Многогранность комического у Чехова

Слайд 2

Сатира не утверждает, а отрицает явление, подчёркивает несостоятельность объекта смеха. Сфера

Сатира не утверждает, а отрицает явление, подчёркивает несостоятельность объекта смеха. Сфера

сатиры – преимущественно явления общественной жизни.
Сатира возникает тогда, когда несостоятельные претензии лиц или целой общественной группы опасны для других людей, враждебны интересам общества, художественно выявляются и беспощадно высмеиваются в их подлинном значении.

Сатира

Слайд 3

Юмор – весёлый, порой ироничный смех, фиксирующий несоответствие явления общепринятым представлениям

Юмор – весёлый, порой ироничный смех, фиксирующий несоответствие явления общепринятым представлениям

о конкретном событии. Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.
О юморе речь идёт тогда, когда претензии человека или группы людей не опасны, безвредны для других людей и вызывают лишь улыбку или весёлый смех по поводу своих заблуждений.

Юмор

Слайд 4

Чеховская шутка, юмор, анекдот, остроумный, увлекательный, сделанный мастерски, вызывает быструю, живую

Чеховская шутка, юмор, анекдот, остроумный, увлекательный, сделанный мастерски, вызывает быструю, живую

реакцию читателя. Но комизм Чехова не самодовлеющ, не формален, не сводится только к игре слов или же к эффектам хитроумной комбинации неожиданных положений. Чехов пользуется смешным для того, чтобы заострить внимание на показательно-бытовом, на жизненно характерном. Он юмористически обыгрывает живой, реальный материал, естественное, житейское обстоятельство, случай, характер, черты, типичные для определённой сферы людей, для уклада их жизни.

Чеховский юмор

Слайд 5

Чехов в совершенстве овладел: комическим поворотом темы разнообразием действенных юмористических форм

Чехов в совершенстве овладел:
комическим поворотом темы
разнообразием действенных юмористических форм
изобретательностью сюжета, бесконечно

варьируя случаи, относящиеся к одной и той же теме
сжатыми конструктивными формами
мастерством композиции, любил динамические, быстрые композиции с неожиданными началами, сразу вводящими в суть изложения, с финалами, контрастно обёрнутыми к началу рассказа
искусством лаконичного, как бы силуэтного образа с выразительным использованием детали
живым диалогом с комическими оборотами разговорной ичи
использованием пародийных фамилий

приёмы комического