Композиция публичного выступления

Содержание

Слайд 2

План 1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления. 2. Общие принципы выбора

План

1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления.
2. Общие принципы выбора и

расположения материала речи.
3. Работа над планом публичного выступления.
4. Структура публичного выступления: а) вступление, б) основная часть, в) заключение.
5. Переходы между элементами композиции.
6. Возможные недостатки композиции
публичного выступления.
7. Особенности композиции публичного выступления
в сфере делового общения.
Слайд 3

1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления «Оратория – это особое изящное

1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления

«Оратория – это особое изящное

искусство, которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мысли, как все роды прозы, но требует еще произношения, или языка действий».
Н.Ф.Кошанский
Оратория – это «наставление к сочинению речей в прозе».
М.В.Ломоносов
Слайд 4

1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления Композиция, или построение, структура (от

1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления

Композиция, или построение, структура (от

лат. composition – «составление, сочинение») – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение в определенной системе.
Слайд 5

1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение

1. Понятие оратории. Композиция публичного выступления


Композиция речи – это построение

выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Слайд 6

А.Ф. Кони о композиции публичного выступления А.Ф. Кони (1844-1927) – русский

А.Ф. Кони о композиции публичного выступления

А.Ф. Кони (1844-1927) – русский юрист

и общественный деятель,
выдающийся судебный оратор

Из статьи
«Советы лекторам»:

«Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

Слайд 7

И.П. Павлов о композиции публичного выступления Способностью замечательно строить композицию речи

И.П. Павлов о композиции публичного выступления

Способностью
замечательно
строить композицию
речи в

совершенстве
владел известный
русский ученый-физиолог
И.П. Павлов
(1849-1936).
Слайд 8

2. Общие принципы выбора и расположения материала речи Не старайтесь рассмотреть

2. Общие принципы выбора и расположения материала речи

Не старайтесь рассмотреть в

вашем выступлении все многообразие вопросов, выберите один из них и проанализируйте его глубоко и всесторонне, а другие только назовите, связав с избранным.
Все части речи подчините реализации одной конкретной цели.
Обосновывайте и подчеркивайте важность каждой отдельной смысловой позиции (положения) вашей речи.
Слайд 9

3. Работа над планом публичного выступления

3. Работа над планом публичного выступления

Слайд 10

3. Работа над планом публичного выступления

3. Работа над планом публичного выступления

Слайд 11

3. Работа над планом публичного выступления

3. Работа над планом публичного выступления

Слайд 12

3. Работа над планом публичного выступления Виды планов Простой 1. …

3. Работа над планом публичного выступления

Виды планов
Простой
1. …
2. …
3. …
4. …
5.


Сложный
В сложном плане выделяют
вступление, основную часть,
заключение:
1. Вступление.
2. Основная часть.
1) …
2) …
3) …
3. Заключение.
Слайд 13

3. Работа над планом публичного выступления Правило 1. Пользуйтесь полным предложением

3. Работа над планом публичного выступления

Правило 1. Пользуйтесь полным предложением для

формулирования пунктов плана.
Правило 2. Разделите план на три части (вступление, основную часть
и заключение).
Слайд 14

3. Работа над планом публичного выступления Правило 3. Применяйте общепринятый способ обозначений. Пример:

3. Работа над планом публичного выступления

Правило 3. Применяйте общепринятый способ обозначений.

Пример:
Слайд 15

3. Работа над планом публичного выступления Правило 4. Размещайте пункты плана

3. Работа над планом публичного выступления

Правило 4. Размещайте пункты плана
в соответствии

с их подлинным
взаимоотношением.
Исправить неправильное размещение
пунктов можно двумя способами:
а) простым изменением их роли
и последовательности,
б) новой формулировкой одного
или более пунктов, чтобы
их соотношение стало правильным.
Слайд 16

3. Работа над планом публичного выступления Правило 5. Пользуйтесь только одним

3. Работа над планом публичного выступления

Правило 5. Пользуйтесь только одним обозначением

перед каждым суждением и только одним суждением после каждого обозначения.
Неправильно:
А. Рак кожи – наиболее легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предосторожности.
1. …
2. Нужно относиться с осторожностью к родинкам и бородавкам. Они могут перейти в рак. Большинство из них не опасно, но если они разрастаются или значительно видоизменяются, необходимо обратиться к врачу, который сможет успешно их удалить.
Слайд 17

3. Работа над планом публичного выступления Правильно: А. Рак кожи –

3. Работа над планом публичного выступления

Правильно:
А. Рак кожи – наиболее

легко излечимый вид рака при условии применения надлежащих мер предосторожности.
1. …
2. Родинки и бородавки не представляют угрозы, если проявить осторожность.
а) Большинство из них не опасно.
б) Если посоветоваться с врачом немедленно после того, как станет заметно существенное внешнее изменение родинки или бородавки, то он сможет успешно удалить ее.
Слайд 18

