Логика и критическое мышление: история формирования и развития

Слайд 2

до XX в. термин «Критическое мышление» не использовался; «мышление» является философской

до XX в. термин «Критическое мышление» не использовался;
«мышление» является философской категорией;
«История

философии – история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением» (В.П. Кохановский).
Слайд 3

Эпоха античности Первое исторически известное обращение к категории «мышление» встречается в

Эпоха античности

Первое исторически известное обращение к категории «мышление» встречается в

V в. до н.э. в философских воззрениях главы Элейской школы Парменида.
Главным вопросом философии Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия.
В поэме «О природе» он выдвинул «первый закон познающего мышления».
Первым философом, «принявшим «разум» как закон и положившим его в основу бытия», стал Анаксагор, который утверждал: «Все есть многое».
Слайд 4

Большой вклад в философское развитие понимания мышления внесли софисты в V

Большой вклад в философское развитие понимания мышления внесли софисты в V

в. до н.э. (Горгий, Продик, Протагор и др.).
Появление софистики можно считать отправной точкой создания теории критического мышления.
Сократовский способ философствования, рассуждения, аргументации, основывающийся на логике вопросно-ответных процедур, был положен в основу европейской философской мысли и современного критического мышления.
Традиции развития критического мышления были продолжены и раз- виты в диалогах Платоном.
Аристотель не только определил место критического мышления в системе познания человека, но по- средством разработки «аналитики» внес большой вклад в развитие самой процедуры критического мышления.
Слайд 5

Эпоха средневековья (схоластика) и Возрождение А. Кентерберийский (теолог) о положил в

Эпоха средневековья (схоластика) и Возрождение

А. Кентерберийский (теолог) о положил в основу

своей философии «веру, ищущую разумения»
Аверроэс высказывает мысль об индивидуальных особенностях и способностях индивидов, подчеркивая вместе с тем значение человеческого знания, являющегося не только целью, но и средством развития способности к познанию.
Н. Кузанский - учение о том, как мышление разрешает противоречия.
Слайд 6

Новое время Основная идея философии Возрождения о том, что мышление есть

Новое время

Основная идея философии Возрождения о том, что мышление есть готовность

к действию, легла в основу философии Нового времени (XVII-XVIII вв.), наиболее деятельным представителем которого был Ф. Бэкон.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Р. Декартом.
С XIX в. метафизика начинает систематически рассматриваться не только как ос-мысленная совокупность высказываний о мире, но как особый способ высказывания или понимания вообще, вследствие чего среди философов этого времени возрос интерес к процессу мышления человека. Одним из ярких представителей этого направления был И. Кант.
Слайд 7

Дальнейшие философские отправления к категории «критическое мышление» связаны с обращением к

Дальнейшие философские отправления к категории «критическое мышление» связаны с обращением к

вопросно-ответным процедурам Сократа, с ней имеет система аргументации М. Хайдеггера.
Согласно Х.Г. Гадамеру, величайшим открытием сократических диалогов Платона является то, что они показали, что «вопрос труднее ответа».
Э. Фромм в контексте вопросно- ответных процедур говорит о проблемах образования.