ЭДОМ. ИСТОРИЯ

Содержание

Слайд 2

ЭДОМ Цитаты и главы соответствуют каноническому (Керен Ахва Мешихит, Иерусалим 2010)

ЭДОМ

Цитаты и главы соответствуют каноническому (Керен Ахва Мешихит, Иерусалим 2010) и

синодальному (в редакции Эталонной Библии от 22.03.2011) переводов Библий, с некоторыми изменениями в цитатах

Сторожевск 2022

Слайд 3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭДОМА Эдом (евр. Едом) – это общее название народа Эдома,

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭДОМА

Эдом (евр. Едом) – это общее название народа Эдома, появившихся

на юге Мёртвого моря в XVIII веке до р. х. Согласно Библии считаются потомками Исава (Быт. гл. 36), прозванного Эдомом, потому что Исав попросил Иакова, дать ему поесть красной чечевицы. От сего дано ему прозвание: Едом (совр. Эдом) – красный (Быт. 25:30).
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы, и он ел и пил, и встал и пошёл; и пренебрег Исав первородство (Быт. 25:34).
В ветхом завете хорошо описывается родство Исава и Иакова, и что это два различных народа, и один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт. 25:20-26), и что между ними была вражда за благословение отца – Исаака (Быт. гл. 27).
В последствии эдомитяне переселяются на Сеир.
И взял Исав жён своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и всё имение своё, которое он приобрёл в земле Ханаанской, и пошёл в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Эдом (Быт. 36:6-8).
Также Исав является отцом Идумеев (Быт. 36:43).
Слайд 4

ПИСАНИЕ ПЕРВЕНЦАМ ВЕРЫ 1. Посему и мы, имея вокруг себя такое

ПИСАНИЕ ПЕРВЕНЦАМ ВЕРЫ

1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако

свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4. Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5. и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает.
7. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8. Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? (Послание к Евреям 12:1-9).
Слайд 5

10. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а

10. Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а

Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
11. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
12. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
13. и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
14. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
15. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16. чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
17. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
18. Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнём, не ко тьме и мраку и буре,
19. не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово (Послание к Евреям 12:10-19),
Слайд 6

20. ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если

20. ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если

и зверь прикоснётся к горе, будет побит камнями (или поражён стрелою);
21. и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».
22. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23. к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24. и к Ходатаю нового завета – Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
25. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26. которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: ещё раз поколеблю не только землю, но и небо.
27. Слова: «ещё раз» означают изменение колеблемого, как сотворённого, чтобы пребыло непоколебимое.
28. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29. потому что Бог наш есть огнь поядающий (Послание к Евреям 12:20-29).
Слайд 7

ПРИМИРЕНИЕ ИАКОВА И ИСАВА 1. Взглянул Иаков и увидел, и вот,

ПРИМИРЕНИЕ ИАКОВА И ИСАВА

1. Взглянул Иаков и увидел, и вот, идёт

Исав и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок. 2. И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей её за ними, а Рахиль и Иосифа позади. 3. А сам пошёл пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. 4. И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали. 5. И взглянул Исав, и увидел жён и детей, и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему (Бытие 33:1-5).
Слайд 8

6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла

6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла

и Лия и дети её и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего. 9. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твоё у тебя. 10. Иаков сказал: нет, если я приобрёл благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лицо твоё, как бы кто увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне; 11. прими благословение моё, которое я принёс тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня всё. И упросил его, и тот взял, 12. и сказал: поднимемся и пойдём; и я пойду пред тобою. 13. Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрёт весь скот; 14. пусть господин мой пойдёт впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдёт скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. 15. Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего! 16. И возвратился Исав в тот же день путём своим в Сеир. 17. А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарёк имя месту: Сокхоф (Бытие 33:6-17). Затем Иаков пошёл в Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился перед городом. Купил часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет, на котором раскинул шатёр свой. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева.
Слайд 9

ИСПРАВЛЕНИЕ МИРА Ибо написано: «Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни,

ИСПРАВЛЕНИЕ МИРА

Ибо написано: «Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни, а

другого от свободной» (Гал. 4:22)

От рабыни – Измаил

От свободной – Исаак

(Васемафа) – дочь Измаила

Иаков (Израиль)

Рагуил – совершенный друг Бога

Зерах – рождённый на Восоре (Старейшина Эдома)

Иовав – второй царь Эдома
или праведный Иов

Иисус Христос – сын Божий, искупитель (спаситель)

Иосиф Обручник – приёмный отец Иисуса Христа

12 колен Израиля

Нахаф – покой, спокойствие

Исав (Эдом)

Слайд 10

ЖИЗНЬ РАГУИЛА

ЖИЗНЬ РАГУИЛА

Слайд 11

«ГДЕ ДУХ ГОСПОДЕНЬ, ТАМ СВОБОДА» 1. Ещё скажу: наследник, доколе в

«ГДЕ ДУХ ГОСПОДЕНЬ, ТАМ СВОБОДА»

1. Ещё скажу: наследник, доколе в детстве,

ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2. он подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4. но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от женщины, подчинился закону,
5. чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, взывающего: «Авва, Отче!»
7. Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
8. Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? (Послание к Галатам 4:1-9).
Слайд 12

10. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 11. Боюсь за вас,

10. Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11. Боюсь за вас, не

напрасно ли я трудился у вас.
12. Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня.
13. Знаете, что я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14. но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божьего, как Христа Иисуса.
15. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17. Ревнуют о вас нечисто, но хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали о них.
18. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моём только присутствии у вас.
19. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20. Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас (Послание к Галатам 4:10-20).
Слайд 13

21. Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не

21. Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не

слушаете закона?
22. Ибо написано: «Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни, а другого от свободной».
23. Но который от рабыни, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25. ибо Агарь означает гору Синай в Аравии, и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26. а вышний Иерусалим свободен: он мать всем нам.
27. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучавшаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа».
28. Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29. Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне.
30. Что же говорит Писание? «Изгони рабыню и сына её, ибо сын рабыни не будет наследником вместе с сыном свободной».
31. Итак, братия, мы дети не рабыни, но свободной (Посл. к Галатам 4:21-31).
Слайд 14

ДЕТИ ОБЕТОВАНИЯ Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо

ДЕТИ ОБЕТОВАНИЯ

Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не

все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречётся тебе семя». То есть не плотские дети суть детей Божьих, но дети обетования признаются за семья. А слово обетование таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Послание к Римлянам 9:6-13).
Ибо Бог говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак, помилование зависит не от жалеющего и не от подвизывающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:15, 16).
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает (Рим. 9:18).
Дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которых Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников (Рим. 9:23, 24).
Слайд 15

ЗЕМЛЯ ЭДОМА А на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы

ЗЕМЛЯ ЭДОМА

А на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы прогнали

их и истребили их от лица своего и поселились вместо их – так, как поступил Израиль с землёю наследия своего, которую дал им Господь (Второзаконие 2:12).
Так Он сделал для сынов Исавовых, живущих на Сеире, истребив пред лицом их Хорреев, и они изгнали их, и поселились на месте их, и живут до сего дня (Втор. 2:22).

XVII ВЕК ДО Р. Х.

Слайд 16

ЦАРИ ЭДОМА Вот цари, царствовавшие в земле Эдома, прежде царствования царей

ЦАРИ ЭДОМА

Вот цари, царствовавшие в земле Эдома, прежде царствования царей у

сынов Израилевых:
1. царствовал в Эдоме Бела, сын Веоров, а имя городу его Дингава.
2. И умер Бела, и воцарился по нём Иовав, сын Зераха, из Восоры.
3. Умер Иовав, и воцарился по нём Хушам, из земли феманитян.
4. И умер Хушам, и воцарился по нём Гадад, сын Бедадов, который поразил мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф.
5. И умер Гадад, и воцарился по нём Самла из Масреки.
6. И умер Самла, и воцарился по нём Саул из Реховофа, что при реке.
7. И умер Саул, и воцарился по нём Баал-Ханан, сын Ахбора.
8. И умер Баал-Ханан, сын Ахбора, и воцарился по нём Гадар. Имя городу его Пау, имя жены его Мегетавеель, дочь Матреды, сына Мезагава (Бытие 36:31-39).
Слайд 17

ЗЕМЛЯ УЦ Уц (ивр. ‏עוּץ‏‎) или Авситида – земля, упоминаемая в

ЗЕМЛЯ УЦ

Уц (ивр. ‏עוּץ‏‎) или Авситида – земля, упоминаемая в Ветхом

Завете, в первую очередь в Книге Иова.
Местоположение этой земли находилось на севере Эйлатского (Акабского) залива, у тука земли, в пределах Эдома, и получила своё название от Уца, сына Дишана Хорреянина (Бытие 36:28). В течении времени на этой земле возникли города: Эцион-Гебер (Акаба), Елаф (Эйлат).

XVI ВЕК ДО Р. Х.

Слайд 18

КНИГА ИОВА Был человек в земле Уц, имя его Иов; и

КНИГА ИОВА

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был

человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла.
И родились у него семь сыновей и три дочери.
Имение у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока (Иов 1:1-3).
Но Сатана перед лицом Бога стал утверждать: Не ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? В ответ Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.
Сатана лишает Иова всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, то Сатана поражает его тело страшною проказою от подошвы ноги и по самое темя. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (Иов гл. 1, 2).
Видя его страдания, сказала ему жена: ты всё ещё твёрд в непорочности твоей, похули Бога и умри! Но Иов сказал ей: ты говоришь как одна из безумных, неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими (Иов 2:9, 10).
Слайд 19

О несчастии Иова услышали друзья его, и пошли каждый из своего

О несчастии Иова услышали друзья его, и пошли каждый из своего

места: Елифаз, Вилдад и Софар, и подняв глаза свои издали, они не узнали его, и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова (Иов 2:11-13). После того Иов проклял день своего рождения и стал вопрошать, зачем дана жизнь страдающим (Иов гл. 3). Наконец друзья стали утешать его, говоря: «богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою и непорочность путей твоих – упованием твоим? Вспомни же, погибал ли кто невинный и где праведные были искореняемы?» (Иов 4:6, 7). Эти рассуждения исходили из общего Божьего закона, что человек рождается на страдание (Иов 5:7), как Иисус Христос (евр. Ешуа ха Машиах), чтобы достигнуть Божьего совершенства. Затем утешавшие его друзья стали упрекать Иова за сетующие слова (Иов 8:2). В ответ Иов возражает им: «если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне останется. А я знаю, Искупитель мой жив» (Иов гл. 19).
Далее в разговор вступает молодой Елиуй, разгневанный мнением друзей, и что Иов оправдывает себя больше, нежели Бога (Иов гл. 32-37).
В последних главах книги написано как Господь отвечает Иову из бури, а также порицает друзей его за то, что они говорили не так верно как раб Божий Иов (Иов гл. 38-42).
И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И было у него семь сыновей и три дочери. После того Иов жил 140 лет, и умер в примерном возрасте 193 лет, став примером долготерпения (Иов 42:10-17).
Слайд 20

СТРАДАНИЕ ИОВА

СТРАДАНИЕ ИОВА

Слайд 21

ПИСАНИЕ О ТЕРПЕНИИ 1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о

ПИСАНИЕ О ТЕРПЕНИИ

1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях

ваших, находящих на вас.
2. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7. Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными. Вот, Судия стоит у дверей (Послание Иакова 5:1-9).
Слайд 22

10. В пример страдания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые

10. В пример страдания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые

говорили именем Господним.
11. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
12. Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землёю и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.
13. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы.
14. Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.
19. Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20. пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасёт душу от смерти и покроет множество грехов (Послание Иакова 5:10-20).
Слайд 23

«ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ» И было ко мне слово Господне: сын

«ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ»

И было ко мне слово Господне:
сын человеческий!

