Педагогика творчества

Содержание

Слайд 2

Истоки… Историко-педагогические истоки и вытекающие из них идеи педоцентризма и свободы:

Истоки…

Историко-педагогические истоки и вытекающие из них идеи
педоцентризма и свободы:
вера в

ребенка, в доброе в нем,
признание его уникальности,
права на индивидуальное развитие),
в цели воспитания -
создание условий для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его природой
в организации учебно-воспитательного процесса : построение в соответствии с развитием детской природы
с учетом индивидуального жизненного ритма каждого воспитанника

в организации внутришкольной жизни
основание на принципах "справедливого сообщества", предполагающего равноправное участие детей, родителей и учителей в демократическом процессе управления
в позиции учителя - выступает в роли друга, старшего товарища, наблюдателя, консультанта и советчика.
во взаимоотношениях с муниципальными и государственными органами управления образованием минимальное государственно-бюрократическое регламентирование жизнедеятельности

Слайд 3

Педагоги-анархисты (П.Робен, С.Фор, Д.Гильо, Г.Лейн, Ф.Раух и др.), основываясь на идеях

Педагоги-анархисты (П.Робен, С.Фор, Д.Гильо, Г.Лейн, Ф.Раух и др.), основываясь на идеях

либерализма и анархизма, особый акцент в своих работах делают на социально-трудовой аспект воспитания, самостоятельность воспитанников, полное самоуправление и исключение любого диктата со стороны взрослых

Педагоги-индивидуалисты-эстеты (Г.Гансберг, Г.Гаудиг, Л.Гурлитт, Э.Линде, Г.Шаррельман и др.), опираясь на идеи философии жизни В.Дильтея и экзистенциализма, смотрят на педагогику как на свободное художественное творчество, ищут и культивируют в ребенке индивидуальное, неповторимое, гениальное, уделяя первостепенное внимание творческому саморазвитию личности.

Слайд 4

Приемы раскрепощения Психология «мозгового штурма» Для получения нетривиальных решений в политических

Приемы раскрепощения

Психология «мозгового штурма»  Для получения нетривиальных решений в политических и экономических

вопросах всё чаще применяют «деловые игры» и «мозговой штурм» (МШ). Первоначально МШ был предложен для отыскания нетривиальных решений в технике. Строго говоря, «мозговой штурм» представляет собой психотехнический приём, повышающий частоту нетривиальных технических идей для решения заданной проблемы

В процессе «мозгового штурма» участники реализуют особый тип интеллектуальной игры «по правилам». В английском языке русскому слову «игра» соответствуют два понятия: «play» (свободная игра без четких правил) и «game» (игра по строгим правилам). Направление в математике, называемое у нас «теорией игр», относится к анализу и прогнозам «game».

Слайд 5

Первая фаза Первая фаза «мозгового штурма» - изложение правил поведения для

Первая фаза

Первая фаза «мозгового штурма» - изложение правил поведения для участников,

выбор темы. Профессор А.П. Ляликов с середины 1980-х гг. применял «интерактивный вариант мозгового штурма», отличающийся тем, что сама группа участников голосованием избирает тему и проблемы.

Вторая фаза МШ включает «генерирование» и фиксацию идей, причём ведущий и участники должны строго пресекать критические высказывания и даже жесты в адрес участников. Необходимо фиксировать все высказанные идеи, даже дурацкие. Явно нелепые идеи играют позитивную роль в МШ – они способствуют

Слайд 6

Мозговой штурм… ослаблению тревоги у более продуктивных участников с грузом воспоминаний

Мозговой штурм…

ослаблению тревоги  у более продуктивных  участников с грузом воспоминаний о

насмешках, полученных в прошлом при публикации их необычных идей.  В третьей фазе МШ производится совершенствование заполняющих «банк» идей посредством критического их рассмотрения
Слайд 7

развивающие креативность К педагогам, развивающим креативность в новейшем времени относят: Макаренко,

развивающие креативность

К педагогам, развивающим креативность в новейшем времени относят: Макаренко, Амонашвили,

Сухомлинского, Иванова, Католиков,

Педагогика творчества – это
Развитие самостоятельности
Расширение кругозора
Участие в художественном творчестве и эстетическое воспитание

Слайд 8

Школы творчества Школы с углубленным изучением предметов, школы художественные В чем их преимущество?

