Способы риторического построения речи

Содержание

Слайд 2

Как развитие сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); Как последовательное развитие мысли

Как развитие сюжета (экспозиция,
завязка, кульминация, развязка);
Как последовательное развитие мысли (положение,

причина, подобное, противоположное,
пример, свидетельство);

1

2

Слайд 3

Как последовательность мотивов (внимание, интерес, визуализация, действие); Как состав и последовательность

Как последовательность мотивов (внимание, интерес, визуализация, действие);
Как состав и последовательность речевых

форм, уместных в начале, середине и конце высказывания.

3

4

Слайд 4

Каноническая речь: Начало речи: вступление, предложение (пропозиция), перечисление. Середина речи: изложение,

Каноническая речь:

Начало речи: вступление, предложение (пропозиция), перечисление.
Середина речи: изложение,
подтверждение, опровержение.
Завершение

речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение.

2

3

1

Слайд 5

Начало речи: вступление, предложение (пропозиция), перечисление. 1 Во вступлении предлагается основание

Начало речи: вступление, предложение (пропозиция), перечисление.

1

Во вступлении предлагается основание обращения оратора

к аудитории в данных обстоятельствах с данной речью.
Предложение является началом речи, поскольку предложение — речь, свернутая до одной фразы, а при развертывании предложения раскрывается и содержание авторского замысла.
Разделение указывает содержание аргументации, которая будет развернута в дальнейшем, а также последовательность рассмотрения вопроса.
Слайд 6

Характер вступления Зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи

Характер вступления

Зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и

от состояния ритора, в особенности если речь устная.
Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль.
Слайд 7

Характер вступления Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес

Характер вступления

Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес публики

к оратору сохранится и ошибку можно исправить — впереди целая речь, в содержании которой обнаружатся качества ритора.
Слайд 8

Характер вступления Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным: яркое вступление привлекает

Характер вступления

Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным: яркое вступление привлекает внимание

и вызывает симпатию к оратору.
Слайд 9

Характер вступления В-третьих, стилистически вступление не должно резко контрастировать с основными

Характер вступления

В-третьих, стилистически вступление не должно резко контрастировать с основными частями

речи, так как может сложиться впечатление, будто ритор стремится привлечь внимание к себе, а не к предмету речи.
Слайд 10

Характер вступления В-четвертых, во вступлении следует избегать существенных для аргументации формулировок

Характер вступления

В-четвертых, во вступлении следует избегать существенных для аргументации формулировок и

данных, если они не повторяются в других частях речи, так как аудитория «входит в речь» постепенно, и вступление воспринимается на фоне внешних или внутренних помех.
Слайд 11

Характер вступления В-пятых, вступление не следует сочинять до основных частей речи,

Характер вступления

В-пятых, вступление не следует сочинять до основных частей речи, так

как оно отражает для ритора содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи.
Слайд 12

Характер вступления В риторике выделяются три рода вступлений: – обычное, – с ораторской предосторожностью, – внезапное.

Характер вступления

В риторике выделяются три рода вступлений:

– обычное,
– с

ораторской предосторожностью, – внезапное.
Слайд 13

Обычное вступление Во вступлении особенно проявляются (не выражаются) ораторские нравы —

Обычное вступление

Во вступлении особенно проявляются
(не выражаются) ораторские нравы — честность,

скромность, доброжелательность, предусмотрительность, или те этические качества, которые нужны ритору для правильного построения этического образа.
Слайд 14

Обычное вступление Ритор показывает основания своего обращения к аудитории с речью

Обычное вступление

Ритор показывает основания своего обращения к аудитории с речью
и

стремится дать представление об уровне значимости предмета для общества.
При этом достаточно распространены апелляции к авторитетам.
Слайд 15

Обычное вступление Во вступлении, как правило, в неявном виде, указывается тип ценностной иерархии, которой следует ритор.

Обычное вступление

Во вступлении, как правило, в неявном виде, указывается тип ценностной

иерархии, которой следует ритор.
Слайд 16

Вступление с ораторской предосторожностью Это самый трудный вид вступления. Ораторская предосторожность

Вступление с ораторской предосторожностью

Это самый трудный вид вступления. Ораторская предосторожность применяется

тогда, когда аудитория заранее не согласна с ритором.

ПРИМЕР: Вступление к речи П.А. Столыпина
«О морской обороне», произнесенной
в Государственной Думе 24 мая 1908 года.

Слайд 17

Внезапное вступление Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис: оратор, подхватывая и

Внезапное вступление

Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис: оратор, подхватывая и развивая

эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной
и направляется в нужное русло.
Слайд 18

Середина речи: изложение, подтверждение, опровержение. 2

Середина речи: изложение,
подтверждение, опровержение.

2

Слайд 19

Завершение речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение. 3 Завершайте разговор на позитивной ноте

Завершение речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение.

3

Завершайте разговор
на позитивной ноте

Слайд 20

Завершение речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение. 3 Поразите человека тем, что

Завершение речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение.

3

Поразите человека тем, что вы поражены

им.
Вспомните самые яркие моменты разговора.
Поделитесь , что для вас оказалось
приятной неожиданностью.
Не забудьте уйти красиво.
Рассмешите на прощание.
Выразите желание встретиться снова.
И дайте, в конце концов, человеку уйти!