Стилистика

Содержание

Слайд 2

Стилистика как лингвистическая наука Стилистика – лингвистическая наука о средствах речевой

Стилистика как лингвистическая наука

Стилистика – лингвистическая наука о средствах речевой выразительности

и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.
Задача стилистики в наиболее эффективном удовлетворении целей общения. Предмет – выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы. Стилистика ресурсов выделяет четыре слоя слов: торжественные, нейтральные, фамильярные, вульгарные. Функциональные стили сосредоточивают внимание на закономерностях употребления языка в разных сферах общения.
Слайд 3

Основоположники стилистики Немецкие романтики Г. Спенсер «Философия стиля» (1852) Ш. Балли

Основоположники стилистики

Немецкие романтики
Г. Спенсер «Философия стиля» (1852)
Ш. Балли «Трактат по французской

стилистике» (1909)
Основоположники отечественной стилистики:
А.Н. Веселовский
А.А. Потебня
В.В. Виноградов
Г.О. Винокур
Д.Н. Шмелёв
Слайд 4

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в

той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении.
Слайд 5

Научный стиль Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных

Научный стиль

Научный стиль – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний. Основная сфера

использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения. Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований,  популяризация научных знаний Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности. Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой. Автор: ученые и специалисты в своей области. Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления. Вид речи: преимущественно монологический характер Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием) Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.
Слайд 6

Аннотация «Книга посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека.

Аннотация

«Книга посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека. Герои

становятся очевидцами событий, которые являются началом нового мирового порядка. Каждое событие описывается с точки зрения одного из персонажей, чтобы показать субъективность оценки исторических событий во все времена».
«Она была странным ребенком и вместо детских игр занималась.... уборкой. В старших классах ее подружки искали идеальную любовь, а она – идеальный способ складывать и хранить носки. Родители думали, что из нее получится неплохая домохозяйка, а она заработала миллионы, помогая людям избавляться от хлама в своих домах. 30-летняя Мари Кондо – самый востребованный в мире консультант по наведению порядка и автор революционного «Метода Уборки Конмари» (Мари Кондо. «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни»).
Слайд 7

Официально-деловой стиль Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством,

государства с гражданином и граждан между собой. Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность). Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации. Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая. Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др. Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов. Вид речи: преимущественно монолог Тип речи: в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).  Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебная переписка, контракты, резюме, пресс-портрет, автобиография и др.
Слайд 8

Резюме, автобиография, пресс-портрет (ср.: дневник, мемуары и др.) Резюме — документ,

Резюме, автобиография, пресс-портрет (ср.: дневник, мемуары и др.)

Резюме — документ, содержащий информацию

о навыках, опыте работы, образовании и др., кандидата для найма на работу. Резюме: https://www.cvmaker.ru/obraztsy-rezyume
Автобиография (от «автор» и «биография»; с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни. https://trudko.ru/content/avtobiografija-sostavljaem-obrazcu-oformlenie-podvedomstvennye-primery#3
Пресс-портрет – это основной документ эксперта, занявшегося собственным продвижением, или pr-специалиста, продвигающего бренд компании или личный бренд публичной личности. Личный и корпоративный пресс-портеры имеют отличия. http://xn--c1adkgcetbyhd.xn--p1ai/pressportrait
Слайд 9

Разговорный стиль Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее

неподготовленная, диалогическая, устная. Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников. Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения. Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией. Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной). Вид речи: преимущественно диалог. Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием). Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств. Жанры: диалог, телефонный разговор, беседа, спор, личные письма, записки, дневник.
Слайд 10

Публицистический стиль Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую

Публицистический стиль

Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений:

политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.) Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель. Адресат: информация предназначена для широких слоев общества Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий. Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя. Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др. Форма речи : публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.
Слайд 11

Журналистские материалы в СМИ Петербургский дневник: https://spbdnevnik.ru/ Аргументы и факты в

Журналистские материалы в СМИ

Петербургский дневник: https://spbdnevnik.ru/
Аргументы и факты в Петербурге:

https://spb.aif.ru/?utm_source=fed.aif&utm_medium=redirect&utm_campaign=spb
Деловой Петербург: https://www.dp.ru/
Метро: https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/
Слайд 12

Художественный стиль Художественный стиль - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного

Художественный стиль

Художественный стиль - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и

сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи. Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера. Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная. Автор: писатель, поэт, Форма речи: преимущественно письменная. Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств. Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.
Слайд 13

От поэзии А.С. Пушкина и романа-эпопеи «Война и мир» к афористике:

От поэзии А.С. Пушкина и романа-эпопеи «Война и мир» к афористике:

Пушкин

А.С. Зимнее утро: https://ilibrary.ru/text/684/p.1/index.html
Толстой Л.Н. Последнее время мне стало жить  тяжело. Я вижу, я стал понимать слишком много (Андрей Болконский).
Афористика: https://infoselection.ru/infokatalog/literatura-knigi/literatura-obshchee/item/885-150-zolotykh-fraz-iz-russkoj-literatury
Слайд 14

Слайд 15

Общая схема стилистического анализа текста Определяем стиль и жанр текста; Определяем

Общая схема стилистического анализа текста

Определяем стиль и жанр текста;
Определяем основную тему

и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
Слайд 16

Слайд 17

1234

1234

Слайд 18

Слайд 19

134

134

Слайд 20

Слайд 21

234

234

Слайд 22