если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простёр на неё руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на неё голод, и стал губить на ней людей и скот;
и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Иов и Даниил, – то они праведностью своей спасли бы только свои души, говорит Господь Бог.
Или если бы Я послал на эту землю лютых зверей, которые осиротили бы её, и она по причине зверей сделалась пустой и непроходимой:
то сии три мужа среди неё, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею.
Или если бы Я навёл на ту землю меч и сказал: «меч, пройди по земле!», и стал истреблять на ней людей и скот (Иезекииль 14:12-17),
Слайд 24

то сии три мужа среди неё, – живу Я, говорит Господь

то сии три мужа среди неё, – живу Я, говорит Господь

Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они только спаслись бы.
Или если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на неё ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот:
то Ной, Иов и Даниил среди неё, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своей они спасли бы только свои души.
Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нём людей и скот,
и тогда останется в нём остаток, сыновья и дочери, которые будут выведены оттуда; вот, они выйдут к вам, и вы увидите поведение их и дела их, и утешитесь о том бедствии, которое Я навёл на Иерусалим, о всём, что Я навёл на него.
Они утешат вас, когда вы увидите поведение их и дела их; и узнаете, что Я не напрасно сделал всё то, что сделал в нём, говорит Господь Бог (Иезекииль 14:18-23).
Слайд 25

ЭДОМ В СОСТАВЕ ЕГИПЕТСКОГО ЦАРСТВА После изгнания гиксосов из Египта в

ЭДОМ В СОСТАВЕ ЕГИПЕТСКОГО ЦАРСТВА

После изгнания гиксосов из Египта в середине

XVI века до р. х. начинается эпоха Нового царства и начало правления XVIII династии фараонов. При Тутмосе III в XV веке до р. х. Египетское царство простиралось от берегов Евфрата – на севере, до 4 порога реки Нила – на юге. Среди покорённых народов были эдомитяне, земли которых были подвластны Египту до середины XIV века до р. х. Однако с конца XIV века до р. х. по конец XIII века до р. х. Эдом снова входил в состав Египта.
Слайд 26

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА ИЗРАИЛЬСКОГО НАРОДА В XIII ВЕКЕ ДО Р. Х.

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА ИЗРАИЛЬСКОГО НАРОДА В XIII ВЕКЕ ДО Р. Х.

После

того, как царь Эдома не позволил Израилю пройти через его пределы (Числа 20:14-21).
И отправились они путём земли Уц, на пути народ Израиля стал малодушествовать, говорить против Бога и против Моисея.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых (Числа 21:4-6).
Слайд 27

СЛОВО ГОСПОДНЕ ААРОНУ И СЫНАМ ЕГО: Так благословляйте сынов Израилевых, говоря

СЛОВО ГОСПОДНЕ ААРОНУ И СЫНАМ ЕГО:

Так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:


«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!»
«Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!»
«Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!» (Числа 6:23-26).

Аарон приложился на горе Ор, в земле Эдомской в 40 год по исшествии сынов Израиля из Египта; ибо он не вошёл в Землю Обетованную (Числа 20:23-29; 33:38).

Слайд 28

ДРЕВНИЙ ВОСТОК В XII ВЕКЕ ДО Р. Х.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК В XII ВЕКЕ ДО Р. Х.

Слайд 29

ИДУМЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ДАВИДА Услышал Фой, царь Имафа (Хамафа), что Давид

ИДУМЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ДАВИДА

Услышал Фой, царь Имафа (Хамафа), что Давид поразил

всё войско Адраазарово,
и послал Фой Иорама, сына своего, к царю Давиду, приветствовать его и благодарить его за то, что он воевал с Адраазаром и поразил его; ибо Адраазар вёл войны с Фоем. В руках же Иорама были сосуды серебряные, золотые и медные.
Их также посвятил царь Давид Господу в Иерусалим, вместе с серебром и золотом, которое посвятил из отнятого у всех покоренных им народов:
у Сирийцев, и Моавитян, и Аммонитян, и Филистимлян, и Амаликитян, и из отнятого у Адраазара, сына Реховова, царя Сувского.
И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч Сирийцев в долине Соляной.
И поставил он охранные войска в Идумее; во всей Идумее поставил охранные войска, и все Идумеяне были рабами Давиду. И хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил (2-я Царств 8:9-14).
Слайд 30

ПИСАНИЕ ДАВИДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Начальнику хора. На мзыкальном орудии Шушан-Эдуф.

