

Повседневное и не-повседневное не только меняются ролями в жизни общности, но даже сливаются в некую странную смесь, создавая то, что Маффесоли называет "беспорядочным порядком"

Слайд 8

ИРВИНГ ГОФФМАН Теория «фреймов» Фрейм – «контекст», в котором происходит коммуникация

ИРВИНГ ГОФФМАН

Теория «фреймов»

Фрейм – «контекст», в котором происходит коммуникация
Фрейм служит для

контекстуализации социального взаимодействия и указания на его структурные характеристики
Фрейм становится центральной объяснительной категорией в теории И. Гоффмана, поскольку он и «внутри» и «снаружи» ситуации
Слайд 9

ИРВИНГ ГОФФМАН Системы фреймов Первичные Подобные события Гоффман называет «неуправляемыми, бесцельными

ИРВИНГ ГОФФМАН

Системы фреймов

Первичные
Подобные события Гоффман называет «неуправляемыми, бесцельными и неодушевленными
«Настоящая реальность»

Социальные
Обеспечивают

фоновое понимание событий, в которых есть воля, целеполагание и разумность
«Живая деятельность»
Слайд 10

ИРВИНГ ГОФФМАН Трансформация Переключение Реинтерпритация некоторой деятельности. Осмысление базовой системы фреймов

ИРВИНГ ГОФФМАН

Трансформация

Переключение
Реинтерпритация некоторой деятельности. Осмысление базовой системы фреймов

Фабрикация
Целенаправленное формирование ложного представления

о происходящем

Преобразование настоящей жизни в нечто поддельное

Слайд 11

ВЫВОДЫ Капиталистическое общество со свойственным ему планированием и расчетом не оставляет

ВЫВОДЫ

Капиталистическое общество со свойственным ему планированием и расчетом не оставляет места

для креативности, выход — революция в форме фестиваля
Анализировать повседневность нужно для того, чтобы понять нарушения в социальном пространстве и найти способы их нейтрализации
Каждое событие повседневной жизни попадает под определенные «рамки» (фреймы), позволяющие выявить «контекст происходящего»
Слайд 12

ВОПРОС ПОЧЕМУ ВАЖНО ИЗУЧАТЬ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБЩЕСТВЕ?

ВОПРОС

ПОЧЕМУ ВАЖНО ИЗУЧАТЬ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБЩЕСТВЕ?

Слайд 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Анри Лефевр (Пер. с английского: Николай Эдельман). Повседневное

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анри Лефевр (Пер. с английского: Николай Эдельман). Повседневное и

повседневность// Социологическое обозрение — 2007. — № 3. — С. 33-36. URL:https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/23/1211188189/6_3_3.pdf (дата обращения: 07.02.2019)
Бедаш Юлия Анатольевна Концепция социального пространства Анри Лефевра // Вестник ТГПУ. 2012. №11 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sotsialnogo-prostranstva-anri-lefevra (дата обращения: 05.02.2019).
Алиева Д. Я. Парадигматические сдвиги в социологии повседневности: концепция Мишеля Маффесоли // Социологический журнал, 1995. Том. 0. № 1. C. С. 110-121. URL:http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/viewFile/143/142 (дата обращения: 07.02.2019)
Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта/ Пер. с англ. Р.Е. Бумагина, Ю.А. Данилова, А.Д. Ковалева, О.А. Оберемко под ред Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004.