Образ Божьей Матери

Содержание

Слайд 2

С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание

С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание

Богоматери глубоко вошли в душу народа.
В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав идею покровительства Божьей Матери русской земле.
В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы.
Слайд 3

Владимирская Богоматерь. Икона. Нач. 12 в. В1130 году из Константинополя в

Владимирская Богоматерь. Икона. Нач. 12 в.

В1130 году из Константинополя в Киев привезли икону

Богоматери (копия первоначальной) в дар великому князю Юрию Долгорукому. Первоначально ее поместили в монастыре села Вышгород. Андрею (сын князя), впоследствии прозванный Боголюбским, рассказали, что икона сошла со своего места в храме и повисла в воздухе, будто желая пребывать в ином месте. Богоматерь явилась к князю в видении и повелела поставить икону во Владимире и построить в честь ее храм. С тех пор чудесная икона именуется Владимирской. Именно эту икону почитают как первый образ Богоматери. Ученые считают, что она написана в12 веке в Константинополе. В 1395 году Тамерлан решил завоевать Москву, но ему во сне явилась Богородица и велела оставить пределы Руси. В память об этом чудесном избавлении от врага 26 августа установлен праздник Сретения (старославянский – встреча) Владимирской иконы на земле московской.
Слайд 4

Типы изображений Божьей Матери Образ Елеуса (Умиления) – греч. «Милостивая Одигитрия

Типы изображений Божьей Матери

Образ Елеуса (Умиления) – греч. «Милостивая
Одигитрия – греч. «Путеводительница»
«Оранта» ( лат. «Молящаяся»)
Панагия

( греч. «Всесвятая»)

Икона Богоматери Умиление (Всех радостей Радости)

Слайд 5

Образ Елеуса (Умиления) – греч. «Милостивая» Мать и младенец, соприкасаясь щеками,

Образ Елеуса (Умиления) – греч. «Милостивая»

Мать и младенец, соприкасаясь щеками, являли миру взаимную

нежность, теплую заботу друг о друге, и обо всем страдающем человечестве.
Богоматерь с умилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери
Слайд 6

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому Елеем от

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому
Елеем от лампады,

горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.
Слайд 7

Икона XII века из Успенского собора Умиление Подкубенская икона XIV века из Вологодского уезда.

Икона XII века из Успенского собора

Умиление Подкубенская икона XIV века из

Вологодского уезда.
Слайд 8

Феофан Грек. Богоматерь Донская

Феофан Грек. Богоматерь Донская

Слайд 9

Один из самых древних образов. Поддерживая младенца Христа на левой руке,

Один из самых древних образов. Поддерживая младенца Христа на левой руке,

правой как бы представляет  Христа, призывая поклоняться ему, обращаться к нему как к Спасителю. Богоматерь  показывала людям путь, становилась их наставницей и хранительницей. В облике Христа нет ничего детского – он серьезен и величав; благословляет людей. 

Одигитрия – греч.«Путеводительница»

Слайд 10

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей

на престоле. На коленях она держит Младенца Христа.
Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Слайд 11

Путь истинный - путь ко Христу. Об этом говорит жест правой

Путь истинный - путь ко Христу. Об этом говорит жест правой

руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке.
Христос благословляет всех идущих путем совершенствования - об этом свидетельствует жест правой руки Богомладенца.
«Свиток» (свивать, сворачивать) – на иконах это развернутые или перевязанные шнурком листы бумаги с кратким текстом из Библии. Свитки держал в левой руке Христос.
Слайд 12

«Оранта» ( лат. «Молящаяся») Первые христиане изображали молящихся людей с воздетыми

«Оранта» ( лат. «Молящаяся»)

Первые христиане изображали молящихся людей с воздетыми к небу

руками.  С тех давних пор возникла традиция  изображать  Богоматерь в полный рост с молитвенно поднятыми руками. Такой тип икон  называется «Оранта».
Слайд 13

Образ Богоматери-заступницы — символ Церкви земной. Фигура Богоматери помещена в центральной

Образ Богоматери-заступницы — символ Церкви земной.
Фигура Богоматери помещена в центральной

апсиде на золотом фоне. Высота ее достигает пяти метров. Она изображена с вознесенными в молении к Спасителю руками. Такое изображение Богоматери называется Оранта (от лат. — молящийся).
Огромная; внутренняя сила образа заступницы привела к тому, что в годы испытаний в народе ее стали называть Нерушимой Стеной.
Слайд 14

В русской традиции данный тип иконографии (изображение поясное) получил особое именование — «Зна́мение».

В русской традиции данный тип иконографии (изображение поясное) получил особое именование

— «Зна́мение».
Слайд 15

Богоматерь «Знамение». Икона московской школы. XVI в.

Богоматерь «Знамение».
Икона московской школы. XVI в.

Слайд 16

Панагия ( греч. «Всесвятая») Образ Богоматери Оранты, открывающей на груди, в

Панагия ( греч. «Всесвятая»)

Образ Богоматери Оранты, открывающей на груди, в круге славы,

благословляющего младенца Христа. Это символ вочеловечения Бога. Родившись от земной женщины, Христос получал тело человека. Только так Бог мог принести себя в жертву и умереть, чтобы воскреснуть.
Ярославская Оранта XIII в.