Миссионерско-апологетические проповеди святителя Феофана Затворника

Содержание

Слайд 2

Цикл апологетических проповедей «О Православии с предостережениями от погрешений против него»

Цикл апологетических проповедей «О Православии с предостережениями от погрешений против него» 10

проповедей относятся к Тамбовскому периоду: июль 1859 г. – август 1863 г.

Логика построения проповедей, преследующих цель защиты православного вероучения и Церкви, связана с местом и временем их произнесения.
Все проповеди имеют краткие аннотации, позволяющие оценить их актуальность и внутреннюю связь с аналогичными произведениями.
Из 10 апологетических проповедей 7 были произнесены в Тамбове, и по одной в трех наиболее значимых городах Тамбовской епархии: в Липецке, Моршанске и Козлове. Это обусловлено стремлением архипастыря поддерживать духовное единение паствы и противостоять опасным антицерковным тенденциям, которые чаще и активнее распространяются в городах.

Слайд 3

Хронология апологетических проповедей Тамбовского периода служения свт. Феофана При вступлении на

Хронология апологетических проповедей Тамбовского периода служения свт. Феофана

При вступлении на тамбовскую

паству (Полное начертание православной истины и указание уклонений от него) – Тамбов – 5 июля 1859 г.
Перед моршанскою паствою (Указание, что у нас и исповедание веры, и правила жизни, и благодатное освящение, и пастырское руководство – те же самые, какие учреждены Господом через апостолов, и увещевание не отклоняться от сего) – Моршанск – 1 сентября 1859 г.
В неделю святых отцев Первого Вселенского Собора (Истинное исповедание христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно – умом, волею и сердцем, и где нет сего, там арианство) – Тамбов – 15 мая 1860 г.
В день Пятидесятницы (В день сошествия Святаго Духа человечество впервые по падении дохнуло Духом Святым и дышит Им. В Церкви Православной дыхание сие полно, а у других не полно или совсем отсутствует) – Тамбов – 22 мая 1860 г.
Перед липецкою паствою (Общий строй жизни, требуемой Православием как условие спасения) – Липецк – 30 мая 1860 г.
Слайд 4

Перед козловскою паствою (Предостережение от увлечения новизнами) – Козлов – 7

Перед козловскою паствою (Предостережение от увлечения новизнами) – Козлов – 7

июня 1860 г.
В день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Богословие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – норма православного исповедания) – Тамбов – 8 мая 1862 г.
В неделю святых отцев Первого Вселенского Собора (Покорение ума под иго веры – охрана Православия) – Тамбов – 20 мая 1862 г.
В неделю двенадцатую по Пятидесятнице (О неизменности православного исповедания) – Тамбов – 11 августа 1863 г.
На прощание с тамбовскою паствою (Увещание стоять в православной истине, несмотря на наплыв ложных верований) – Тамбов –18 августа 1863 г.
Слайд 5

Логико-стилистическая структура проповеди При вступлении на Тамбовскую паству Коммуникативная цель: определение вероучительных истин и их искажений

Логико-стилистическая структура проповеди При вступлении на Тамбовскую паству Коммуникативная цель: определение вероучительных истин

и их искажений 
Слайд 6

Слайд 7

Логико-стилистическая структура проповеди Пред моршанскою паствою Коммуникативная цель: обоснование истинности исповедания веры в Православии

Логико-стилистическая структура проповеди Пред моршанскою паствою Коммуникативная цель: обоснование истинности исповедания веры в

Православии
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Основные выводы: 1. Святитель Феофан Затворник в своих миссионерско-апологетических проповедях использовал

Основные выводы:

1. Святитель Феофан Затворник в своих миссионерско-апологетических проповедях использовал преимущественно

комбинированные типы композиции, сочетая логическую аргументацию с эмоциональным воздействием на слушателей.
2. Наиболее часто встречающимися риторико-стилистическими приемами в указанном типе проповедей выступают: комбинация научно-богословского и разговорного стилей; метод проблемного изложения (серия риторических вопросов и ответов на них); ступенчатый метод рагументации (первое, второе, третье…); лексический и логический (смысловой повтор), а также приемы градации и антитезы.
3. Филологический подход к анализу гомилетического наследия святителя Феофана позволяет преодолеть трудность восприятия данных текстов современным читателем.