Виды этничности / этнического самосознания и типы этнических сообществ Ранние опыты типологизации человеческих сообществ

Слайд 2

Ю.В. Бромлей предпринял попытку типологизировать этнические общества в синхронии, избрав в

Ю.В. Бромлей предпринял попытку типологизировать этнические общества в синхронии, избрав в

качестве критерия интенсивность выраженности этнических свойств:
элементарные этнические единицы (представляющие предел делимости этнических общностей) – отдельный человек или этнофор;
субэтнические подразделения (составные части основных этнических подразделений, характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических свойств);
макроэтнические единицы или метаэтнические общности/суперэтносы (охватывающие несколько основных этнических подразделений, но характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических свойств).
Субэтносы в структуре этноса:
этнографические (этнолокальные) группы, обладающие языковой, культурной, конфессиональной спецификой в рамках этноса;
этнические группы, обладающие помимо языковой, культурной, конфессиональной специфики, выделенным самосознание.
Структура этнографических и этнических групп подвижна; между этническими общностями нет непроницаемой границы, в ходе исторического развития одни могут переходить в другие.
Ю.В. Бромлей подчеркивал, что в развитии этносов возможны различные схемы.
Наиболее типичная: этнографическая группа > этнос > историко-этнографическая область > историко-этнографическая провинция > метаэтнос/суперэтнос.
Суперэтносы:
метаэтнические общности, возникающие по конфессиональному признаку;
метаэтнические общности, возникающие по историко-культурному/цивилизационному признаку;
метаэтнические общности, возникающие на основе политического взаимодействия и проч.
Слайд 3

Формы самоорганизации этносов (типы этнических сообществ) соотносятся с формами потестарно-политических образований

Формы самоорганизации этносов (типы этнических сообществ) соотносятся с формами потестарно-политических образований
В

современной науке популярна концепция нелинейной эволюции обществ, в рамках которой существует множество вариантов потестарно-политической организации
Ранние государства – «точечные» (номовые, города-государства), «территориальные», кочевые империи.
Вплоть до средневековья политические объединения базировались на единстве территории и подданстве, а не на этничности. При определении границ между государственными образованиями приоритет отдавался династическим связям.
Этнический фактор на протяжении с нового и новейшего времени играл значительную роль в формировании и развитии государственных структур, которые могли иметь различные формы устройства:
империи; федерации; конфедерации; унитарные системы.
С Нового времени (со времени Французской революции) на первый план вышли вопросы нации и национализма.
В «Декларации прав человека и гражданина» Французской Республики 1789 г. впервые в истории было провозглашено, что источником власти в государстве является нация, при неоднозначности ее трактовки.
Лозунг о праве наций на самоопределение впервые был использован в 1792 г. - в результате плебесцита произошло присоединение анклавов Авиньон и Венсенн, находившихся под управлением Папы Римского, к Франции.
Слайд 4

Лозунг о праве наций на самоопределение активно использовался в ходе революций

Лозунг о праве наций на самоопределение активно использовался в ходе революций

1848-1849 гг. в Европе; к Первой мировой войне он стал доминирующим в мировой политике.
Большевики, пришедшие к власти в России в 1917 г., расширили его до лозунга «право наций на самоопределение вплоть до отделения», чем положили начало распаду Российской империи и предвосхитили создание СССР в 1922 г.
С 1945 г. право наций на самоопределение получило признание ООН в ходе начавшегося процесса деколонизации.
В 1960 г. этот принцип был зафиксирован в «Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам».
В СССР (союзном федеративном государстве с высоким уровнем централизации) 1922-199 гг.- право наций на самоопределение было закреплено в Конституции.
РФ наследовало стратегии национальной политики СССР.В
В 1996 г. принята Концепция государственной национальной политики РФ.
При Президенте РФ в 2012 г. создан Совет по межнациональным отношениям, который разработал Стратегию государственной национальной политики до 2025 г. 
Слайд 5

2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до

2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до

2025 года
Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте российского многонационального государства.
В Стратегии используются следующие понятия:
российская нация (многонациональный народ Российской Федерации, россияне) - сообщество граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историко-культурную и гражданскую общность, политико-правовую связь с российским государством (согражданство);
российская гражданская идентичность - общее и единое для граждан Российской Федерации осознание своей принадлежности к российской нации;
этническая общность (народ, этнонация) - исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием;
национальность - этническая принадлежность (этничность), осознанная человеком на основе самоопределения принадлежность к тому или иному народу
Слайд 6

2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до

2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до

2025 года:
Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории, проживают представители 193 этнических общностей (по данным переписи 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и сыграло историческую роль в создании российской государственности и культуры.
Все народы, проживающие в России, равноправны и их культурное и языковое многообразие охраняется государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.
Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории российского государства сформировалась уникальная цивилизационная общность - полиэтническая российская нация, представители которой считают Россию своей Родиной.
Россия создавалась как единение народов, как государство, системообразующим ядром которого исторически выступает русский народ. Цивилизационная идентичность России и российской нации основана на сохранении русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России.