РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ В помощь ученику при анализе текста

Содержание

Слайд 2

ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ

ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ

И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 3

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ: фонетика лексика фразеология морфология словообразование синтаксис

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:

фонетика
лексика
фразеология
морфология
словообразование
синтаксис

Слайд 4

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ ассонанс аллитерация Придают речи особую наглядность и изобразительность,

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

ассонанс
аллитерация

Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют

более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя
Слайд 5

ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ И веют древними поверьями Ее упругие шелка.

ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ

И веют древними поверьями
Ее упругие

шелка. (А.Блок)
(Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.)

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
(В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

Слайд 6

ВЫВОД: звуки И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности,

ВЫВОД:

звуки
И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности,

близости;
А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь;
Я – приятность, увеселение, нежность;
О –звук восторга, огромного, темного, долгого
У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль;
Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;
Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое;
Н – нежное, небо, ночь;
Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма
М – милое, мягкое, мать, море
Слайд 7

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ синонимы антонимы омонимы фразеологизмы стилистически окрашенная лексика лексика ограниченного употребления

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

синонимы
антонимы
омонимы
фразеологизмы
стилистически окрашенная лексика
лексика ограниченного употребления

Слайд 8

СИНОНИМЫ Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки Более

СИНОНИМЫ

Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки
Более

глубоко раскрывать тот или иной признак

Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)

Слайд 9

АНТОНИМЫ Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче. Богатство и бедность,

АНТОНИМЫ

Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.

Богатство и бедность, старость

и молодость, красота и безобразие – это и было то, о чем говорится в сказках
Слайд 10

ОМОНИМЫ Используются для усиления выразительности и экспрессии речи; Для создания выразительности

ОМОНИМЫ

Используются для усиления выразительности и экспрессии речи;
Для создания выразительности комического

характера

1.Ты белых лебедей кормила,
откинув тяжесть черных кос. (Брюсов)
2. «Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.

Слайд 11

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста; создать нужную

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;
создать нужную стилистическую тональность;


более ярко выразить отношение к сообщаемому,
передать авторские чувства и оценки

Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель.
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.

Слайд 12

СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА Придает тексту возвышенное или сниженное звучание; Служит средством

СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА

Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;
Служит средством речевых

характеристик героев;
Служит средством передачи авторских эмоций и оценок.

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли..»
А. Пушкин
Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко!
Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев

Слайд 13

ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени,

ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ

Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;
Для

выражения авторских оценок, чувств;
Для создания иронического эффекта

«Лепота!»-молвил царь.
«Удались, бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов
Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.

Слайд 14

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Формы глаголов настоящего времени Форма повелительного

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Формы глаголов настоящего времени
Форма повелительного наклонения
Формы множественного

числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего
Глаголы повелительного наклонения
Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных)
Использование окказионализмов
Слайд 15

ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Актуализируют прошедшие события и делают их более

ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Актуализируют прошедшие события и делают их более

наглядными

Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько стоят.

Слайд 16

ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности …И как судьба

ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности

…И как судьба меня

не хлопай,
Я устремлен душою всей
К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)
Слайд 17

ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПРИ

ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПРИ

ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО

Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному как неопределенное.

Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.

Слайд 18

ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста Молчи, скрывайся и

ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои… Тютчев
Слайд 19

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИ Передается напряженное состояние

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИ

Передается напряженное состояние героя


Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья… А. Фет

Слайд 20

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК для усиления образности и изобразительности текста и

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК

для усиления образности и изобразительности текста и

актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действия или его субъекта
- для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных)

Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский

Слайд 21

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ - для создания речевых характеристик героя в той или

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ

- для создания речевых характеристик героя в той или

иной стилистической тональности текста
- для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого

Я думал – ты всесильный Божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
В.Маяковский

Слайд 22

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Знаки препинания - Авторские знаки препинания

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
- Знаки препинания
- Авторские

знаки препинания
Слайд 23

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Используются для усиления авторской мысли,

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

- Используются для усиления авторской мысли,

выражения авторской позиции, создания образности
-подчеркивают и усиливают авторские мысли, оценки и эмоции

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова

Слайд 24

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ - способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

- способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств

автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование.

По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – рдяным и рваным.
М. Цветаева

Слайд 25

ВЫВОД: арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и

ВЫВОД:

арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы,

и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Слайд 26

РЕФЛЕКСИЯ Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…

РЕФЛЕКСИЯ

Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…