Культура Буддизма

Содержание

Слайд 2

Буддизм — это учение о природе ума. О Буддизме часто говорят

Буддизм — это учение о природе ума.

О Буддизме часто говорят в

контексте мировых религий, что приводит к заблуждениям. Буддизм не является религиозным учением, в нем нет никакой мистики и веры в сверхъестественные силы, нет пророков, святых, и веры в высших существ, которым можно помолиться, также вопреки заблуждениям отсутствует свод моральных норм.
Буддизм не является Верой. Вера — признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования. Это противоречит самой сути Буддизма. Будда призывал своих учеников не верить никому на слово (даже ему), и, прежде чем принять чьи-то советы, тщательно выяснять, соответствуют ли они действительности.
Слайд 3

Так что такое Буддизм? Буддизм это практика. Эмпирический метод постепенной тренировки

Так что такое Буддизм?

Буддизм это практика. Эмпирический метод постепенной тренировки ума,

позволяющий достичь удовлетворения, вы мягко и постепенно учитесь как положить конец страданиям.
Все чему учил Будда — это как избавиться от страданий.
Цель буддизма — достижение Просветления, состояния не обусловленного счастья, лежащего за пределами всех концепций и явлений.
Слайд 4

Четыре истины Суть буддизма сводится к "ЧЕТЫРЕМ ИСТИНАМ": Существует страдание; Существует

Четыре истины

Суть буддизма сводится к
"ЧЕТЫРЕМ ИСТИНАМ":
Существует страдание;
Существует причина страдания;
Существует путь,

ведущий к прекращению страдания;
Существует прекращение страдания — нирвана.
Нирвана – это состояние осознания своей души,
достигаемое с помощью самоотречения, отказа от
комфортных условий внешней среды.
Будда, проведя долгое время в медитациях и
глубоких размышлениях, осваивал метод
контроля над собственным сознанием.
В процессе этого он пришел к выводу,
что люди очень привязаны к мирским благам,
чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.
Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует.
Достигнув нирваны,
можно лишиться этой зависимости. 
Слайд 5

В буддизме выделяют три главные драгоценности: Будда – им может быть

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

Будда – им может быть как

сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.
Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей,
буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:
отстранение от истины бытия и неведения;
желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
Слайд 6

Буддизм – это часть российской культуры Буддизм, распространенный в России, благодаря

Буддизм – это часть российской культуры

Буддизм, распространенный в России, благодаря   традициям

пребывания в лоне локальной российской цивилизации, вошел в мирное сосуществование с православием.
Вместе с тем, народы, исповедующие буддизм на территории России, были самым непосредственным образом связаны со всем ходом социальных и политических событий российской истории, они постоянно интегрировались в структуры государственных отношений, общую судьбу народов России и оказали воздействие на ее культуру.
В этом состоит универсальность России по сравнению со странами западного мира, в которые буддизм проник «извне», завоевывая новое культурное пространство.
В свою очередь, буддийские страны Востока, попавшие в сферу  влияния западных стран, оказались под воздействием жестокой колониальной политики, насаждавшей западнические устои и приведшей к закабалению колониальных народов.
Народы, исповедующие буддизм (в Калмыкии и Забайкалье) принимали присягу на верноподданичество России добровольно, по крайней мере формально, они становились российскими подданными и постепенно начинали интегрироваться в социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь России, превращаясь в ее неооторжимую часть.
Слайд 7

Особенности российского буддизма. Российский буддизм имеет свою специфику, которая была заложена

Особенности российского буддизма.

Российский буддизм имеет свою специфику, которая была заложена веками

распространения и утверждения учения Будды у названных российских народов, а также историей самого буддизма в обширном центрально-азиатском регионе.
Как известно, всякого рода этноконфессиональные связи и взаимодействия играли и играют значительную роль в развитии народов Центральной Азии.
В частности, тибетский буддизм воспринял ряд положений из древних религий Персии, а уйгурский – из христианства (несторианства) и манихейства. Именно через буддийский пантеон уйгуров к ойратам и другим монголо-язычным народам накануне образования державы Чингисхана перешли божества из манихейского пантеона: бодхитсаттва Хормуста-Ахурамазда, тридцать три тенгрии и др.
Уйгурский алфавит, имевший арамейскую графику, смог преодолеть цивилизационное влияние тибетской письменности и культуры и в результате, благодаря подвижнической деятельности ойратского ламы Зая Пандиты, дать всем монгольским племенам в середине XVII века письмо, известное как «тодо узуг» («ясное письмо»).
Слайд 8

Религиозная литература – Типитака (собрание буддийских текстов). Тибетский язык считается священным

Религиозная литература – Типитака (собрание буддийских текстов).