ПИСАНИЕ ДАВИДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Начальнику хора. На мзыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание

Давида для изучения, 2. когда он воевал с Сириею Месопотамскою и Сириею Цовоанскою и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной. 3. Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам. 4. Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется. 5. Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления. 6. Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, 7. чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня. 8. Бог сказал во святилище своём: «восторжествую, разделяю Сихем и долину Сокхоф размерю: 9. Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем – крепость главы Моей, Иуда – скипетр Мой, 10. Моав – умывальная чаша Моя; на Эдома простру обувь Мою. Восклицай Мне, земля Филистимская!» 11. Кто введёт меня в укрепленный город? Кто доведёт меня до Эдома? 12. Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими? 13. Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна. 14. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших (Псалтирь 59:1-14).
Слайд 31

АДЕР ИДУМЕЯНИН В годы царствования Соломона, воздвиг Господь противника ему –

АДЕР ИДУМЕЯНИН

В годы царствования Соломона, воздвиг Господь противника ему – Адера

Идумеянина, из царского Идумейского рода.
Когда Давид был в Идумее, и военачальник Иоав пришёл для погребения убитых и избил весь мужеский пол в Идумее, –
ибо шесть месяцев прожил там Иоав и все Израильтяне, доколе не истребили всего мужеского пола в Идумее, –
тогда сей Адер убежал в Египет и с ним несколько Идумеян, служивших при отце его; Адер был тогда малым ребёнком.
Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран, и взяли с собою людей из Фарана, и пришли в Египет к фараону, царю Египетскому. Он дал ему дом, и назначил ему содержание, и дал ему землю.
Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы.
И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала его в доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями фараоновыми.
Когда Адер услышал, что Давид почил с отцами своими, и что военачальник Иоав умер (3-я Царств 11:15-21), то вернулся в землю свою.
Слайд 32

ВЫХОД ЭДОМА ИЗ СОСТАВА ИЗРАИЛЯ Во дни Ровоама, сына Соломонова, Израильское

ВЫХОД ЭДОМА ИЗ СОСТАВА ИЗРАИЛЯ

Во дни Ровоама, сына Соломонова, Израильское царство

распалось. Все покорённые Давидом народы вышли из состава Израиля. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина и Вениаминова (3-я Царств 12:20), а так же колена Симеонова. Тогда над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам (3-я Царств 12:17). После него воцарился Авия, сын его, три года он царствовал в Иерусалиме.
Во все дни царствования Ровоама и Авия была война, между Иеровоамом (3-я Царств 15:6, 7).
В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса, сын Авия, над Иудеями (3-я Царств 15:9).
Слайд 33

СОЮЗ ЭДОМА ПРОТИВ ИУДЕИ После того, как отложился Моав от Израиля

СОЮЗ ЭДОМА ПРОТИВ ИУДЕИ

После того, как отложился Моав от Израиля по

смерти царя Ахава, и после того, как Иосафат, царь Иудейский поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи, пришли на него войною Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Эдомской.
И убоялся Иосафат, и обратил лицо своё взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее (2-я Паралипоменон 20:3).
И стал Иосафат в собрании Иудеев в доме Господнем говоря: если придёт на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицом Твоим, ибо имя Твоё в доме сем; и воззовём к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасёшь (2-я Паралипоменон 20:9).
После молитвы в храме Господнем, встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стали славословить и говорить: славьте Господа, ибо вовек милость Его!
И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены:
ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя их, а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга (2-я Паралипоменон 20:20-23), пока не осталось уцелевшего.
Слайд 34

ГОРОД ЭЦИОН-ГЕБЕР Во дни Соломона, царя Израильского, был сделан корабль в

ГОРОД ЭЦИОН-ГЕБЕР

Во дни Соломона, царя Израильского, был сделан корабль в Эцион-Гебере,

что при Елафе, на берегу Чёрмного моря, в земле Идумейской.
И прислал ему Хирам – царь Тирский, чрез слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они со слугами Соломоновыми в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота, и привезли царю Соломону (2-я Паралипоменон 8:18).
После того, как Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Эдомской приходили войною на Иосафата, царя Иудейского, и вступил он в общение с Охозиею, царём Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли в Эцион-Гебере.
В Идумее тогда не было царя; был наместник царский.
Иосафат сделал корабли на море, чтобы ходить в Офир за золотом; но они не дошли, ибо разбились в Эцион-Гебере.
Тогда сказал Охозия, сын Ахава, царь Израиля, Иосафату: пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. Но Иосафат не согласился (3-я Царств 22:47-49).
Слайд 35

КОРАБЛЬ В ЭЦИОН-ГЕБЕРЕ

КОРАБЛЬ В ЭЦИОН-ГЕБЕРЕ

Слайд 36

ЭДОМ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИОСАФАТА После смерти Ахава – царя Израильского, воцарился

ЭДОМ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИОСАФАТА

После смерти Ахава – царя Израильского, воцарился Охозия,

сын его, над Израилем в Самарии. Менее двух лет царствовал над Израилем и умер он по слову Господа, которое изрёк Илия (4-я Царств 1:17).
Когда Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского (4-я Царств 3:1).
Тогда выступил он из Самарии и сделал смотр всем израильтянам;
затем послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдёшь ли со мной на войну против Моава? Он сказал: пойду (4-я Царств 3:6, 7).
И пошёл царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Эдомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шёл за ними (4-я Царств 3:9).
Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше (4-я Царств 3:21).
Во время битвы царь Моавитский понял, что сражение не выиграть, взял сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознёс его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в израильтянах, и они отступили от него и возвратились в землю свою (4-я Царств 3:26, 27).
Слайд 37

