Карельские сказки

Содержание

Слайд 2

Карелия – это колыбель неиссякаемого устно – поэтического народного творчества –

Карелия – это колыбель неиссякаемого устно – поэтического народного творчества –

рун, сказок, былин, пословиц и поговорок.

Карелия

Вековечные мечты народа о счастье воплотились в сказках. В длинные, осенние вечера в рыбачьей избушке или зимой дома, когда вся семья и даже соседи собирались рукодельничать, у камелька мудрые старики рассказывали сказки.

Слайд 3

Сказка - повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах

Сказка - повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах

и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.

Что такое сказка?

Слайд 4

Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные сказки Действующие лица – животные

Сказки о животных
Бытовые сказки
Волшебные сказки

Действующие лица – животные и звери: лиса,

медведь, волк, заяц, белка. Действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: хитрость, глупость, скупость, мудрость.

Бытовые сказки появились позднее всех. События вымышленные, но происходит в повседневной жизни. Слабый противопоставляется сильному, бедный – богатому. Герой веселый, смелый, находчивый, ловкий.

В сказках рассказывается о волшебных приключениях, которые совершаются людьми в поисках лучшей жизни.

Виды карельских сказок

Слайд 5

Овод и козы Лиса, сорока и ворона Медведь, волк и лиса

Овод и козы
Лиса, сорока и ворона
Медведь, волк и лиса
Кот Муйлович Артамович
Козел

и баран
Игла, белка, рукавица
Лапоток

Карельские сказки о животных

Слайд 6

Умный сказочник (Как один парень царя проучил) Умная дочь бедняка Кукареку

Умный сказочник (Как один парень царя проучил)
Умная дочь бедняка
Кукареку
Царь Петр и

кузнец

Карельские бытовые сказки

Слайд 7

Прилежная и ленивая (Пряхи у проруби) Ольховая чурка Голубая важенка Сума,

Прилежная и ленивая (Пряхи у проруби)
Ольховая чурка
Голубая важенка
Сума, дай ума
Почему в

море вода соленая
Девушка на белом коне и храбрый юноша
Птичка – невеличка, красные перышки, золотой носок
Невеста – мышь
Красавица Насто
Петушок с красным гребешком
Сестра и девять братьев

Карельские волшебные сказки

Слайд 8

Сказки отразили одну примечательную черту карельского характера — врожденное чувство равноправия.

Сказки отразили одну примечательную черту карельского характера — врожденное чувство равноправия.


Волшебные сказки Карелии - отличаются характерным крестьянским колоритом, почти полным отсутствием реалий городского быта или господствующих классов.
Герой карельской волшебной сказки, будь то крестьянский сын или царевич, выражает взгляды трудового крестьянства. Поэтому сказочный царевич ведет себя в точности так же, как и деревенский парень, а царские хоромы ничем не отличаются от крестьянского дома.

Карельские волшебные сказки

Слайд 9

Карельские этиологические сказки Этиологические сказки - рассказы о происхождении различных свойств

Карельские этиологические сказки

Этиологические сказки - рассказы о происхождении различных свойств

и особенностей зверей, птиц и рыб. Чаще всего в юмористической форме рассказывается, к примеру, почему у зайца кончики ушей черные и почему у него «заячья губа», почему у лисы грудка и кончик хвоста белые, почему у медведя нет хвоста и т. д.
Например, сказка «Почему вода в море солёная»
Слайд 10

Русские народные и карельские сказки очень похожи, т.к имеют одинаковые сюжеты.

Русские народные и карельские сказки очень похожи, т.к имеют одинаковые сюжеты.


Это объясняется тем, что у русского и карельского народов похожи обряды и верования. Но в то же время у каждого народа есть своя история, культура, национальный характер. Каждая сказка национальна, своеобразна.
Слайд 11

Герои карельских сказок Полноправные герои карельских сказок — животные. Добродушный медведь,

Герои карельских сказок

Полноправные герои карельских сказок — животные. Добродушный медведь,

простоватый волк, хитрющая лиса и другие, в том числе домашние, животные так или иначе участвуют в событиях.

Среди карельских сказок о животных выделяются сказки о лисе и медведе. В них хитрая лиса всегда одурачивает глупого, недогадливого медведя
Но лиса не столько умна, сколько хитра. В ряде сказок ее хитрость осуждается как нечестный прием.

Слайд 12

Герои карельских сказок Носителем зла в карельских сказках о невинно гонимых

Герои карельских сказок

Носителем зла в карельских сказках о невинно гонимых

является Сюоятар.
По функции и характеру она близка к бабе-яге русских сказок.

Сюоятар — это и злая мачеха, и коварная повитуха, подменявшая чудесных детей щенками; Сюоятар или сама становится на место добродетельной сестры, невесты, жены, или же устраивает на это место свою дочь. Сюоятар обладает сверхъестественной способностью превращать преследуемых ею женщин в животных и менять свой облик.

Слайд 13

Герои карельских сказок Другой древний мифологический образ карельской сказки — лесная

Герои карельских сказок

Другой древний мифологический образ карельской сказки — лесная

старуха (akka), которая всегда находится в избушке «на курьих ножках» (в карельских сказках — «на петушиных шпорах»). Обычно их три сестры, и герой или героиня должны обойти всех, чтобы получить нужный совет или волшебный предмет.

