Содержание
- 2. План лекции Акцентология. Орфоэпия. Фоника Понятие ударения. Особенности и функции ударения в русском языке. Акцентные варианты.
- 3. Акцентология. Орфоэпия. Фоника (от лат. accentus — ударение и греч. lógos — слово, учение) – раздел
- 4. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Рубен Иванович Аванесов (1902 – 1982) – советский языковед, один из основателей московской
- 5. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Словесное ударение – выделение одного из слогов неодносложного слова фонетическими средствами: увеличением длительности
- 6. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Дополнительное (побочное, ритмическое) ударение – в сложных словах, а также в словах с
- 7. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Логическое (смысловое, интонационное) ударение – произвольное выделение одного из слов устного высказывания с
- 8. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Факторы, меняющие значение фразы И он пришел. (отождествление) И он пришел. (констатация факта)
- 9. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Эмфатическое ударение – эмоциональное выделение одного из слов высказывания (эмфаза – напряжение речи,
- 10. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Функции словесного ударения: делимитативная, разграничительная – выделяет слово в потоке речи и способствует
- 11. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Особенности ударения в русском языке: разноместность – ударение является свободным, т.е. может падать
- 12. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Акцентные варианты – разновидности слов по месту ударения (петля – петля, кулинария –
- 13. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Типы акцентных вариантов: более или менее равноправные (одновременно и одновременно, по волнам и
- 14. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Рекомендательные пометы (в словарях): предупредительные (доп., разг., спец., высок. и др.); запретительные (не
- 15. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Факторы, способствующие усилению (поддержке) того или иного варианта ударения: частотность использования – побеждает
- 16. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Некоторые акцентологические правила 1) выделяется группа существительных с неподвижным ударением: срéдство, квартáл, гóспиталь,
- 17. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Некоторые акцентологические правила 4) если в краткой форме прилагательного жен. рода ударение ставится
- 18. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные причины акцентологических ошибок 1) незнание схемы ударения в парадигме слова: звоню, звонишь,
- 19. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные причины акцентологических ошибок 5) плохое знание морфологии, например склонения существительных: брелка, граблей
- 20. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные причины акцентологических ошибок 7) взаимодействие структурных ассоциаций: кухонный (кухня) и неправ. кухонный
- 21. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Исторически разнонаправленное движение ударения: регрессивное – перемещение ударения с последнего слога ближе к
- 22. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные тенденции в развитии русского ударения: тенденция к ритмическому равновесию – смещение ударения
- 23. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos – речь) – совокупность правил литературного произношения
- 24. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Источники знаний в области орфоэпии 1) теоретические пособия по орфоэпии (Р.И. Аванесов, М.В.
- 25. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Развитие орфоэпии Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные
- 26. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный вариант произношения слова. Одна из
- 27. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Современное русское литературное произношение сложилось на базе старомосковского просторечия во 2-й полов. XVII
- 28. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Характерные черты старомосковской нормы аканье – [вада] иканье на месте е – [в’исна]
- 29. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Петербургское произношение – главный «конкурент» московской произносительной нормы, чему способствовало перенесение столицы из
- 30. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения гласных Основной закон произношения гласных – редукция, т.е. изменение гласных
- 31. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения согласных Оглушение в конце слова и перед глухими согласными: прогно[с],
- 32. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения согласных 4. Дифференцированное произношение ЧН, ЧТ: чн → [ч’н] в
- 33. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения согласных 5. Смягчение перед мягкими согласными: [с’т’]ена, ра[з’в’]е. 6. Твердое
- 34. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Особенности произношения заимствованных слов 1. о → [а] в словах типа модель, досье,
- 35. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные тенденции в развитии русской орфоэпии: сближение произношения с написанием – усиление «буквенного»
- 36. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Активные процессы в фонетико-орфоэпической системе русского языка: снижение качества звучащей речи: нечеткость артикуляции,
- 37. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Активные процессы в фонетико-орфоэпической системе русского языка: неправильное интонирование (американизация русской речи), слабое
- 38. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Стиль произношения – произносительная манера, характерная для определенных условий речевого пользования и социальной
- 39. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Полный стиль произношения – характерен для публичной речи (лекций, научных докладов, социально-политических выступлений
- 40. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Неполный стиль произношения – связан с неофици-альным личным общением, в котором допускается свободное
- 41. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Фоника – раздел языкознания, изучающий звуковую организацию речи и текста, использование звуков речи
- 42. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Неблагозвучные явления в русском языке (отступления от фоностилистической нормы): Неблагозвучие (какофония) – речевая
- 43. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Неблагозвучные явления в русском языке: Употребление свистящих согласных: Участники сегодняшнего семинара рассмотрели стихотворения
- 44. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Повтор слов или употребление однокоренных слов на небольшом отрезке речи (тавтология): В сложившейся
- 45. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Звукопись – применение фоностилистических приемов для усиления звуковой выразительности и образности художественной речи.
- 46. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Пора, перо покоя просит… (А.С. Пушкин) – аллитерация на р и ассонанс на
- 47. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Звукосимволизм – использование общеязыковой символики звуков, т.е. создание такого звукоряда, который опирается на
- 48. Акцентология. Орфоэпия. Фоника Звукоподражание – использование слов, звучание которых напоминает слуховые впечатления от изображаемого явления (От
- 50. Скачать презентацию