НЕЗАВИСИМОСТЬ ЭДОМА 1. И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен

НЕЗАВИСИМОСТЬ ЭДОМА

1. И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с

отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него. 2. И у него были братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария и Азария, и Михаил и Сафатия – все сии сыновья Иосафата, царя Израилева. 3. И дал им отец их большие подарки серебром и золотом и драгоценностями, вместе с укреплёнными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он первенец. 4. И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых. 5. Тридцати двух лет был Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме; 6. и ходил он путём царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, – и делал он неугодное в очах Господних. 7. Однакоже не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена. 8. Во дни его вышел Эдом из-под власти Иуды, и поставили над собою царя. 9. И пошёл Иорам с военачальниками своими, и все колесницы с ним; и встав ночью, поразил Идумеян, которые окружили его, и начальствующих над колесницами. 10. Однако вышел Эдом из-под власти Иуды до сего дня. В то же время вышла и Ливна из-под власти его, потому что он оставил Господа Бога отцов своих. 11. Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввёл в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею (2-я Паралипоменон 21:1-11).
Слайд 38

890 – 835 ГГ. ДО Р. Х.

890 – 835 ГГ. ДО Р. Х.

Слайд 39

ИДУМЕЯ ВО ВЛАСТИ ИУДЕЕВ 1. Во второй год Иоаса, сына Иоахазова,

ИДУМЕЯ ВО ВЛАСТИ ИУДЕЕВ

1. Во второй год Иоаса, сына Иоахазова, царя

Израильского, воцарился Амасия, сын Иоаса, царя Иудейского:
2. двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иегоаддань, из Иерусалима.
3. И делал он угодное в очах Господних, впрочем, не так, как отец его Давид: он во всём поступал так, как отец его Иоас.
4. Только высоты не были отменены: народ совершал ещё жертвы и курения на высотах.
5. Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих, убивших царя, отца его.
6. Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: «не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью».
7. Он поразил десять тысяч Идумеян на долине Соляной, и взял Селу войною, и дал ей имя Иокфеил (4-я Царств 14:1-7), которая оставалась во власти Иудеев до царя Ахаза.
Слайд 40

ОБЪЕДИНЁННОЕ ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского,

ОБЪЕДИНЁННОЕ ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО

В пятнадцатый год Амасии, сына Иоасова, царя Иудейского, воцарился

Иеровоам, сын Иоасов, царь Израильский, в Самарии, и царствовал сорок один год, и делал он неугодное в очах Господних: не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиль в грех. Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрёк чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера (4-я Царств 14:23-25).
Слайд 41

ЭДОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АССИРИИ 1. В семнадцатый год Факея, сына

ЭДОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ АССИРИИ

1. В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина,

воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского. 2. Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его, 3. но ходил путём царей Израильских, и даже сына своего провёл чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, 4. и совершил жертвы и курения на высотах, и на холмах, и под всяким тенистым деревом. 5. Тогда пришёл Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли. 6. В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф и живут там до сего дня. 7. И послал Ахаз послов к Феглаффелласару (Тиглатпаласару III), царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. 8. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. 9. И послушал его царь Ассирийский; и пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил (4-я Царств 16:1-9).
Слайд 42

ЭДОМ ВО ДНИ ЕЗЕКИИ 1. В третий год Осии, сына Илы,

ЭДОМ ВО ДНИ ЕЗЕКИИ

1. В третий год Осии, сына Илы, царя

Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. 2. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. 3. И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его; 4. он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. 5. На Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него, и прежде него (4-я Царств 18:1-5). В годы царствования его, отпала Иудея от Ассирии (2-я Паралипоменон гл. 32).
Во дни Езекии, царя Иудейского, из сынов Симеоновых, пошли к горе Сеир пятьсот человек: Фелатия, Неария, Рефаия и Узиил, сыновья Ишия, были во главе их; и побили уцелевший там остаток Амаликитян, и живут там до сего дня (1-я Паралипоменон 4:41-43).

Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне, на гору дочери Сиона (Исаия 16:1)

Слайд 43

АССИРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

АССИРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Слайд 44

628 – 610 ГГ. ДО Р. Х.

628 – 610 ГГ. ДО Р. Х.

Слайд 45

ЭДОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВАВИЛОНА В 610 году до р. х.

ЭДОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВАВИЛОНА

В 610 году до р. х. пошёл

фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел Иосия, царь Иудейский навстречу ему, чтобы сразиться с ним, и тот ранил его на равнине Мегиддо, после царь Иосия умер (4-я Царств 23:29 и 2-я Паралипоменон 35:20-24), а Египтяне пошли дальше и захватили земли до берегов Евфрата. После всего, воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина и переменил имя его на Иоакима, и сделалось царство Иудейское данником Египту (4-я Царств 23:34, 35).
В 607 году до р. х. или в третьий год Иоакима, царя Иудейского, пришёл сын Набопаласара, Навуходоносор II – царь Вавилонский, к Иерусалиму и захватил его. Часть сосудов дома Божьего, вместе с сынами Израилевыми было отправлено в Вавилон, среди которых были из сынов Иудиных: Даниил, Анания, Мисаил и Азария (Даниил 1:1-6), а Иоаким сделался подвластным ему на три года, но потом отложился от него (4-я Царств 24:1).
В 606 году до р. х. или в четвёртый год Иоакима, царя Иудейского, выступило войско фараона Нехао (Нехо II) на реку Евфрат при Кархемише, и которое поразил Навуходоносор II, царь Вавилонский (Иеремия 46:2). Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский всё, от потока Египетского (совр. Эль-Ариш) до реки Евфрат, что принадлежало царю Египетскому (4-я Царств 24:7).
Слайд 46

