Коллективное дело

Слайд 2

История возникновения нашего КТД Ежегодно, в конце учебного года, мы выезжаем

История возникновения нашего КТД

Ежегодно, в конце учебного года, мы выезжаем

всем классом на природу.
Цель наших выездов - укреплять детско – родительские отношения, развивать и оздоравливать детей, способствовать освоению элементарных навыков общения и нахождения в природе, развивать коммуникативные навыки.
Мы старались, чтобы выезды были всегда тематическими. В 3 классе наша поездка имела спортивно - экологическую направленность. Мы вместе с детьми проводили спортивные состязания, «веселые старты», турнир по футболу, катались на лошадях.

Следующий год наш выезд имел художественно – оздоровительную направленность. С детьми работали аниматоры по специально разработанной музыкальной программе. Ребята танцевали, водили хороводы, играли в игры, аттракционы, кормили лошадей.

По окончании нашими детьми 5 класса, мы, сделав анализ наших поездок, взвесив все плюсы и минусы, все за и против, решили провести спортивно – краеведческую игру.

Слайд 3

Актуальность спортивно - краеведческой игры «Кругса налхксема» (карусель или круговая эстафета)

Актуальность спортивно - краеведческой игры «Кругса налхксема» (карусель или круговая эстафета)

Мы живем в прекрасной Республике Мордовия. Коренные жители нашего края - мордва (эрзяне и мокшане). У мордвы, как у многих народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они дошли до нас, но, к сожалению, не все дети знакомы с ними. Многие игры связаны с песнями, афоризмами и крылатыми выражениями.
Игры мордвы:
- Обогащают нравственные представления детей.
- Способствуют развитию толерантного отношения к представителям других культур.
- Формируют интерес и ценностное отношение к мордовским народам.
- Развивают физические качества детей (скорость, силу, гибкость, выносливость, координацию).

Описание КТД спортивной - краеведческой игры «Кругса налхксема» (карусель или круговая эстафета)

Предлагаем вам проект нашего коллективно- творческого дела, спортивно – краеведческой игры «Кругса налхксема», (круговая эстафета), в которой дети группами будут передвигаться по станциям, знакомиться с историей игры, отражать образ людей, труд, проявлять смелость, смекалку, выдержку, творческую выдумку, стремиться к победе.
Игры мордвы имеют много юмора, шуток, соревновательного задора.
Если вы заинтересовались, Вы также можете попробовать провести подобную игру, заменив станции на игры ваших народов.

Слайд 4

Предварительная деятельность 1 этап Собрание родительского комитета. Распределение обязанностей родителями на

Предварительная деятельность

1 этап
Собрание родительского комитета.
Распределение обязанностей родителями на КТД, назначение

ответственных.
2 этап
Подготовительный этап
1 группа родителей. Ведет переговоры с базой отдыха
2 группа родителей. Готовит сладкий стол.
3 группа родителей. Оформляет документы на перевоз детей до базы отдыха и обратно.
4 группа родителей. Составляет план мероприятия, делит детей и родителей на группы. Назначает ответственных судей на станции. Составляет маршрутный лист. Готовят инвентарь.
3 этап
День КТД
1 группа родителей, встречает детей.
2 группа родителей, проверяет автотранспорт, рассаживает детей, перевозит их до места назначения.
3 группа родителей, встречают детей на базе, распределяет на 3 команды, назначает «Вожака» (родителя), который будет сопровождать детей на протяжении маршрутов.
4 группа родителей, уходят на станции, оборудуют их, ждут детей, проводят игру.
5 группа родителей, строит детей, сообщает им о цели визита на базу отдыха, проводит инструктаж, проводит подведение итогов игры.
6 группа родителей готовит сладкий стол.

Ход игры
«Кругса налхксема»

Ведущий: «Кругса налхксема» в переводе с мордовского «игры по кругу». Сегодня мы отправляемся по территории Мордовии, где живет самобытный народ, в играх которых отражается быт и культура. Во время игры мордва выражала свои взгляды, одушевляла диких животных. Игры воссоздавали бытовые сценки, вырабатывали художественный вкус, способность к фантазированию, образному мышлению.

