- Главная
- Технология
- Культы и верования алтайцев МОУ «СОШ № 25» Кабинет технологии Учитель Плотникова С.В. Бийск, 2009
Содержание
- 2. Содержание Традиционная культура алтайцев. Народные традиции. Культы алтайцев. Приметы. Народная медицина. Литература
- 3. Традиционная культура алтайцев Многовековая история Алтая тесно связана с событиями, которые происходили на огромных пространствах Азии
- 4. Образ духа- хозяина дома Обращение к очагу. Тридцатиголовая огонь-мать, С ушами из согнутого камыша, Сорокаголовая девица-мать,
- 5. Эжиктын- ээзi- дух-хозяин дверей Позого – дух-хозяин порога У тюрков Южной Сибири, в том числе и
- 6. Календарь Алтайцы используют календарь, широко распространенный в странах Центральной и Юго-Восточной Азии, именуемый двенадцатилетним животным циклом.
- 7. Народные традиции Алтайские народы - это потомки древних кочевников - алтайцы и казахи. Иногда можно встретить
- 8. Религия В мировоззрении алтае- саянских народов прослеживается вера в единство человеческого и природного, в связи с
- 9. Этническая культура Пусть громче звенит ударный бубен, вызывая ветер, Пусть до основания чистит ветер груз страдания,
- 10. Культы и верования ойрот- алтайцев В верованиях ойрот- алтайцев существенную роль играют различные культы, в которые
- 11. Культ огня Культ огня у ойрот-алтайцев это целый комплекс почитания огня называется "От-Очоктын Баайы", что в
- 12. Культ скотоводства Скотоводство в жизни древних обитателей Алтая играло не менее важную роль, чем охота. В
- 13. Культ кузнецов Ойрот- алтайцы со времен древнетюркского каганата в истории известны как поставщики железа и кузнечного
- 14. Культ, связанный с рождением ребенка ( «Умай Эне») Культ, связанный с рождением ребенка у ойрот- алтайских
- 15. Культ охотников Культ охотников у ойрот-алтайцев выражается в особом уважительном отношении к диким животным. Считались что,
- 16. Почитание родников, рек и озер Родники, реки и озера имеют общую хозяйку "Суу ээзи". Кроме этого
- 17. Почитание животных ( «Байана») Тотемизм одна из ранних форм верований, суть которой заключается в вере родства
- 18. Почитание растений ("Jайаачы") Растения почитаются ойрот- алтайцами также как и почитаемые животные. Каждый род- сеок имеет
- 19. Приметы («белге",«ырым"). Появление веры в счастливые и несчастливые приметы связано с тем, что в какие-то отдаленные
- 20. Сновидения (Кoрo тuш) Среди ойрот- алтайцев была распространена вера в сновидения. Можно сказать, что это приметы,
- 21. Гадания Одно из основных занятий различных магических обрядов камов- шаманов было гадание вереском, по лопаточной кости
- 22. Народная медицина Как и у всех народов в древности медицина связывается с древними верованиями. Судьбы многих
- 23. Литература: История культуры Алтая. Под редакцией В.Е.Фомина. Барнаул. Пикет. 1999 Красная книга ремесел. А.Радионов. Барнаул. Алтайское
- 25. Скачать презентацию
Содержание
Традиционная культура алтайцев.
Народные традиции.
Культы алтайцев.
Приметы.
Народная медицина.
Литература
Содержание
Традиционная культура алтайцев.
Народные традиции.
Культы алтайцев.
Приметы.
Народная медицина.
Литература
Традиционная культура алтайцев
Многовековая история Алтая тесно связана с событиями, которые происходили
Традиционная культура алтайцев
Многовековая история Алтая тесно связана с событиями, которые происходили
Не случайно, здесь на мерзлотных курганах сохранились изделия из Китая, Египта, раковины-каури с Индийского океана, а так же самый древний в мире ковер, который, предположительно, был привезен с Передней Азии. История многих-многих индоевропейских, финно-угорских и тюркоязычных народов тесно связана с Алтаем. Отсюда по бесконечной территории Евразии растекались скифы, гунны, тюрки. Многие элементы традиционной культуры этих народов сохранились до сих пор на Алтае. Всякий народ чем-то напоминает природу тех мест, где он живет, которую он преобразовывал или гармонично с нею сосуществовал. Здесь история раскрывает то, что не было написано, а высечено на камнях.
Образ духа- хозяина дома
Обращение к очагу.
Тридцатиголовая огонь-мать,
С ушами из согнутого
Образ духа- хозяина дома
Обращение к очагу.
Тридцатиголовая огонь-мать, С ушами из согнутого
С ушами из выгнутого тростника,
Сотворивший белые цветы,
Проливший белый навар,
Сотворивший синие цветы,
Синий навар проливший,
Тридцатиголовая огонь-мать!