ЭДОМ В СОСТАВЕ ВАВИЛОНА В 600 году до р. х. или

ЭДОМ В СОСТАВЕ ВАВИЛОНА

В 600 году до р. х. или в

десятый год Иоакима, царя Иудейского, послал на него Господь полчища Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян (4-я Цар. 24:2). Сыны Израиля, жившие в Иудее, услышав о предстоящей угрозе подготовились к войне (Иудифь гл. 4).
И подступили Халдеи к Ветилуе, во главе Ассирийского военачальника Олоферна, и вывел он всю свою конницу пред лицо сынов Израилевых, бывших в Ветилуе.
Осмотрел восходы города их, обошёл и занял источники вод их, и оцепив их ратными мужами, возвратился к своему народу.
Но пришли к нему все начальники сынов Исава, и все вожди народа Моавитского, и все военачальники приморья и сказали:
выслушай, господин наш, слово, чтобы не было потери в войске твоём.
Этот народ сынов Израиля надеется не на копья свои, но на высоты гор своих, на которых живут, потому что не удобно восходить на вершинах их гор.
Итак, господин, не воюй с ними так, как бывает обыкновенная война, – и ни один муж не падёт из народа твоего (Иудифь 7:7-11).
Слайд 47

Ты останься в своём лагере, чтобы сберечь каждого мужа в войске

Ты останься в своём лагере, чтобы сберечь каждого мужа в войске

твоём, а рабы твои пусть овладеют источником воды, который вытекает из подошвы горы;
потому что оттуда берут воду все жители Ветилуи, – и погубит их жажда, и они сдадут свой город; а мы с нашим народом взойдём на ближние вершины гор и расположимся на них для стражи, чтобы ни один человек не вышел из города.
И будут томиться они голодом, и жёны их и дети их, и прежде, нежели коснётся их меч, падут на улицах обиталища своего;
и ты воздашь им злом за то, что они возмутились и не встретили тебя с миром.
Понравились эти слова их Олоферну и всем слугам его, и они решили поступить так, как они сказали.
И двинулся полк сынов Аммона и с ними пять тысяч сынов Ассура, и расположившись в долине, овладели водами и источниками вод сынов Израиля (Иудифь 7:12-17).
А сыны Исава и сыны Аммона взошли и заняли нагорную область против Дофаима, и отправили часть их на юг и на восток против Екревиля, что близ Хуса, стоящего при потоке Мохмур; остальное же войско расположилось на равнине и покрыло всё лицо земли: шатры и обозы их с множеством народа растянулись на весьма большом пространстве.
Слайд 48

В те дни услышала Иудифь, о дурных речах народа против начальника,

В те дни услышала Иудифь, о дурных речах народа против начальника,

потому что они малодушествовали по причине оскудения воды, услышала Иудифь и о всех словах, которые сказал им Озия, как он поклялся чрез пять дней сдать город (Иудифь гл. 8).
После всего услышанного она пошла взывать к Господу о спасении. Когда перестала взывать к Богу Израиля, встала, переоделась, вышла из города, и пошла в стан Олоферна (Иудифь гл. 9, 10).
И пробыла она в лагере три дня, со служанкою своею. В четвёртый день Олоферн сделал пир для одних слуг своих и не пригласил к услужению никого из приставленных к службам. И сказал слугам своим пригласить Иудифь, на что она согласилась (Иудифь гл. 12).
После продолжительного пира в шатре осталась одна Иудифь с Олоферном, упавшим на ложе своё, потому что был переполнен вином. Подойдя к пастели Олоферна, она сняла мечь его и отсекла ему голову. Спустя некоторое время она бежала из лагеря, обратно в город (Иудифь гл. 13).
Когда бывшие в шатрах услышали о том, что случилось, то смутились, и напал на них страх и трепет, и ни один из них не остался в глазах ближнего, но все они бросившись бежали по всем дорогам равнины и нагорной страны. И расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи, также обратились в бегство (Иудифь 15:1-3).
Слайд 49

НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

Слайд 50

538 – 537 ГГ. ДО Р. Х.

538 – 537 ГГ. ДО Р. Х.

Слайд 51

КЕДАРИТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО С 537 по 486 годы до р. х. сыны

КЕДАРИТСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

С 537 по 486 годы до р. х. сыны Кедара

завладевают землями Эдома, которая была независимой после захвата Вавилона персами. В течении времени сыны Кедара (Измаилтяне) были вытеснены набатеями (сынами Востока).
Слайд 52

ДЕРЖАВА АХЕМЕНИДОВ Провинция в Эдоме и Мадиане была основана в 486

ДЕРЖАВА АХЕМЕНИДОВ

Провинция в Эдоме и Мадиане была основана в 486 году

до р. х. – Дарием I, потеряна в 332 году до р. х., что позволило набатеям обосноватся в этом регионе.
Слайд 53

ГЕШЕМ АРАВИТЯНИН Король Кедара, упоминаемый в Библии во дни царя Артаксеркса,

ГЕШЕМ АРАВИТЯНИН

Король Кедара, упоминаемый в Библии во дни царя Артаксеркса, и

что он был в общении с влиятельным сатрапом провинции Самария, – по имени Санаваллат, и аммонитянином Товия, против Неемии, сына Ахалиина.
Когда Неемия с немногими людьми приступили к восстановлению стены Иерусалимской, и когда всё начало восстанавливаться и заделываться повреждения, то Санаваллат Хоронит, и Товия – Аммонитский раб, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его. Тогда Неемия с бывшими людьми погдотовился к войне, чтобы защитить Иерусалим от врагов, и в то время замысел о нападении на город был исчерпан у неприятелей. И с того же момента половина молодых людей занималось работами, а другая половина была на страже (Неемия гл. 4).
А когда стена была отстроена, – тогда Санаваллат и Гешем (араб. Гашму) попытались сойтись на равнине Оно и убить его, но им не удалось сойтись с ним. Ибо все они стращали Неемию, чтобы прекратить строительство. Так как слух носился у народов, и Гешем говорил, будто Неемия и Иудеи задумали отпасть от Персии (Неемия гл. 6).
Слайд 54