Сегодня мы отправимся по нескольким станциям, где с вами проведут игры, некоторые из них осовременены, некоторые вызовут у вас трудности, но это не беда, а всего лишь игра.
У каждой команды есть лист путеводитель, вы с ним отправитесь на станции. В ходе игры вы получите интересную информацию или творческое задание, а также получите определенный результат.
По завершении прохождения последней станции, мы встречаемся вновь с вами на этой полянке, где подведем итоги нашей круговой эстафеты «Кругса налхксема» .
Прохождение станций: дети получают маршрутные листы и отправляются по станциям.
Время прохождения одной станции 10 минут.

Слайд 5

Станция 1 «КЛЁК» История игры: с давних времен в эту игру

Станция 1 «КЛЁК»

История игры: с давних времен в эту игру

играли взрослые и дети круглый год. Игроки делились на команды. Каждая из них подвязывалась поясами (кушаком), они отличались друг от друга цветом и орнаментом.
Для этой игры нужны: биты - палки по числу участников (70-80 см), 1 небольшая деревянная чурка (клёк).
Чертятся квадраты для линии кона 1 х 1 м.
Квадрат для клёка 15 х 15 см.
В маленький квадрат ставят чурочку - клёк.
Судья стоит у «клёка», сбоку. Играющие встают друг за другом. На расстоянии 8-10 шагов от линии большого квадрата, с битами в руках, у специально отчерченной линии.
Игроки по очереди бросают биты, стараясь выбить клёк за пределы кона. Судья подсчитывает сколько клёков выбила команда поочередно, за пределы линии кона.
Правила. При броске нельзя заходить за линию. Судья следит, чтобы никто не выходил из- за линии. Если это случается, судья может не засчитать бросок.
Судья в листе путеводителе фиксирует количество сбитых клёков командой.

Станция 2 «Богатырень вий»
(«Бросок полена» или «Богатырская сила»)

История игры: В данную игру играли в основном мужчины и крепкие парни. Игра проходила на месте вырубки леса или во время заготовки дров.
Для этой игры нужны: одно полено, отчерченная зона приземления полена метрами.
Чертится линяя, зона броска.
Судья стоит сбоку зоны приземления полена.
Играющие встают друг за другом на линию метания. Выполняют замах и бросок полена, судья фиксирует на сколько метров приземлилось полено, приплюсовывает метры последующих игроков команды, затем подсчитывается общая сумма всех бросков, фиксируется в маршрутном лист.е.
Правила. При броске нельзя заходить за линию. Судья следит, чтобы никто не выходил из- за линии. Если это случается, судья может не засчитать бросок.

Слайд 6

Станция 3 Кевняса налхксемась («В камушки») История игры: В игру играли

Станция 3
Кевняса налхксемась
(«В камушки»)

История игры: В игру играли

дети, собравшись в одном из дворов. Тот, кто набирал больше камушек, тому доставался самый большой кусок пирога.
Для игр необходимо : пять небольших чуть больше лесного ореха камушек.
Перед началом игры определяется очередность выполнения заданий.
Определяется очередность выполнения бросков. Первая фигура называется «фкяняса» - «по одному». Игрок подбрасывает свой камушек и, пока он находится в полете, поднимает один камушек и тут же ловит свой, не давая ему упасть. Таким же способом он поднимает все остальные.
Игра для эстафеты упрощается до первого уровня.
Правила игры: игрок, не подобравший камушек с земли или уронивший свой камушек, выбывает из игры.
Судья фиксирует, чтобы все игроки приняли участие в игре и подсчитывает количество правильно выполненных подбрасываний и подъемов камушков.

Станция 4
«Кирькссэ»
(«Жмурки»)

История игры: На полотенце был вышит орнамент мордовской вышивки, он имел смысловое значение. Вся мордовская вышивка была направлена на защиту от злых стихий и оберегала от духов. (Мордва очень долгое время поклонялись, верили языческим богам)
Для игры необходимо: полотенце с мордовским орнаментом.
Перед началом игры ведущий рассказывает о полотенце и мордовском орнаменте.
Команда определяет одного водящего. Водящий встает в центр команды, ему завязывают глаза полотенцем. Игроки команды встают в круг, взявшись за руки, водят хоровод со словами:
Отгадай, чей голосок,
Становится в кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись!
После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящих перед ним игроков.
Судья подсчитывает всех правильно названных игроков, заносит в лист путеводитель. (Игру можно повторить несколько раз, сменив водящего).
Правила игры: нельзя приоткрывать глаза, а так же голосом подсказывать свое имя. В случае нарушений правил, судья может не засчитать узнанного игрока.