Выразительные возможности русского синтаксиса

Содержание

Слайд 2

Моя Россия Воздвигнутый в Волгограде на Мамаевом кургане памятник — монументальный

Моя Россия

Воздвигнутый в Волгограде на Мамаевом
кургане памятник — монументальный и вели-
чественный

ансамбль «Героям Сталинградской
битвы» — запечатлел подвиг мужественных и
бесстрашных защитников Сталинграда. Главный
монумент композиции — гигантская скульптура
«Родина-мать зовёт!».
Скульптура высотой 85 метров представ-
ляет собой фигуру женщины с мечом, стреми-
тельно идущей вперёд и зовущей за собой сво-
их сыновей. Мамаев курган называют главной
высотой России, священным местом для всех
россиян.
Слайд 3

Синтаксические средства выразительности АНАФОРА/ЭПИФОРА ИНВЕРСИЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ АНТИТЕЗА ВВОДНЫЕ СЛОВА

Синтаксические средства выразительности

АНАФОРА/ЭПИФОРА

ИНВЕРСИЯ

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ

АНТИТЕЗА

ВВОДНЫЕ СЛОВА

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С

СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ
Слайд 4

Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком

Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком

противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин).

Бессоюзие. Асиндетон
Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов.
Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).

Многосоюзие. Полисиндетон Намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы…
(А. Пушкин).

Слайд 5

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в

нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п.
Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов).

Синтаксический параллелизм
одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь,
Ухо пьет – невидимейшую молвь.
(М. Цветаева).

Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

Слайд 6

Анафора (разновидность повтора). (Греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов

Анафора (разновидность повтора). (Греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов

или выражений в начале соседних отрезков текста:
Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет
(Э. Багрицкий).

Эпифора (разновидность повтора). (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста.
…делать то, чего
я хочу,
и только так, как
я хочу,
и только потому, что я хочу
(Н. Добролюбов).

Слайд 7

Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос,

Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос,

не требующий ответа).
Какой же русский не любит быстрой езды?

Риторическое обращение. Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.
Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).

Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора.
Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!
(В. Чивилихин).

Вопросно-ответная форма изложения.
Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает.
Что плохого в насмешливом взгляде?
А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз.
(В. Харченко).

Слайд 8

Эллипсис. (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в

Эллипсис. (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в

намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
Татьяна – в лес. Медведь – за ней.
(А. Пушкин).

Умолчание.
Оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.
У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).

Парцелляция. (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.
Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны.
И разные (Д. Гранин)

Слайд 9

Практическая работа 1. Задание: вспомните перифразы (окольные обороты, замены слов описательными


Практическая работа
1. Задание: вспомните перифразы (окольные обороты, замены слов описательными выражениями)

к следующим понятиям. Задание выполнить в тетради (строго в столбик).
1) Петербург, 2) Киев, 3) юность, 4) старость, 5) заснуть, 6) умереть, 7) родиться, 8) хлопок 9) женьшень, 10) нефть, 11) лев, 12) японцы, 13) мужчина, 14) женщина, 15) человек.
Ответы: 1) Северная Пальмира, Северная Венеция, 2) весна жизни, 3) мать городов русских, 4) корень жизни, 5) очутиться в объятиях Морфея, 6) уйти в мир иной, отправиться к праотцам; см. «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова: почить в Бозе, отдать концы, дать дуба, отбросить коньки и т. д. 7) появиться на свет (Божий), прийти в этот мир; 8) белое золото, 9) закат дней, 10) черное золото, 11) дочь Евы, 12) жители страны восходящего солнца, 13) сын Адама, 14) царь зверей, 15) царь природы, венец творения.
Слайд 10

2. Задание. ТЕСТ «Основные виды тропов и стилистических фигур» 1. Дома


2. Задание.
ТЕСТ «Основные виды тропов и стилистических фигур»
1. Дома новы,

да предрассудки стары (А.Грибоедов).
1) оксюморон 2) антитеза 3) перифраза 4) ирония
2. Сто лет с вами не виделись.
1) перифраза 2) аллегория 3) литота 4)гипербола
 3. Стальной оратор, дремлющий в кобуре (В.Маяковский).
1) метонимия 2) перифраза 3) сравнение 4) синекдоха
 4. В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут (А.Пушкин)
1) эпифора 2) эпитет 3) синтаксический параллелизм 4) риторическое восклицание
5. Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).
1) аллитерация 2) аллегория 3) ассонанс 4) антитеза
Слайд 11

6. Брожу ли я вдоль улиц шумных (А.Пушкин). полисиндетон 2) градация

6. Брожу ли я вдоль улиц шумных (А.Пушкин).
полисиндетон 2) градация 3)

эллипсис 4) ассонанс
 7. За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег (С. Сергеев-Ценский).
сравнение 2) гипербола 3) эпитет 4) метонимия
 8. В двух шагах отсюда.
инверсия 2) гипербола 3) асиндетон 4) литота
 9. Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь (В. Исаковский).
1) антитеза 2) метонимия 3) риторическое обращение 4) умолчание
10. Бегут по морю голубому Барашки белые, резвясь (И.Северянин).
метафора 2) сравнение 3) аллегория 4) метонимия
 11. Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).
1) антитеза 2) градация 3) оксюморон 4) литота
Слайд 12

12. Найдите соответствие термина и определения.

12. Найдите соответствие термина и определения.