Тропы и стилистические фигуры

Содержание

Слайд 2

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты

речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления.
Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
Слайд 3

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания:

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания:

анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
Слайд 4

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении .

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении

.
Слайд 5

А также один из характерных приёмов в творчестве В.Маяковского

А также один из характерных приёмов в творчестве В.Маяковского

Слайд 6

–Иван Арсентьев Гипербола — один из характерных приёмов в творчестве В.Маяковского:

–Иван Арсентьев

Гипербола — один из характерных приёмов в творчестве В.Маяковского:
Пусть

заполнится годами
жизни квота,
стоит
только
вспомнить это диво,
раздирает
рот
зевота
шире Мексиканского залива.
(«6 монахинь»)
Слайд 7

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений

в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях .
Слайд 8

Владимир Маяковский Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая.

Владимир Маяковский

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой

изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?
Слайд 9

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе ; намеренное

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе ; намеренное


Тени вечера волоса тоньше За деревьями тянутся вдоль ... Борис Пастернак
Слайд 10

АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая

АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая

фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
Слайд 11

Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это

Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь,

леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)
Слайд 12

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение

свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подращиваются .
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность
Слайд 13

Век девятнадцатый железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! (А. Блок)

Век девятнадцатый железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной,

беззвездный Беспечный брошен человек! (А. Блок)
Слайд 14

Александр Блок БЕССОЮЗИЕ Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.

Александр Блок

БЕССОЮЗИЕ
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи

ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Слайд 15

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке,

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке,

строфе или фразе однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
( А. Блок)
Слайд 16

СТЫК - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф

СТЫК - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф

или предложений.
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)
Слайд 17

Олицетворение и градация в творчестве Есенина

Олицетворение и градация в творчестве Есенина

Слайд 18

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на

неодушевленные (душа поёт, река играет…).
Слайд 19

– Сергей Есенин Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном

– Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
...
А

вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Слайд 20

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных

выразительных средств художественной речи.
Слайд 21

– Сергей Есенин Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт,

– Сергей Есенин

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт,

как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Слайд 22

Аллитерация в творчестве К. Бальмонта

Аллитерация в творчестве К. Бальмонта

Слайд 23

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) -

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) -

повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
Слайд 24

–К.Бальмонт Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В

–К.Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В

берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
Слайд 25

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную

характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).
Слайд 26

«Что если я, завороженный, Вернусь домой уничиженный, Ты можешь ли меня

«Что если я, завороженный,
Вернусь домой уничиженный,
Ты можешь ли меня

простить?» (Александр Блок).
«В блюдечках - очках спасательных кругов» (В. Маяковский).
«Призрачно царит» (И. Бродский).
«Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Пастернак).
Слайд 27

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого

слова, которое можно восстановить из контекста.
Слайд 28

Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мертвому - дроги, Каждому - свое. М. Цветаева

Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому - свое.

М. Цветаева

Слайд 29

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной

ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .
Слайд 30

- Н. Заболоцкий Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник,

- Н. Заболоцкий

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился

и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
Слайд 31

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...).

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению

слов (живой труп, гигантский карлик...).
Слайд 32

... Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. А. Ахматова ...Мы

... Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
А. Ахматова
...Мы

любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений.
А. Блок
Слайд 33

АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или

АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или

противопоставление контрастных понятий или образов.
"Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).