Старуха сперва производит отпугивающее впечатление. Она грозится съесть героя, но по его смелым и остроумным ответам догадывается, что он — ее племянник или зять.
Эта родственная связь почти всегда подчеркивается в карельских сказках.

Слайд 14

Герои карельских сказок Из мужских персонажей особое внимание привлекает образ младшего

Герои карельских сказок

Из мужских персонажей особое внимание привлекает образ младшего

брата — Тухкимуса (Tuhkimus, Tuhkimuuricca, Tuh-kimurmicca). Имя это происходит от слова tuhka — зола, пепел; тухкимус — тот, кто сидит на печи или за печкой и пересыпает золу.

В ряде сюжетов карельский Тухкимус существенно не отличается от младшего брата русских сказок («Сивко-Бурко», «Три царства», «Молодильные яблоки», «Иван-царевич и серый волк» и т. д.).

Слайд 15

Герои карельских сказок Излюбленный герой карельских бытовых (сатирических) сказок—бедный крестьянин или

Герои карельских сказок

Излюбленный герой карельских бытовых (сатирических) сказок—бедный крестьянин

или батрак, которые своими действиями выявляют отрицательные черты своего противника (попа, купца, царского чиновника, самого царя), ставя его в глупое, смешное положение.
Слайд 16

Как мужики в город съездили Как один парень царя проучил Черная

Как мужики в город съездили
Как один парень царя проучил
Черная

уточка
Про чай с сухарями
Медведь, волк и лиса
Лапоток
Овод и козы
Почему вода в море солёная
Девять золотых сыновей
Голубая важенка
Белка, рукавица и иголка
Пряхи у проруби
Сестра и девять братьев
Горе

Сын-медведь
Царь Пётр и кузнец
«Сума, дай ума!»
Горшок киселя
Как бедный мужик с попом расквитался
Ночлежник
Дорогая шкура
Зять Хома
Как тугодумовцы рыбу удили
Как тугодумовцы в Питер поехали
Как тугодумовцы лодку строили

Карельские сказки

Слайд 17

Про чай с сухарями Давным-давно жили в горах Саянах великаны. Больше

Про чай с сухарями
Давным-давно жили в горах Саянах великаны. Больше всего

они любили гонять чаи. И у каждого были любимая чашка или бокал с блюдцем. Потом великаны как мамонты вымерли, а посуда так и осталась лежать там и сям под горными перевалами. Рядом с ней возвышаются до сих пор либо горы черных или белых сухарей, либо обломки печенья, либо куски сахара.
Вот о чем поведал ранним утром на берегу реки Шумак Алпан людям. Загорелись у них глаза, захотелось им сладкой халявы. Но алпан предупредил, что путь туда неблизкий, все выше и выше по ручью в горы, через каменные преграды. Но разве народ теперь остановишь. Поняли они, что незачем им тащить наверх вафли Артек и сахар-рафинад, покидали все лишнее в мешки, бросили в лисью нору и ломанулись наверх. Того не знали только, что закупорили они своим добром лисе с семейством выход наружу.
Слайд 18

А та из-за природной таежной деликатности не посмела прикоснуться к чужому,

А та из-за природной таежной деликатности не посмела прикоснуться к чужому,

– едва не двинула кони вместе с детьми. Не думали про это богатыри и богатырши, торопились к чайному столу. Одна Илон Оранжевый Комбинезон не спешила, у нее в мешочке из кожи молодого изюбра за многие дни добровольного голодания скопилось немало конфет и вафелек.
Долго ли, коротко ли шли они – притомились, решили напоследок своего какавы выпить, чтобы там ни с кем не делиться, да дров с собой взять, чтобы там ни у кого не просить. Пошли дальше, видят на берегу ручья два снежничка, словно два кусочка от безе. Поднялись еще выше – вот она гигантская чаша – стены гор вокруг, а выщербленные края – перевалы. На дне чаши был когда-то чай, да позеленело все от времени. Поняли тут спутники Алпана, что припозднились они к чаепитию, принялись юрты ставить, похлебку варить, стирать-полоскать, на дне каменной чаши купаться.
Слайд 19

Только строгий Алпан Большая Борода начистил до блеска котелок, посмотрелся в

Только строгий Алпан Большая Борода начистил до блеска котелок, посмотрелся в

него (традиция такая) и велел на край чашки карабкаться – тот, который люди Ветреным прозвали. За кусками каменного, зеленью подернутого хлеба, увидели они озеро-блюдце, из отколотого края которого лился-переливался недопитый великаном слабенький травяной чаек. Покарабкались наверх по жестким каменным кускам, крошился под руками и ногами старый сосуд, уже не до застолий им было, доцарапались до края чашки. Походили по ней туда-сюда, чуть не сдуло, а потом лихо съехали вниз. А духи, что в раньше служили у великанов , расстарались, начали гостей из чайника сверху поливать дождичком и подсыпать сахару-граду. Бежали чаевники, ног под собой не чуя, к родным кибиткам. Нахлебались до последней нитки, отогревались, копая золотой корень... А вечером видели, как рядом с каменной чашей выросла в небе и ушла за хребет семицветная радужная ручка старинного фарфора. Видно духи в другую долину конфетницу с угощениями поволокли.