ПРОРОЧЕСТВО ОБ АРАВИИ В лесу Аравийском ночуйте, караваны Деданские! Живущие в

ПРОРОЧЕСТВО ОБ АРАВИИ

В лесу Аравийском ночуйте, караваны Деданские! Живущие в земле

Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих, ибо они от мечей бегут, от меча обнажённого и от лука натянутого, и от лютости войны. Ибо так сказал мне Господь: ещё год, равный году наёмничьему, и вся слава Кидарова (Кедарова) исчезнет, и луков у храбрых сынов Кидара (Кедара) останется немного: так сказал Господь, Бог Израилев (Исаия 21:13-17).
Слайд 55

ВЛАДЫЧЕСТВО СЫНОВ ВОСТОКА Так говорит Господь Бог: за то, что Моав

ВЛАДЫЧЕСТВО СЫНОВ ВОСТОКА

Так говорит Господь Бог: за то, что Моав и

Сеир говорят: «вот и дом Иудин как все народы!», за то вот, Я, начиная от городов, от всех пограничных городов его, красы земли, от Беф‐Иешимофа, Ваалмеона и Кириафаима, открою бок Моава для сынов Востока и отдам его в наследие им до третьей Эглы, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов (Иезекииль 25:8-10).
Сыны Востока – это сыновья Иоктана (Бытие 10:26-29). К ним относятся арабы аравии (набатеи, тамуды, маганы и др.).
Слайд 56

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЭДОМА Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЭДОМА

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
В ней

свидетельствованы древние.
Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Послание к Евреям 11:1-3).
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что он есть, и ищущим Его воздаёт (Евр. 11:6).
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава (Евр. 11:20).
И отвечал Исаак, отец его, и сказал Исаву: вот, от тука земли будет обитание твоё и от росы небесной свыше;
и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (Бытие 27:39, 40).
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры (Послание к Римлянам 9:30).
Праведник ненавидит ложное слово, так как правда хранит непорочного в пути.
Слайд 57

ПИСАНИЕ ДЛЯ ЭДОМА 1. Кто это идёт от Эдома, в червлёных

ПИСАНИЕ ДЛЯ ЭДОМА

1. Кто это идёт от Эдома, в червлёных ризах

от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать».
2. Отчего же одеяние Твоё красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?
3. «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моём и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё;
4. ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал.
5. Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня:
6. и попрал Я народы во гневе Моём, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их».
7. Воспомяну милости Господни и славу Господню за всё, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих.
8. Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем.
9. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние (Исаия 63:1-9).
Слайд 58

10. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он

10. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он

обратился в неприятеля их: Сам воевал против них.
11. Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего,
12. который вёл Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя,
13. который вёл их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались?
14. Как стадо сходит в долину, Дух Господень вёл их к покою. Так вёл Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя.
15. Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твоё? – благоутробие Твоё и милости Твои ко мне удержаны.
16. Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твоё: «Искупитель наш».
17. Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего.
18. Короткое время владел им народ святыни Твоей: враги наши попрали святилище Твоё.
19. Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твоё (Исаия 63:10-19).
Слайд 59

БИОСФЕРНЫЙ РЕЗЕРВАТ «ДАНА» – ВОСОР

БИОСФЕРНЫЙ РЕЗЕРВАТ «ДАНА» – ВОСОР

Слайд 60

ВЕСТЬ ОБ ЭДОМЕ – Об Эдоме так говорит Господь Саваоф: разве

ВЕСТЬ ОБ ЭДОМЕ

– Об Эдоме так говорит Господь Саваоф: разве нет

более мудрости в Фемане? разве не стало совета у разумных? разве оскудела мудрость их?
– Бегите, обратив тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо погибель Исава Я наведу на него, – время посещения Моего.
– Если бы обиратели винограда пришли к тебе, то, верно, оставили бы несколько недобранных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они похитили бы сколько им нужно.
– А Я донага оберу Исава, открою потаённые места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его, и соседи его. И не будет его.
– Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня.
– Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить её, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу.
– Ибо Мною клянусь, говорит Господь, что ужасом, посмеянием, пустынею и проклятием будет Восор, и все города его сделаются вечными пустынями.
– Я слышал слух от Господа, и посол послан к народам сказать: соберитесь и идите против него, и поднимайтесь на войну.
– Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми (Иеремия 49:7-15).
Слайд 61

– Грозное положение твоё и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего

– Грозное положение твоё и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего

в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты, как орёл, высоко свил гнездо твоё, и оттуда низрину тебя, говорит Господь.
– И будет Эдом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его.
– Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нём.
– Вот, восходит он, как лев, от возвышения Иордана на укреплённые жилища. Но Я заставлю их поспешно уйти из Идумеи, и кто избран, того поставлю над ней. Ибо кто подобен Мне? и кто потребует ответа от Меня? и какой пастырь противостанет Мне?
– Итак, выслушайте определение Господа, какое Он постановил об Эдоме, и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из стад повлекут их и опустошат жилища их.
– От шума падения их потрясётся земля, и отголосок крика их слышен будет у Чёрмного моря.
– Вот, как орёл поднимется он, и полетит, и распустит крылья свои над Восором. И сердце храбрых Идумеян будет в тот день как сердце женщины в родах (Иеремия 49:16-22).
Слайд 62