Тибетский язык считается священным у всех

северных буддистов.
На нем написана обширная религиозная литература:
Гаиджур — в 108 томах и комментарии к нему Данджур — в 225 томах.
Слайд 9

«Молитвенные мельницы — хурде" Повседневный культ в ламаизме имеет много особенностей.

«Молитвенные мельницы — хурде"

Повседневный культ в ламаизме имеет много особенностей. В

нем, к примеру, придается большое значение механическому повторению магических формул. Из них главная звучит так: "0м мани падме хум!", что на русском языке значит — "О сокровище на лотосе!". Эта фраза пишется на камнях, на дорогах, на листках бумаги. Эти листки потом закладываются в особые "молитвенные мельницы — хурде" — такое устройство в виде вертушки.
Эти мельницы-вертушки вращаются руками молящихся: каждый поворот равнозначен многократному повторению молитвы. Подобные мельницы могут вращаться силой ветра или воды и владельцу такою устройства не надо самому повторять молитву.
Слайд 10

Мандала Калачакры, подаренная Далай Ламе XIV Особое место в буддизме занимает

Мандала Калачакры, подаренная Далай Ламе XIV

Особое место в буддизме занимает построение

мандал (цветных композиций из толченых минералов и драгоценных камней), с целью взрастить в людях сострадание ко всем живым существам, установить гармонию в мире.
Мандала Калачакры является одним из самых красивых композиционных культовых творений тибетских лам.
Слайд 11

Мобильные храмы и монастыри Российские буддисты, являвшиеся по образу жизни кочевниками,

Мобильные храмы и монастыри

Российские буддисты, являвшиеся по образу жизни кочевниками, представляющие

так называемую кочевую цивилизацию, имели схожие мобильные сакральные центры – храмы и монастыри.
Калмыцкие передвижные хурулы представляли собой особые кибитки, которые могли в отдельных случаях полностью разбираться и в сложенном виде перемещаться на значительные расстояния.
Обычно же их погружали в собранном состоянии на большие, широкие телеги и медленно перевозили на новое место стоянки.
Тувинские хурээ сочетали в своей архитектуре китайские, тибетские и монгольские элементы.
Бурятские дацаны в архитектурном плане напоминают монгольские.
Слайд 12

Праздники Праздники – вероятно, самые яркие и живые проявления буддийской традиции.

Праздники

Праздники – вероятно, самые яркие и живые проявления буддийской традиции. Согласно

описаниям китайского путешественника Фа-сяня, праздненство в Паталипутре в V веке проходило следующим образом. На больших повозках устраивалось пятиярусное сооружение типа пагоды, покрываемое белыми хлопчатобумажными тканями с цветными изображениями божеств. «Они были украшены золотом, серебром и стеклом; на них водружались изображения божеств, висели знамена и балдахины. С каждой из четырех сторон было святилище, в котором имелось изображение сидящего Будды, сопровождаемое бодхисаттвой… Повозок было двадцать, и каждая отличалась от остальных. Слышалась музыка, люди приносили цветы, возжигались курильницы». На праздник приходило много народу: «всю ночь горели светильники, совершались жертвоприношения, раздавались звуки музыки, люди танцевали – и все это в честь богов. Подобным же образом праздники совершались и российскими буддистами вплоть до начала ХХ века; в последние годы эта традиция вновь начинает возрождаться, как и многое другое, что относится к российской буддийской цивилизации.
Слайд 13

Шамбала Еще одной особенностью тибетской буддийской цивилизации в российских условиях является

Шамбала

Еще одной особенностью тибетской буддийской цивилизации в российских условиях является

традиционное признание ламами России как грядущего воплощения Шамбалы.
Слайд 14

Учение о Шамбале – стране вечной молодости и счастья Учение о

Учение о Шамбале – стране вечной молодости и счастья

Учение о Шамбале

играет важную роль в различных учениях северного буддизма. Шамбала – легендарная страна, находящаяся в Гималаях или севернее. По буддийской традиции, именно отсюда люди получили учение Калачакры, которому царя Шамбалы Сучандру наставлял сам Будда Шакъямуни. По ожиданиям буддистов, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудрачакрине состоится окончательная битва между силами добра и зла. Ориентировочно это случится в 2424 г. Шамбала – страна вечной молодости и счастья, однако туда очень сложно попасть. Согласно теософии, Шамбала является местопребыванием «махатм» – духовных пастырей человечества.
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17