Содержание
- 2. Субботний день имеет две литургические темы: память всех святых и поминовение усопших. В церковном году существуют
- 3. В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился
- 5. 2, 3 и 4 субботы Великого поста могут быть объединены, потому, что они относятся все к
- 6. Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя..." по субботам Четыредесятницы не глаголется). После хвалитных стихир читается: "Слава Тебе,
- 7. Суббота 5-ой седмицы имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Относительно причин установления этого праздника
- 9. В Триоди Постной мы встречаемся с обратным строением седмицы. В период пения Октоиха ясно просматривается: первый
- 10. Основные темы праздника - Воскрешение Лазаря Главная тема указана в тропаре праздника: "Общее воскресение прежде Твоея
- 11. Лазарева суббота обладает рядом очень ярких воскресных особенностей: на утрени поется "Воскресение Христово видевше," т.е. в
- 12. ВЕЛИКАЯ СУББОТА Празднование основано не на Четвероевангелии, а на церковном предании. В богослужении этого дня содержатся
- 13. УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. Среди богослужебных особенностей утрени Великой Субботы следует отметить:
- 15. Литургия св. Василия Великого в Великую субботу должна совершаться позже всех других дней года, по уставу
- 17. Скачать презентацию
Субботний день имеет две литургические темы: память всех святых и поминовение
Субботний день имеет две литургические темы: память всех святых и поминовение
В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона,
В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона,
Примечания:
1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье).
2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы (включительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы поста, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы.
Литургия в первую субботу Великого поста служится по чину свт. Иоанна Златоуста. На литургии положено читать два Апостола и два Евангелия: дня и святого; прокимен поется один, 7-го гласа: "Возвеселится праведник о Господе...".
2, 3 и 4 субботы Великого поста могут быть объединены, потому,
2, 3 и 4 субботы Великого поста могут быть объединены, потому,
Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя..." по субботам Четыредесятницы не глаголется).
После хвалитных
Молитва "Спаси, Боже, люди Твоя..." по субботам Четыредесятницы не глаголется).
После хвалитных
Суббота 5-ой седмицы имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой
Суббота 5-ой седмицы имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой
Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей и особой покровительницей Константинополя. Однако, строение и содержание богослужения очень мало связано с какими бы то ни было военными победами, с празднованиями по этому поводу. Очень много в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы. В субботу Акафиста, читается Акафист Божией Матери, основная тема которого - Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. В древности праздник Благовещения мыслился как Господский праздник- день Воплощения. Есть предположение, что установление празднования субботы 5-ой седмицы также в какой-то мере связано с переносом неподвижных праздников на подвижные памяти. Разрешение совершать полную литургию на день Благовещения Лаодикийский Собор (IV в). не предусматривал. Совершать в день Благовещения полную литургию относится к VI веку . Возможно, установление этого праздника связано с тем, что праздник Благовещения переносился на воскресенье, а Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством.
В Триоди Постной мы встречаемся с обратным строением седмицы. В период
В Триоди Постной мы встречаемся с обратным строением седмицы. В период
Во вторник, в среду на этой седмице
поется ряд текстов, которые заставляют нас
не просто ждать событий конца седмицы, а
стать по сути участниками того, что
происходит, что описано в Евангелии. Во
вторник поется: "Вчера и днесь болезнь
Лазарева, сию бо Христу являют
сродницы," т.е. уже вчера и сегодня Лазарь
болеет, об этом его родственники сообщают
Христу. Наконец, в среду: "Днесь издше
Лазарь" - сегодня Лазарь умер. Мы идем по
определенным ступеням, по определенным
этапам и наполняемся тем же напряженным
ожиданием, что и сестры Лазаря и ученики.
Наконец: "Днесь Лазарь умерый
погребается" - вот его уже кладут и во гроб.
Основные темы праздника - Воскрешение Лазаря
Главная тема указана в тропаре праздника:
Основные темы праздника - Воскрешение Лазаря
Главная тема указана в тропаре праздника:
Явление двух природ Христа именно в этот день и именно в этом чуде. В Субботу Лазареву синаксарь предваряется двустишием: "Рыдаеши, Иисусе, сие смертного существа; оживляеши друга Твоего, сие Божественныя крепости."