ПРОКЛЯТИЕ ЭДОМА Так говорит Господь: за три преступления Эдома и за

ПРОКЛЯТИЕ ЭДОМА

Так говорит Господь: за три преступления Эдома и за четыре

не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своём и всегда сохранял ярость свою.
И пошлю огонь на Феман, и пожрёт чертоги Восора (Амос 1:11, 12).
Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чём явил Ты любовь к нам?» Не брат ли Исав Иакову? – говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова,
а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни.
Если Эдом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивой, народом, на который Господь прогневался навсегда (Малахия 1:2-4).
Слайд 63

Так говорит Господь Бог: за то, что Эдом жестоко мстил дому

Так говорит Господь Бог: за то, что Эдом жестоко мстил дому

Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение,
за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Эдома, и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча.
И совершу мщение Моё над Эдомом рукой народа Моего Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Моё, говорит Господь Бог (Иезекииль 25:12-14).
От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придёт к нам это бедствие!»
В тот день Я восстановлю скинию Давида, падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние,
чтобы они овладели остатком Эдома и всеми народами, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие (Амос 9:10-12).
Радуйся и веселись, дочь Эдома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдёт чаша; напьёшься допьяна и обнажишься.
Дщерь Сиона! Наказание за беззаконие твоё кончилось – Он не будет более изгонять тебя. Но твоё беззаконие, дочь Эдома, Он посетит и обнаружит грехи твои (Плач Иеремии 4:21, 22).
Слайд 64

СУД ГОСПОДЕНЬ НАД ЭДОМОМ 1. Видение Авдия. Так говорит Господь Бог

СУД ГОСПОДЕНЬ НАД ЭДОМОМ

1. Видение Авдия. Так говорит Господь Бог

об Эдоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» 2. Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. 3. Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живёшь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоём: «кто низринет меня на землю?» 4. Но хотя бы ты, как орёл, поднялся высоко и среди звёзд устроил гнездо твоё, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. 5. Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорён? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? 6. Как обобрано всё у Исава и обысканы тайники его! 7. До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нём смысла! 8. Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Эдоме и благоразумных на горе Исава? 9. Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. 10. За притеснение брата твоего, Иакова, покроёт тебя стыд и ты истреблён будешь навсегда (Авдий 1:1-10).
Слайд 65

11. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день,

11. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день,

когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его, и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них. 12. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. 13. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, 14. ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. 15. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твоё обратится на голову твою. 16. Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было. 17. А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие своё. 18. И дом Иакова будет огнём, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исава – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава, ибо Господь сказал это. 19. И завладеют те, которые к югу, горой Исава, а которые в долине, – филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. 20. И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землёй Ханаанской до Сарепты, а переселённые из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные. 21. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа (Авдий 1:11-21).
Слайд 66

ПРОРОЧЕСТВО К ГОРЕ СЕИР 1. И было ко мне слово Господне:

ПРОРОЧЕСТВО К ГОРЕ СЕИР

1. И было ко мне слово Господне:
2. сын

человеческий! обрати лицо твоё к горе Сеир и изреки на неё пророчество
3. и скажи ей, так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, гора Сеир! и простру на тебя руку Мою и сделаю тебя пустой и необитаемой.
4. Города твои превращу в развалины, и ты сама опустеешь и узнаешь, что Я Господь.
5. Так как у тебя вечная вражда, и ты предавала сынов Израилевых в руки мечу во время несчастья их, во время окончательной гибели,
6. за это – живу Я! говорит Господь Бог – сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя.
7. И сделаю гору Сеир пустой и безлюдной степью и истреблю на ней приходящего и возвращающегося (Иезекииль 35:1-7).
Слайд 67

8. И наполню высоты её убитыми её; на холмах твоих и

8. И наполню высоты её убитыми её; на холмах твоих и

в долинах твоих, и во всех рытвинах твоих будут падать сражённые мечом.
9. Сделаю тебя пустынею вечной, и в городах твоих не будут жить, и узнаете, что Я Господь.
10. Так как ты говорила: «эти два народа и эти две земли будут мои, и мы завладеем ими, хотя и Господь был там»,
11. за то, – живу Я! говорит Господь Бог, – поступлю с тобою по мере ненависти твоей и зависти твоей, какую ты выказала из ненависти твоей к ним, и явлю Себя им, когда буду судить тебя.
12. И узнаешь, что Я, Господь, слышал все глумления твои, какие ты произносила на горы Израилевы, говоря: «опустели! нам отданы на съедение!»
13. Вы величались предо Мною языком вашим и умножали речи ваши против Меня; Я слышал это.
14. Так говорит Господь Бог: когда вся земля будет радоваться, Я сделаю тебя пустынею.
15. Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, и узнают, что Я Господь (Иезекииль 35:8-15).
Слайд 68

ПРОРОЧЕСТВО О ДУМЕ Пророчество о Думе. Кричат мне с Сеира: сторож!

ПРОРОЧЕСТВО О ДУМЕ

Пророчество о Думе. Кричат мне с Сеира: сторож! сколько

ночи? сторож! сколько ночи?
Сторож отвечает: приближается утро, но ещё ночь. Если вы настойчиво спрашиваете, то обратитесь и приходите (Исаия 21:11, 12).
Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его;
Дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне (Второзаконие 23:7, 8).
Египет сделается пустынею, и Эдом будет пустой степью – за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их (Иоиль 3:19).