ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ

Содержание

Слайд 2

ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ РОДИЛСЯ В МАДРИДЕ 9 МАЯ 1883 ГОДА. ЕГО СЕМЬЯ

ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ РОДИЛСЯ В МАДРИДЕ 9 МАЯ 1883 ГОДА.
ЕГО СЕМЬЯ

ПРИНАДЛЕЖАЛА К КУЛЬТУРНОЙ БУРЖУАЗИИ ВРЕМЕН РЕСТАВРАЦИИ. ОТЕЦ, ХОСЕ ОРТЕГА МУНИЛЬЯ, БЫЛ ПУБЛИЦИСТОМ, ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАЗДЕЛ В ГАЗЕТЕ "ИМПАРСИАЛЬ".
МАТЬ, ДОЛОРЕС ГАССЕТ ЧИНЧИЛЬЯ, БЫЛА ДОЧЕРЬЮ ОСНОВАТЕЛЯ И ВЛАДЕЛЬЦА ЭТОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ, В ПРОШЛОМ ДИПЛОМАТА. В ИСПАНИИ
ТРАДИЦИОННО ПЕРВАЯ ФАМИЛИЯ ДОСТАЕТСЯ ОТ ОТЦА, ВТОРАЯ - ОТ МАТЕРИ. ТАК, СЫНОВЬЯ ФИЛОСОФА НОСИЛИ ФАМИЛИЮ ОРТЕГА СПОТТОРНО (ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ ЖЕНЫ - СПОТТОРНО). В ФАМИЛИЮ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ "И" БЫЛО ВСТАВЛЕНО ДЛЯ БЛАГОЗВУЧИЯ. СОКРАЩЕННО, ТОЛЬКО ПО ПЕРВОЙ ФАМИЛИИ, ФИЛОСОФА СНАЧАЛА СТАЛИ НАЗЫВАТЬ В УЗКОМ КРУГУ ДРУЗЕЙ, А ПОТОМ, УЖЕ В 1940-Е ГОДЫ, ОН САМ НАСТАИВАЛ, ЧТОБЫ ЕГО ЗВАЛИ ПРОСТО ОРТЕГОЙ.
Слайд 3

Хотя к религии родители Ортеги были достаточно равнодушны, учиться его отдали

Хотя к религии родители Ортеги были достаточно равнодушны, учиться его отдали

в иезуитский колледж в возрасте 8 лет (в Мирафлорес-дель-Пало, под Малагой). Чувства благодарности к учившим его шесть лет отцам-иезуитам Ортега не испытывал. Не многим отличалось от среднего и высшее образование. В 15 лет Ортега поступил в университет, год учился на отделении права, философии и литературы в иезуитском университете в Бильбао, затем три года в Мадриде. Сносно учили только древним языкам. Недостатки школьного и университетского образования восполнялись самостоятельным чтением: в домашней библиотеке наряду с испанской классикой было множество книг на французском языке
Слайд 4

Защитив в 1904 году докторскую диссертацию "Ужасы тысячного года. Критика одной

Защитив в 1904 году докторскую диссертацию "Ужасы тысячного года. Критика одной

легенды", Ортега отправляется в 1905 году в Германию.
Ортега отправился в Германию в 1905 году, пробыл один семестр в Лейпциге, где занимался физиологией. В 1906–1907 годах он в течение одного семестра занимался в Берлине и около года - в Марбурге. В Берлине Ортега в основном работал в библиотеке, восполняя пробелы в познаниях, по 10–12 часов в сутки. Впоследствии, открыв для себя в конце 20-х годов труды В. Дильтея, он сожалел, что пропустил последние лекционные курсы и книги этого мыслителя, высказывавшего созвучные Ортеге идеи.
С 1908 года Ортега преподает философию, а в 1910 году получает кафедру метафизики в Мадридском университете, где и читает курсы лекций вплоть до 1936 года. Число учеников и последователей быстро растет, к началу 1930-х годов образуется "мадридская школа", просуществовавшая несколько десятилетий и сыгравшая огромную роль в развитии философской мысли в Испании и в странах Латинской Америки (куда эмигрировали после поражения Республики многие ученики Ортеги). Когда Ортега начинал свою деятельность, философии в испанских университетах попросту не существовало.
Слайд 5

Им были основаны доныне существующие журнал и издательство "Ревиста де оксиденте",

Им были основаны доныне существующие журнал и издательство "Ревиста де оксиденте",

где в 1920–1930-х годах и стали публиковаться лучшие произведения зарубежных философов и ученых. Именно эта благородная просветительская деятельность и является причиной многочисленных затруднений при анализе собственной концепции Ортеги. Не всегда понятно, где кончается комментарий Ортеги к трудам того или иного философа и начинается изложение его собственных идей.
Слайд 6

Ортега не был философом "не от мира сего", два тома собрания

Ортега не был философом "не от мира сего", два тома собрания

его сочинений представляют собой политическую публицистику. Некоторые его статьи имели необычайно широкий резонанс: например, статьи против военной диктатуры и монархии в 1929–1930 годах.
Когда начался франкистский мятеж, Ортега, несмотря на антипатию к тогдашнему правительству, высказался в защиту законной власти, но затем, увидев воочию правый и левый террор в стране, он уехал из Испании. Начинаются годы странствий: Франция, Голландия, Аргентина, Португалия, наконец, в 1945-м Ортега возвращается на родину. В Испании он жил во "внутренней эмиграции", не сказав ни единого слова в поддержку режима, но воздерживаясь и от открытой критики. Несмотря на то что всю свою сознательную жизнь Ортега не был практикующим христианином, перед смертью (19 октября 1955) он исповедался и причастился.
Слайд 7

Философия Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики, при жизни

Философия

Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики, при жизни недооцененные,

оказали влияние на определенные круги европейской и американской интеллигенции. Большая часть творческого наследия Хосе Ортеги-и-Гассета - художественные очерки, насыщенные его философскими идеями. Социальные проблемы, затрагиваемые в трудах Ортеги-и-Гассета, не только не устарели с ростом стандартизации жизни, но стали более злободневными.
Слайд 8

В социологии наибольшую известность получила его книга "Восстание масс". В ней

В социологии наибольшую известность получила его книга "Восстание масс". В ней

Ортега-и-Гассет одним из первых зафиксировал феномен возникновения "массового сознания" в европейском менталитете: "масса" у него трансформируется в толпу, представители которой захватывают господствующие позиции в иерархии общественных структур, навязывая собственные псевдо-ценности остальным социальным группам. Основное свойство существа из "массы" - не столько его стандартность, сколько физическая инертность. "Масса" конституируется, согласно его выводам, не на основе какого-либо определенного общественного слоя. Речь идет о таком "способе быть человеком", в рамках которого предпринимаются насильственные попытки преобразовывать устройство общества, при этом намеренно игнорируя закономерности его функционирования.
Слайд 9

Ключевая проблема, над которой призывает задуматься читателя один из наиболее знаменитых

Ключевая проблема, над которой призывает задуматься читателя один из наиболее знаменитых

испанских философов Ортега-и-Гассет - это структурные изменения, произошедшие в социальной и политической европейской жизни начала первой трети двадцатого века. Осознавая, что живет в переломное время, он пытается найти корни, истоки разрушительных процессов, которые начались в большинстве европейских стран, анализирует исторические механизмы, которые привели Европу в такое состояние, и старается понять, каким набором альтернатив располагает современное ему общество. Попутно он рассуждает о природе государства.