3. Работа над планом публичного выступления Правило 6. Следите за тем,

3. Работа над планом публичного выступления

Правило 6. Следите за тем, чтобы

тезис плана был бы достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним.
Пример:
III. На Аляске много хороших земель, которые нетрудно
получить.
A. Для сельского хозяйства еще имеется пространство,
равное территории Южной Каролины.
Б. Большая часть этих земель может пойти под участки
для переселенцев.
B. Достижения фермера Пауля Саткоса из Ричмонда (штат Виргиния) показывают, как много других фермеров добилось бы успеха, если бы они занялись хозяйством на Аляске.
Слайд 19

3. Работа над планом публичного выступления Правило 7. Избегайте суждений сложных

3. Работа над планом публичного выступления

Правило 7. Избегайте суждений сложных
и

с разным содержанием.
Неправильно:
1. Много новых областей открывается в медицине, и большинство из них подходит для женщин-врачей.
Правильно:
1. Много новых областей открывается в медицине.
2. Большинство из них подходит для женщин-врачей.
Слайд 20

3. Работа над планом публичного выступления Правило 8. Избегайте частичного совпадения

3. Работа над планом публичного выступления

Правило 8. Избегайте частичного совпадения разделов

плана или их несовместимости.
Пример:
Есть несколько важных причин, объясняющих, почему
большинство молодежи не слушает симфоническую
музыку.
А) Чтобы оценить симфоническую музыку, надо научиться
ее слушать.
Б) Большинство молодежи не использует немногих
предоставляющихся возможностей ее послушать.
B) Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой легкой музыкой.
Г) На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма заумная».
Д) Симфоническая музыка раздражает молодежь.
Слайд 21

3. Работа над планом публичного выступления Правило 9. Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов при формулировании пунктов плана.

3. Работа над планом публичного выступления
Правило 9. Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов

при формулировании пунктов плана.
Слайд 22

4. Структура публичного выступления. Введение

4. Структура публичного выступления. Введение

Слайд 23

4. Структура публичного выступления. Введение Как достичь? Не извиняйтесь за то,

4. Структура публичного выступления. Введение

Как достичь?
Не извиняйтесь за то, что вы

– плохой оратор!
Начните речь с этикетных формул (например, с приветствия).
Создайте оригинальный зачин речи.
Слайд 24

4. Структура публичного выступления. Введение Обратитесь к слушателям при помощи следующих

4. Структура публичного выступления. Введение

Обратитесь к слушателям
при помощи следующих
выражений: «уважаемые
дамы

и господа»,
«товарищи», «коллеги»,
«друзья» и т. д.
Так, например, как начал
А. Ширвиндт свою речь на
юбилее З. Гердта.
Слайд 25

4. Структура публичного выступления. Введение

4. Структура публичного выступления. Введение

Слайд 26

4. Структура публичного выступления. Введение

4. Структура публичного выступления. Введение

Слайд 27

4. Структура публичного выступления. Введение Для создания оригинального зачина речи оратор

4. Структура публичного выступления. Введение

Для создания оригинального зачина речи оратор может

обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету, как это сделал советский ученый К.А. Тимирязев во время чтения лекции в Лондонском королевском обществе.
Слайд 28

4. Структура публичного выступления. Введение

4. Структура публичного выступления. Введение

Слайд 29

4. Структура публичного выступления. Введение Для создания оригинального зачина оратор может

4. Структура публичного выступления. Введение

Для создания оригинального зачина оратор может
использовать «шоковую

технику», т.е. начать речь с ошеломляющего или парадоксального утверждения (парадокса). Это прием был (правда, неудачно) использован 37-м президентом США Ричардом Никсоном (1913-1994).
Слайд 30

4. Структура публичного выступления. Введение Русский писатель и историк Н.М. Карамзин

4. Структура публичного выступления. Введение

Русский писатель и историк
Н.М. Карамзин (1766-1826)

использовал прием называния темы в речи, посвященной Екатерине Второй.

Философ Г.В. Плеханов (1856-1918) приводит в своих конспектах лекций по политической экономике краткий план речи.

Слайд 31

4. Структура публичного выступления. Введение Виды вступления 1) Естественное вступление («принципиум»)

4. Структура публичного выступления. Введение

Виды вступления
1) Естественное вступление («принципиум») – это

обычное вступление, которое предполагает простое заявление темы или перечисление отдельных ее аспектов. В естественном вступлении оратор обычно останавливается на значимости избранного предмета, либо на его важности для ситуации или аудитории, либо объясняет, почему он вправе говорить об этой теме.
Слайд 32

4. Структура публичного выступления. Введение 2) Искусственное вступление («инсинуацио») состоит в

4. Структура публичного выступления. Введение

2) Искусственное вступление
(«инсинуацио») состоит в том,

что оратор начинает свою речь издалека, приближается к основной ее мысли постепенно. Один из наиболее распространенных вариантов такого вступления – это вынесение в начало какого-то примера, частного случая, ситуации, от которой затем можно перейти к более общим суждениям. Так поступает в своей проповеди «О окамененном сердце» священник Вячеслав Резников.
Слайд 33

