Фигура поэтического синтаксиса

Содержание

Слайд 2

Поэтический синтаксис-совокупность синтаксических художественно- изобрази-тельных средств, которые принято называть фигурами поэтического синтаксиса:

Поэтический синтаксис-совокупность синтаксических художественно- изобрази-тельных средств, которые принято называть фигурами поэтического

синтаксиса:
Слайд 3

- синтаксические конструкции, которые используют тогда, когда хотят передать возвышенные, благородные чувства и мысли.

- синтаксические конструкции, которые используют тогда, когда хотят передать возвышенные, благородные

чувства и мысли.
Слайд 4

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ: - используются при передаче чувств восхищения, восторга, удивления, восторга,

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ: - используются при передаче чувств восхищения, восторга, удивления, восторга, удивления,

гнева. Они представляют собой восклицательные предложения, которые часто сопровождаются восклицательными частицами: о, как, какой, что за, куда как,
О, если б голос мой умел сердца тревожить! ( А. С. Пушкин.) РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ:
Обращения к отсутствующим воображаемым лицам или к неживым предметам. При этом оживляются картины, описываемые автором, неживые предметы становятся живыми соучастниками Изображаемых событий.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (А. С. Пушкин)
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС:
Отличается от обычного вопроса тем, что не только не требует ответа, но и сам выражает утверждение или отрицание.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
(М. Ю. Лермонтов)
Слайд 5

ФОРМЫ ПАРАЛЛЕЛИЗМА: СИНТАКСИЧЕСКИЙ состоит в единообразном построении предложений, он придает композиционную

ФОРМЫ ПАРАЛЛЕЛИЗМА:

СИНТАКСИЧЕСКИЙ

состоит в единообразном построении предложений, он придает композиционную стройность фразе,

строфе, абзацу. Особенно часто параллелизм наблюдается в смежных конструкциях:
Не вернуть мне ту ночку прохладную,
Не видать мне подруги своей,
Не слыхать мне ту песню отрадную,
Что в саду распевал соловей.
( С. Есенин.)

СТРОФИЧЕСКИЙ

одинаковые синтаксические конструкции употребляются в начале или конце каждой строфы. Нередко используется отрицательный параллелизм, заключающий в себе отрицательное сравнение:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То мое сердечко ноет,
Как осенний лист дрожит.
( Народная песня.)
Разновидностью синтаксического параллелизма является хиазм, т. е. обратный параллелизм. В этом случае во второй, параллельной конструкции используется обратный порядок слов (инверсия главных членов предлож.):
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.(М. Лермонтов)

Слайд 6

ПОВТОРЫ. АНАФОРА ИЛИ ЕДИНОНАЧАТИЕ-повторение одинаковых звуков, слов, синтаксических конструкций в начале

ПОВТОРЫ. АНАФОРА ИЛИ ЕДИНОНАЧАТИЕ-повторение одинаковых звуков, слов, синтаксических конструкций в начале

смежных стихов или строф.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ

Основана на повторении отдельных слов, несущих на себе смысловую нагрузку:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья… (М. Лермонтов)
ЗВУКОВАЯ(фонетическая)
Задремали звезды золотые
Задрожало зеркало затона…
(С. Есенин).

СИНТАКСИЧЕСКАЯ

заключается в повторении словосочетаний и целых предложений:
В первый раз- поле весной опьянело,
В первый раз- город венчала зима,
В первый раз- в храмине туч сине- белой
Молнией взрезана плотная тьма!
(В. Брюсов)

Слайд 7

ПОВТОРЫ.ЭПИФОРА. - повторение слов или словосочетаний в конце строк или строя.

ПОВТОРЫ.ЭПИФОРА.

- повторение слов или словосочетаний в конце строк или строя.
Эпифора наиболее

характерна для народных песен. Использование ее в стихотворениях придает им народно- поэтический колорит, подчеркивает песенный ритм произведения. Разновидностью эпифоры следует считать рефрен (в песнях- припев)
Милый друг, и в тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне мира в тихом доме
Возле мирного огня.
(А. Блок)
Слайд 8

ЛЕКСИЧЕСКОЕ повторение слова в начале и в конце фразы: Жди меня

ЛЕКСИЧЕСКОЕ

повторение слова в начале и в конце фразы:
Жди меня и

я вернусь,
Только очень жди.
(К. Симонов)

СТРОФИЧЕСКОЕ

повторение в начале и в конце строфы:
Шаганэ ты моя, Шаганэ,
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе, поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
(С. Есенин)

ПОВТОРЫ. КОЛЬЦО- повторение слов, словосочетаний, предложений в начале или в конце фразы, строфы или всего стихотворения.

Слайд 9

ПОВТОРЫ. КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК-повторение в начале нового предложения (или строки) слов, заканчивающих

ПОВТОРЫ. КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК-повторение в начале нового предложения (или строки) слов, заканчивающих

предыдущее предложение (или строку).

И так начинается песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны.
О войнах, которым стихи не нужны.
(В. Луговской)

Слайд 10

АНТИТЕЗА- сопоставление, противопоставление понятий, мыслей, образов, положений с целью выделения их

АНТИТЕЗА- сопоставление, противопоставление понятий, мыслей, образов, положений с целью выделения

их в повествовании. Антитеза строится обычно строится на антонимах, общих или контекстуальных.

Ты богат, я очень беден.
Ты прозаик, я поэт.
(А. С. Пушкин)

АНАКОЛУФ - стилистическая фигура, состоящая в грамматической несогласованности членов предложения. Анаколуф- явление живой разговорной речи, представляющее собой поэтическую вольность.

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?
(А. С. Пушкин)

АНАКОЛУФ - стилистическая фигура, состоящая в грамматической несогласованности членов предложения

Слайд 11

ЭЛЛИПС- синтаксическая конструкция, в которой отсутствуют некоторые связующие члены предложения, в

ЭЛЛИПС-

синтаксическая конструкция, в которой отсутствуют некоторые связующие члены предложения, в

результате чего высказывание выглядит неполным. Однако эллиптическое предложение оказывается понятным благодаря окружающему тексту или ситуации, в которой оно произносится:
Татьяна в лес: медведь за нею;
Снег рыхлый, по колени ей (А. С. Пушкин)
Такие конструкции присущи устной речи, они передают ее динамичность, взволнованность.

ГРАДАЦИЯ или НАГНЕТАНИЕ-

стилистическая фигура, состоящая из слов или выражений, расположенных последовательно по степени возрастания (или убывания) их интонационной выразительности и смысловой нагрузки.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)