3. Является в очень большой степени воскресная богослужебная тема. По сути и празднуется в основном воскресение, причем звучат тексты, которые связывают этот день уже с Пасхой. Лазарева Суббота - это последнее воскресное богослужение перед Пасхой, как ни странно это звучит. И какие-то воскресные богослужебные особенности перенесены с Недели ваий на субботу Лазареву. Ведь в Неделю ваий можно будет праздновать только Господский праздник, только Вход Господень в Иерусалим, - никаких воскресных текстов не будет, потому что Устав не позволяет в двунадесятый Господский праздник совершать воскресное богослужение. Так вот, что-то из воскресных особенностей перенесено на субботу и в чисто формальном смысле, и содержательно.
Лазарева суббота обладает рядом очень ярких воскресных особенностей:
на утрени поется
Лазарева суббота обладает рядом очень ярких воскресных особенностей:
на утрени поется
поются воскресные тропари по Непорочнех - "Ангельский Собор удивися, "
поются хвалитные стихиры на восемь - это бывает только в воскресенье, и заканчиваются они воскресным Богородичном: "Преблагословенна еси Богородице Дево."
на Литургии Лазаревой субботы поется: "Елицы во Христа крестистеся..." Этот гимн поется лишь несколько раз в году, и в этом смысле Лазарева суббота становится в один ряд с Рождеством и Богоявлением Великой субботой, Пасхой и Пасхальной седмицей, Пятидесятницей.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Празднование основано не на Четвероевангелии, а на церковном предании. В
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
Празднование основано не на Четвероевангелии, а на церковном предании. В
"Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный".
Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.
УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. Среди богослужебных особенностей
УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. Среди богослужебных особенностей
тропари на Бог Господь «Благообразный Иосиф...», «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...» и «Мvроносицам женам...».
«Егда снизшел еси к смерти, Животе Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесные взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе» — это воскресный тропарь 2-го гласа. Он выбран из восьми воскресных тропарей, потому что в нем более чем в других говорится о сошествии во ад — главной теме Великой Субботы.
чтение «Непорочнов» на 3 статии с похвалами (краткими стихами в честь Господа, "в мертвецех вменившагося"). Каждая статия заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные «тропари по непорочнах»: «Ангельский собор удивися...» (типичный воскресный текст, напоминание о приближающемся Воскресении Христовом), и совершается каждение всего храма.
канон Великой Субботы(канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутсксму, а остальные песни - Косме, еп. Маиумсксму. Ирмосы: "Волною морскою..." - инокини Кассии IX в.) : «ВОЛНОЮ МОРСКОЮ». Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды. Припев к тропарям канона: "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе". По 8-й песни вместо "Честнейшую" поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: "Не рыдай Мене, Мати", хор продолжает : "зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".
Заключительные слова Великого славословия «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» поются особым протяжным («надгробным») напевом.
Литургия св. Василия Великого в Великую субботу должна совершаться позже всех других
Литургия св. Василия Великого в Великую субботу должна совершаться позже всех других
Самая литургия начинается вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресенью, а потому на ней с песнопениями Великой Субботы соединяются торжественные воскресные песнопения (первые 3 стихиры на «Господи, воззвах» — это воскресные стихиры 1-го гласа).
Одной из самых ярких особенностей этой литургии является чтение 15-ти паремий, в которых содержатся пророчества о воскресении Христовом, об искуплении человечества, о заключении Нового завета между Богом и людьми. По прочтении 6-й паремии (о переходе через Красное море) торжественно, при открытых царских вратах, произносится первая библейская песнь «Поим Господеви, славно бо прославися». Стихи этой песни произносит чтец, а хор отвечает ему припевом «Славно бо прославися».
После 15-й паремии о трех отроках в печи, прообразующих невредимое исшествие Христа из гроба и ада, таким же образом произносится песнь трех отроков «Господа пойте и превозносите во вся веки».
На этой литургии:
- не поется Трисвятое и Херувимская песнь. Вместо Трисвятого, в память крещения оглашенных, которое приурочивалось в древности к Великой Субботе, поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»;
- после чтения Апостола, вместо обычного «Аллилуиа», поется «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» со стихами 81-го псалма;
- Вместо Херувимской, единственный раз в году, поется величественная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающеи вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».
- Задостойник — это ирмос 9 песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе...»