Забытые традиции Иллюстрации: Елизавета Бем

Слайд 2

Многие традиции, на которых строился образ жизни русского человека, стерлись из

Многие традиции, на которых строился образ жизни русского человека, стерлись из

нашей исторической памяти или свернулись до простейших и безынтересных действий. Попытаемся восстановить в уме главные из них.
Слайд 3

«Деток родить – не веток ломить» Родильные дома в России появились

«Деток родить – не веток ломить»

Родильные дома в России появились только

в XVIII веке, но они предназначались для бедняков или тех, кто собирается своих детей отдать. До революции детей старались рожать дома, а ещё лучше – в бане, в тепле, подальше от чужих глаз. Следуя приметам, чтобы облегчить роды, роженице расплетали косы, с неё снимали украшения, распоясывали. Все сундуки, шкафы, окна и двери следовало открыть. Помогали роженицам повитухи.

Причём помогали не только во время родов, но и после них: первые несколько дней они занимались хозяйством в доме. 8-го января отмечался праздник «бабьи каши», в который принято было благодарить повитух, преподносить им подарки.

Слайд 4

Именины, а не день рожденья Именно именинами, то есть днём ангела,

Именины, а не день рожденья

Именно именинами, то есть днём ангела, а

не днём рожденья отмечался каждый новый год в жизни человека. При советской власти этот пережиток царского режима был постепенно искоренён. Другим стал сам характер праздника: теперь акцент ставился на физическом, а не духовном рождении.

До XVII века утро именинника начиналось с молитвы и причастия. Затем в качестве приглашения на именины родственникам и друзьям приносили испечённые накануне пироги. Тот, кто принёс пирог, говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Пирог был главным блюдом праздника. Его разламывали над головой именинника, чтоб на того, как крошки, «сыпалось золото и серебро».

Слайд 5

Дом построить Строительство дома было делом не просто сложным и ответственным,

Дом построить

Строительство дома было делом не просто сложным и ответственным, но

жизненно важным. Начиналось строительство со знакомства с местом, на котором хозяин собрался возводить дом. Для того, чтобы определить, каков гений места, существовало множество примет. К примеру, вечером на землю клали

сухую овечью шкуру, а утром её выжимали. Если шкура оставалась сухой, значит, строительство принесёт хозяину разорение. Или с каравая отрезали ломоть, посыпали его солью и клали туда же. Если за ночь хлеб успевал пропасть, его отдавали собаке и начинали строить. Под основание строящегося дома клали несколько монет и дом освящали. Иногда под основание закапывали голову петуха.

Слайд 6

Переезд с домовым При переезде в новый дом следовало не забыть

Переезд с домовым

При переезде в новый дом следовало не забыть о

домовом, который верой и правдой жил у вас много лет. Для того чтобы домовой не остался на старом месте, хозяева забирали с собой

веник. Также перед переездом складывали в небольшую коробку старые не острые вещи и выставляли её на 10 минут за порог. Тогда домовой переезжал вместе с хозяевами на новое место.

Слайд 7

Кулачные бои Кулачный бой был не просто дракой ради забавы или

Кулачные бои

Кулачный бой был не просто дракой ради забавы или удали

– он был одним из способов воспитания воинов. Изначально в нём не существовало правил: он назывался сцепным боем, и в нём каждый был сам за себя, каждый дрался со всеми. Позже кулачный бой превратился в боевое искусство со своими правилами и тактическими приёмами. Здесь нельзя было использовать оружие, бить лежачего и драться можно было только кулаками. Существовали три возрастные группы: мальчики, неженатые юноши и.

взрослые мужчины. Бой вёлся стенкой на стенку, то есть командами, и у каждой команды был вожак. Церковь осуждала кулачные бои, и их время от времени запрещали, начиная с XVII века. После революции запретили вовсе

Слайд 8

Воспитание воинов Разумеется, кулачные бои были не единственным инструментом воспитания воинов.

Воспитание воинов

Разумеется, кулачные бои были не единственным инструментом воспитания воинов. Сызмала

мальчики играли в царя горы, кучу-малу, ледяные горки. В качестве игрушек были у них и деревянные мечи. А малолетние князья чуть ли не с трёх лет носили на поясе боевое оружие. Обряд посвящения

мальчика в воины свершался, когда ему исполнялось два или три года: мальчика постригали и сажали на коня. Чем старше он становился, тем чаще его брали на битву или охоту. Уже в подростковом возрасте князья нередко брались за мечи.