Готовимся к ЕГЭ ПОГОВОРИМ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ ЯЗЫКА. ЗАДАНИЕ 8. ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОН

Содержание

Слайд 2

И н в е′ р с и я от лат. inversio

И н в е′ р с и я
от лат. inversio —

переворачивание, перестановка — нарушение обычного порядка слов в предложении.

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А.Пушкин)
Белеет парус одинокий… (М.Лермонтов)

Слайд 3

А н а′ ф о р а др.-греч. ἀναφορά — приписывание,

А н а′ ф о р а

др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению.
единоначалие,

повтор слов в начале смежных высказываний.
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… (К.Симонов)
Слайд 4

Э п и′ ф о р а стилистическая фигура повторения окончаний

Э п и′ ф о р а
стилистическая фигура повторения окончаний смежных

стихов или фраз
(или 
единоокончание)
повторение слов в конце смежных высказываний.
Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом… (М.Светлов)
Слайд 5

П а р а л л е л и′ з м

П а р а л л е л и′ з м

др.-греч. παραλληλισμος —

соположение.
параллельное расположение структурных элементов в 2-3 смежных высказываниях.
одинаковое синтаксическое построение предложения.
художественный эффект параллелизма усиливается лексическим повтором.
Гляжу на будущность с боязнью.
Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)
Слайд 6

А н т и т е′ з а др.-греч. ἀντίθεσις —

А н т и т е′ з а

др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение.
резкое противопоставление понятий,

положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.Маяковский).
Ты и убогая, Ты и обильная. Ты и могучая. Ты и бессильная. Матушка-Русь! (Н.Некрасов).

Слайд 7

Г р а д а′ ц и я Последовательное расположение слов

Г р а д а′ ц и я
Последовательное
расположение слов или

частей фраз в порядке их возрастания (убывания):

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени… (Л.Толстой)
Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам…(О.Берггольц)

Слайд 8

Риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не

Риторический вопрос

это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается

в силу его крайней очевидности.
 представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. 

Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М.Ломоносов)
Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А.Сумароков)

Слайд 9

Риторическое восклицание приём передачи кульминации чувств. передаёт различные эмоции автора: удивление,

Риторическое восклицание
приём передачи кульминации чувств. 
передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг,

огорчение, радость и т. п. 

Какое лето,
что за лето! Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)
О времена, о нравы! (латинское изречение)

Слайд 10

Б е с с о ю з и е построение речи,

Б е с с о ю з и е

построение речи, при

котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.

Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет…
(А.Пушкин)

Слайд 11

М н о г о с о ю з и е

М н о г о с о ю з и е

намеренное

увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

И блеск, и тень, и говор волн… (А.Пушкин)

Слайд 12

П а р ц е л л я′ ц и я

П а р ц е л л я′ ц и я

нов. лат. parcellatio «разделение»,

реконстр. из фр. parcelle «частица»
расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение отображается с помощью точек. П.имитирует разговорную речь

Прошлый раз…в вагон какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М.Зощенко)

Слайд 13

З В У К О П И С Ь — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

З В У К О П И С Ь —
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ,

СВЯЗАННЫЙ С СОЗДАНИЕМ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ И ОСНОВАННЫЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗВУКОВЫХ ПОВТОРОВ (ПОВТОРОВ ЗВУКОВ ИЛИ ИХ СОЧЕТАНИЙ), КОТОРЫЕ МОГУТ ИМИТИРОВАТЬ В ТЕКСТЕ ЗВУКИ РЕАЛЬНОГО МИРА (СВИСТ ВЕТРА, ШУМ ДОЖДЯ, ЩЕБЕТ ПТИЦ И Т. П.), А ТАКЖЕ ВЫЗЫВАТЬ АССОЦИАЦИИ С КАКИМИ-ЛИБО ЧУВСТВАМИ И МЫСЛЯМИ.

Выразительные средства фонетики

Слайд 14

Ассонанс повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит

Ассонанс

 повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для

создания звукового образа.

У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут.
(М.Ю.Лермонтов)
Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою…
(Н.Некрасов)

Слайд 15

Аллитерация повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении Морозом выпитые лужи

Аллитерация

повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении

Морозом выпитые лужи хрустят и

хрупки, как хрусталь… (И.Северянин)
Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом. (А.Пушкин)
Слайд 16

Передача слуховых впечатлений словами, напоминаю-щими звучание природных явлений или звуки, издаваемые

Передача слуховых впечатлений словами, напоминаю-щими звучание природных явлений или звуки,
издаваемые

животными

Звукоподражание
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… (К.Бальмонт)