По семи спускам спускающаяся,
Освещающая светом семь ясностей,
Тридцатиголовая огонь-мать!
Играющий огонь в очаге (ямке),
Чистый очаг, все знающий, уважаемый!
Все мерзлое тающий,
Все сырое варящий,
Чистый очаг, все знающий, уважаемый!
Все мерзлое тающий,
Все сырое варящий,
Чистый очаг, все знающий, уважаемый!
[Дыренкова Н.П., 1927, С. 72].
Эжиктын- ээзi- дух-хозяин дверей
Позого – дух-хозяин порога
У тюрков Южной Сибири,
Эжиктын- ээзi- дух-хозяин дверей
Позого – дух-хозяин порога
У тюрков Южной Сибири,
Календарь
Алтайцы используют календарь, широко распространенный в странах Центральной и Юго-Восточной
Календарь
Алтайцы используют календарь, широко распространенный в странах Центральной и Юго-Восточной
Центральное место на календаре занято изображением лягушки. С «узлом» на спине. Согласно алтайским легендам, она поддерживает собою землю.
Бледно- синий пояс вокруг лягушки изображает «мировой океан», в котором плавают две громадные рыбы, помогающие «нести» на себе нашу землю.
Изображение календаря
Работа Пинтилиной Н,
10 кл
Народные традиции
Алтайские народы - это потомки древних кочевников - алтайцы и
Народные традиции
Алтайские народы - это потомки древних кочевников - алтайцы и
В Уймонской котловине живут потомки старообрядцев, бежавших сюда в 18 веке.
Все жители Алтая чтут древние традиции, здесь можно познакомиться и с бытом кочевых племён, и со старорусскими обычаями.
Религия
В мировоззрении алтае- саянских народов прослеживается вера в единство человеческого и
Религия
В мировоззрении алтае- саянских народов прослеживается вера в единство человеческого и
Старший шаман Сайлык- оолу
Канчыыр- оолу преподает «основы шаманизма»
Этническая культура
Пусть громче звенит ударный бубен, вызывая ветер,
Пусть до основания чистит
Этническая культура
Пусть громче звенит ударный бубен, вызывая ветер,
Пусть до основания чистит
Пусть напевно гремит бубен, когда колотушка бьет,
Пусть навсегда умчится беда, гонимая ветром.
М. Кенин- Лопсан,
«Алгыши шаманов»
Культы и верования
ойрот- алтайцев
В верованиях ойрот- алтайцев существенную роль играют
Культы и верования
ойрот- алтайцев
В верованиях ойрот- алтайцев существенную роль играют
Культ огня
Культ огня у ойрот-алтайцев это целый комплекс почитания огня называется
Культ огня
Культ огня у ойрот-алтайцев это целый комплекс почитания огня называется
Функции огня чрезвычайно многообразны. Помимо духа-хранителя рода, очага, огню присуща очистительная функция. Огонь якобы не впускает в жилище злых духов, рассеивает злые мысли человека. С помощью огня и святого вереска окуриваются-очищаются предметы домашнего обихода, люлька для новорожденного, загоны скота и т.д.
Культ скотоводства
Скотоводство в жизни древних обитателей Алтая играло не менее важную роль,
Культ скотоводства
Скотоводство в жизни древних обитателей Алтая играло не менее важную роль,
Культ кузнецов
Ойрот- алтайцы со времен древнетюркского каганата в истории известны как
Культ кузнецов
Ойрот- алтайцы со времен древнетюркского каганата в истории известны как
Считалось культ кузнецов сильнее кам- шаманов. И камы не могли подходить близко к кузне, дабы не потерять силу. Сделанные кузнецами огниво, очаги, топоры и другие бытовые вещи считается несут особые магические силы. И к таким вещам люди относились с особым почитанием. Например маленький наперстник при подогреве в огне лечил многие раны на первой стадии и не оставлял даже рубцов и шрамов.
Культ, связанный с рождением ребенка ( «Умай Эне»)
Культ, связанный с рождением ребенка
Культ, связанный с рождением ребенка ( «Умай Эне»)
Культ, связанный с рождением ребенка
Почетная миссия провозглашения алкыша по случаю рождения ребенка предоставляется крестной матери — «кин эне“. Она же нарекает именем новорожденного. Крестная мать у ойрот- алтайцев, также как и у многих народов, высокочтимое лицо. Она также почитаема, как родная мать. На нее ложится часть забот по воспитанию ребенка. При появлении новорожденного за крестной матерью остается право благословения.
Дитя, будь быстрее зайца,
Будь упитаней барана,
Имеющий силу не бьет тебя,
Имеющий язык пусть не ругает,
Гора Ак-Сuри пусть
будет тебе отцом,
Бурлящая река — матерью.
Культ охотников
Культ охотников у ойрот-алтайцев выражается в особом уважительном отношении к диким животным.