4. Структура публичного выступления. Введение 3) Во внезапном вступлении («ex abrupto»

4. Структура публичного выступления. Введение

3) Во внезапном вступлении («ex abrupto» –

«экс абрупто») оратор начинает свою речь не с общих рассуждений и не издалека, а непосредственно с основной проблемы, которая непременно сильно волнует его. Такой вид вступления часто использовал Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).
Слайд 34

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи

Слайд 35

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи

Слайд 36

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи Тактика расположения доказательств в

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи

Тактика расположения доказательств
в основной

части определяется
коммуникативной ситуацией:
если вы как уверены в своей правоте, располагайте аргументы в последовательности от самого слабого к наиболее сильному доводу;
если вы колеблетесь, приведите сначала наиболее доказательное подтверждение вашего мнения, затем 2-3 менее сильных, и завершите доказательство аргументами сравнительно более сильными;
Слайд 37

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи Тактика расположения доказательств в

4. Структура публичного выступления. Основная часть речи

Тактика расположения доказательств
в основной части

определяется
коммуникативной ситуацией:
если все доказательства не слишком убедительны, «берите количеством»;
если они вполне надежны, их рассматривайте их поочередно, отдельно, последовательно останавливаясь на каждом.
Слайд 38

4. Структура публичного выступления. Заключение Цель заключения речи – «генеральный штурм»

4. Структура публичного выступления. Заключение

Цель заключения речи – «генеральный штурм» аудитории.


Основные задачи оратора
дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили (поэтому здесь повторите самое главное, причем с усилением);
«закруглить» речь;
активизировать аудиторию (не оборвите речь, а закончите ее чем-то вроде призыва к слушателям).
Слайд 39

4. Структура публичного выступления. Заключение

4. Структура публичного выступления. Заключение

Слайд 40

4. Структура публичного выступления. Заключение

4. Структура публичного выступления. Заключение

Слайд 41

4. Структура публичного выступления. Заключение

4. Структура публичного выступления. Заключение

Слайд 42

4. Структура публичного выступления. Заключение

4. Структура публичного выступления. Заключение

Слайд 43

4. Структура публичного выступления. Заключение

4. Структура публичного выступления. Заключение

Слайд 44

5. Переходы между элементами композиции Переходы связывают все части речи в

5. Переходы между элементами композиции

Переходы связывают все части речи в единое

целое и позволяют удерживать и направлять внимание аудитории
Это отдельные фразы или несколько связанных фраз, которые необходимы:
1) во введении (перед формулировкой тезиса или темы);
2) между темой и первой позицией основной части;
3) между пунктами основной части;
4) между последним пунктом основной части и заключением.
Слайд 45

5. Переходы между элементами композиции Для переходов можно использовать следующие слова

5. Переходы между элементами композиции


Для переходов можно использовать следующие

слова и словосочетания:
забегая вперед, скажу; как будет указано дальше; дальнейшее изложение покажет, что; посмотрим; мы будем заниматься; мы приступим к изучению.
Слайд 46

6. Возможные недостатки композиции публичного выступления Наиболее типичные недостатки композиции: нарушение

6. Возможные недостатки композиции публичного выступления

Наиболее типичные недостатки композиции:
нарушение логической

последовательности в изложении материала;
перегрузка текста теоретическими рассуждениями;
отсутствие доказательности основных положений;
обилие затронутых вопросов и проблем (рекомендуется предлагать вниманию
аудитории не более 3-4 вопросов);
содержащиеся в речи факты и примеры, не относящиеся к обсуждаемому предмету;
шаблонное, трафаретное построение речи.
Слайд 47

7. Особенности композиции публичного выступления в сфере делового общения Для ситуации

7. Особенности композиции публичного выступления в сфере делового общения

Для ситуации делового

общения может быть рекомендована следующая структура выступления:
вступление, стержневая идея доклада;
краткая история рассматриваемого вопроса;
тенденции развития проблемы;
накопленный опыт (положительный
и отрицательный) решения рассматриваемых вопросов;
предложения по решению проблемы;
заключение.
Слайд 48

Выводы Композиция публичного выступления, как и само выступление, – дело творческое

Выводы

Композиция публичного выступления, как и само выступление, – дело творческое и

меньше всего поддается стандартизации.
Композиция публичного выступления – один из элементов воздействия оратора на слушателя.
Композиция публичного выступления помогает оратору четко построить
и прочно скрепить материал, а слушателям – усвоить речь.
Слайд 49

Выводы Композиция публичного выступления способствует восприятию и запоминанию речи. Композиция публичного

Выводы

Композиция публичного выступления способствует восприятию и запоминанию речи.
Композиция публичного выступления

должна быть тщательно продумана оратором в процессе подготовки.
И тогда вас будут слушать!!!