Подготовка к сочинению по личным впечатлением. Сочинение -портрет Вы с ним знакомы

Содержание

Слайд 2

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в

Портрет в литературе —
одно из средств
художественной характеристики,
состоящее в том,

что писатель раскрывает
типический
характер своих героев
и выражает своё идейное
отношение к ним через
изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Валентин Серов.
«Девочка с персиками» (Портрет Веры Мамонтовой), 1887,

Портрет

Слайд 3

О КРАСОТЕ человеческих ЛИЦ Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду

О КРАСОТЕ человеческих ЛИЦ
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое

чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
1955 Н. Заболоцкий
Слайд 4

Отец мой похож был на ворона. Мне пришло это в голову,

Отец мой похож был на ворона. Мне пришло это в голову,

когда я был еще мальчиком: увидал однажды в "Ниве" картинку, какую-то скалу и на ней Наполеона с его белым брюшком и лосинами, в черных коротких сапожках, и вдруг засмеялся от радости, вспомнив картинки в "Полярных путешествиях" Богданова, - так похож показался мне Наполеон на пингвина, - а потом грустно подумал: а папа похож на ворона... Отец занимал в нашем губернском городе очень видный служебный пост, и это еще более испортило его; думаю, что даже в том чиновном обществе, к которому принадлежал он, не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого в медлительных словах и поступках. Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый,

И. Бунин «Ворон» Текст №1

Слайд 5

темный, с длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный

темный, с длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный

ворон - особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, на подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, - рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным. Был отец давно вдов, нас, детей, было у него лишь двое, - я да маленькая сестра моя Лиля, - и холодно, пусто блистала своими огромными, зеркально-чистыми комнатами наша просторная казенная квартира во втором этаже одного из казенных домов, выходивших фасадами на бульвар в тополях между собором и главной улицей. К счастью, я больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее, приезжал домой лишь на святки и летние каникулы. В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное.

И. Бунин «Ворон»

Слайд 6

Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что

Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что

в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже "неприлично красив", как сказал мне однажды один знаменитый актер, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. "Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то", -- сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала, заставляя и меня сесть в кресло возле дивана и молча читать.

И. Бунин «Чистый понедельник» Текст №2

Слайд 7

Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими

Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими

зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.
 В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили на кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни, - в этот опасный час дед садился напротив меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище, и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях.

М. Горький «Детство» текст№3

Слайд 8

Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на

Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые

лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата.
Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговаривала со мной. Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

текст№4

И. Тургенев «Ася»

Слайд 9

Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг

Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг

к другу теплой и заботливой дружбой. По внешности они до странного не были схожи между собою. Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг-Темира, как с гордостью называл ее отец, по-татарски, этого великого кровопийцу. Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры.
А. Куприн «Гранатовый браслет»

Текст №5

Слайд 10

Перечислите, какие используют авторы этих текстов. изобразительно-выразительные средства

Перечислите, какие используют авторы этих текстов.

изобразительно-выразительные средства

Слайд 11

Эпитеты: блестящими, милое… Сравнения: черные, как бархатный уголь, глаза… Лексический повтор:

Эпитеты: блестящими, милое…
Сравнения: черные, как бархатный уголь, глаза…
Лексический повтор: большими мягкими глазами

и мягкими курчавыми волосами…
Оксюморон (сочетание несочетаемого): грациозная некрасивость.

изобразительно-выразительные средства

Слайд 12

Составление «портретного» словаря. Заполнение таблицы примерами из текстов, добавление своих примеров. Волосы


Составление «портретного» словаря. Заполнение таблицы примерами из текстов, добавление своих примеров.

Волосы

Слайд 13

Составление «портретного» словаря. Заполнение таблицы примерами из текстов, добавление своих примеров.

Составление «портретного» словаря. Заполнение таблицы примерами из текстов, добавление своих примеров.

Слайд 14

Лицо, брови, нос

Лицо, брови, нос

Слайд 15

Волосы

Волосы

Слайд 16

Осанка, фигура, рост

Осанка, фигура, рост

Слайд 17

Общее впечатление

Общее впечатление

Слайд 18

Роль изобразительно-выразительных средств Сформулируйте основные функции изобразительно-выразительных средств

Роль изобразительно-выразительных средств

Сформулируйте основные функции изобразительно-выразительных средств

Слайд 19

-усиливают выразительность, образность языка произведения; -придают художественную, поэтическую яркость речи; -обогащают

-усиливают выразительность, образность языка произведения;
-придают художественную, поэтическую яркость речи;
-обогащают содержание;
-выделяют характерную

черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-создают живое представление о предмете;
-оценивают предмет или явление;
-вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-помогают увидеть авторское отношение.

Роль изобразительно-выразительных средств

Слайд 20

О ком я буду писать. Самое примечательное во внешности этого человека.

О ком я буду писать.
Самое примечательное во внешности этого человека.
Как меняется

внешность этого человека.
Общее впечатление, которое производит этот человек.
Домашнее задание: написать сочинение «Вы с ним знакомы».

План сочинения

Слайд 21

КУСТОДИЕВ Борис – «На террасе»

КУСТОДИЕВ Борис – «На террасе»

Слайд 22

Описание фотографии /картины/ справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические

 
Описание фотографии /картины/
справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические

ошибки отсутствуют. 2
справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1
не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0
Смысловая цельность
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2).

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога

Слайд 23

Высказывание характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности

Высказывание характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,
но есть нарушения точности

выражения мысли,
или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления,
но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1
Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0
Взаимодействие с собеседником
Взаимодействие с собеседником достигнуто: проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2
Взаимодействие с собеседником достигнуто: проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или /и неполные ответы на вопросы(совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1
Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0
Максимальное количество баллов за всё задание - 10
Слайд 24

Синквейн –фр. «пять» - учебное стихотворение

Синквейн –фр. «пять» - учебное стихотворение