Культ охотников
Культ охотников у ойрот-алтайцев выражается в особом уважительном отношении к диким животным.
Почитание родников,
рек и озер
Родники, реки и озера имеют общую хозяйку
Почитание родников,
рек и озер
Родники, реки и озера имеют общую хозяйку
Поход к целебным источникам - аржанам - на Алтае принято предворять специальными подготовительными мероприятиями - готовятся угощения, ленточки белые и голубые. Сами люди должны быть "чистыми" - не употреблявшими алкоголь в течение месяца или более, не потерявшими из своих близких и родных, не участвовавшими в течении года в траурных мероприятиях, воздерживавшимися в течение месяца от интимной жизни и т.д. Подойдя к аржану, предварительно очищают старые останки деревьев, кустарников и другой мусор, мешающий аржану, убирают окрестности. Только после всего обряда поклонения, берут воду из источника, пьют, моются и берут воду к себе своим родным предварительно назвав их и попросив разрешения на них.
Почитание животных ( «Байана»)
Тотемизм одна из ранних форм верований, суть которой
Почитание животных ( «Байана»)
Тотемизм одна из ранних форм верований, суть которой
Почитание растений ("Jайаачы")
Растения почитаются ойрот- алтайцами также как и почитаемые животные.
Почитание растений ("Jайаачы")
Растения почитаются ойрот- алтайцами также как и почитаемые животные.
Так же с большим почитанием ойрот- алтайцы относятся к цветам и целебным растениям. Цветы считались красой природы, драгоценным украшением Алтая. И просто рвать их не разрешалось. У ойрот- алтайцев вообще было не принято дарить цветы до последних времен. Нельзя использовать цветы Алтая для украшения внутри жилища, а так же в траурных церемониях.
Целебные травы собирались только для использования в лечебных целях. Не было понятия сбора целебных трав для продажи или в целях наживы. Сбор трав сопровождался благопожеланиями и песнями об Алтае. В таком случае считалось, что в травах и корнях растений будет больше живительной силы.
Приметы («белге",«ырым").
Появление веры в счастливые и несчастливые приметы связано с тем,
Приметы («белге",«ырым").
Появление веры в счастливые и несчастливые приметы связано с тем,
Приметы с добрыми последствиями называются "белге", а с плохими, недобрыми - "ырым". Человеческое сознание, с древнейших времен наблюдая и пытаясь понять связь различных явлений, действий и последующих событий, копило в памяти и передавало информацию последующим поколениям. И этот опыт называется вера в приметы. Белге: Беркут крутится в небе вокруг аила - быть гостю. Лошадь во время езды "играет" ушами - быть хорошему. Лошадь постоянно зевает - быть радости. Левая рука чешется - быть прибыли и т.д. Ырым: Кукушка кукует близко к аилу, или пролетая над аилом кукует - быть беде. Лошадь перед походом кусает стремя - плохо и т.д.
Сновидения (Кoрo тuш)
Среди ойрот- алтайцев была распространена вера в сновидения. Можно
Сновидения (Кoрo тuш)
Среди ойрот- алтайцев была распространена вера в сновидения. Можно
Гадания
Одно из основных занятий различных магических обрядов камов- шаманов было гадание
Гадания
Одно из основных занятий различных магических обрядов камов- шаманов было гадание
Народная медицина
Как и у всех народов в древности медицина связывается с
Народная медицина
Как и у всех народов в древности медицина связывается с
В.И. Вербицкий в своих записях пишет, что раны заживляют: 1) таинственная трава тынду-тута или кара-тедо (jодо), которая будто бы цветет зимою и летом, имеет корень трехцветный - красный, желтый и белый, как молоко. Тынду она называется потому, что если корень оторвать, то она застонет; 2) мажут раны кровью птицы тело (jоло), которая величиною с беркута, голова беловата, шея пепельного цвета, спина черная, брюхо желтоватое, хвост долгий, вьет гнездо на неприступных утесах.
При переломах костей: 1) обвязав чем-нибудь переломанный участок тела, дают больному есть небольшую частицу корня таинственной травы оделен (огненная трава), которая встречается очень редко.
Литература:
История культуры Алтая. Под редакцией В.Е.Фомина. Барнаул. Пикет. 1999
Красная книга ремесел.
Литература:
История культуры Алтая. Под редакцией В.Е.Фомина. Барнаул. Пикет. 1999
Красная книга ремесел.
Кумандинцы. Ф.Сатлаев. Горно- Алтайск. 1974
Народные мастера. Традиции, школы. Под редакцией М.А.Некрасовой. Москва. Изобразительное искусство. 1985
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. Москва. 1983
Путеводитель по Алтаю. Издательство ЛЕ ПТИ ФЮТЕ. 2000
www.turkolog.narod.ru