Школы творчества

Школы с углубленным изучением предметов, школы художественные

В чем их преимущество?

Слайд 9

Василий Сухомлинский (1918-1970) Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает

Василий Сухомлинский (1918-1970)

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное

слово. «Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я - человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает педагог-мыслитель, - «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».
Слайд 10

А.А.Католиков (1941-1996) Талантливый педагог, с сильной волей, безграничной любовью к детям,

А.А.Католиков (1941-1996)

Талантливый педагог, с сильной волей, безграничной любовью к детям, с

обостренным чувством справедливости, бескорыстием и аскетичной беспощадностью к себе, с высокой требовательностью к педагогам и воспитанникам, сумел превратить школу-интернат для детей-сирот в подлинный семейный дом. Воспитанники считали его своим отцом. Девиз жизни Католикова: «Все дети — наши, и мы за них в ответе».
Слайд 11

Александр Александрович Католиков Александр Александрович (13.10.1941-12.06.1996), русский педагог-подвижник. Спасая детей из

Александр Александрович Католиков

Александр Александрович (13.10.1941-12.06.1996), русский педагог-подвижник. Спасая детей из застрявшего

на железнодорожном переезде автобуса, попал под поезд, потерял обе ноги, чудом выжил. Вернулся к педагогической деятельности. С 1973 и до конца жизни — директор школы-интерната для детей сирот.

Последователь А. С. Макаренко. В основу учебно-воспитательного процесса положил принципы трудового воспитания, коллективизма и самоуправления.
Создал при интернате производственное хозяйство, где дети получают профессии, где царит культ труда и социальной справедливости.

Слайд 12

Шалва Амонашвили “Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии

Шалва Амонашвили

“Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить

детей к процессу созидания самих себя”.
“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.
"Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Слайд 13

Дети – активные существа "Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся

Дети – активные существа

"Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к

преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.
Слайд 14

Шалость детей… Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании,

Шалость детей…

Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании, которые

нам порой не под силу разрешить педагогическими путями. Шалуны – сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений... Шалуны – жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными, уметь обороняться...
Слайд 15

Шалуны – общительные дети Шалуны – дети с сильными тенденциями к

Шалуны – общительные дети

Шалуны – дети с сильными тенденциями к саморазвитию,

самодвижению; они восполняют в себе просчеты педагогов в развитии их индивидуальных способностей. Шалуны – общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей... Шалуны – деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности.
Слайд 16

Клятва учителя… Я - Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя

Клятва учителя…

Я - Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и

находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность за сохранение и процветание жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребенка, о судьбах детей,
клянусь:
- любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца,
- быть им верным и преданным,
- следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребенке личности,

- быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях..
Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
- о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности,
- о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества,
- об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка,
- об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребенком.
Клянусь:
- не вредить детям,
- не вредить Ребенку.

Слайд 17

Детей надо любить… “Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их

Детей надо любить…

“Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить

так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.
Слайд 18

Школа – студия «Алый парус» Не одно поколение детей занималось в

Школа – студия «Алый парус»

Не одно поколение детей занималось в студии,

многие получили там путевку в жизнь, стали актерами и режиссерами, а сейчас работают в театрах нашего города и страны. Например, Андрей Непомнящий, заслуженный художник России, уже много лет является главным художником Хабаровского театра музыкальной комедии. Дмитрий Петрунь, выпускник 1992 года, закончил школу-студию МХАТ и стал режиссером. Он ставит свои спектакли на сценах московских театров. Алексей Высторопец, выпускник 1991 года, актер театра драмы и комедии на Камчатке, Денис Желтоухов, выпускник 1993 года, сегодня ведущий актер театра музыкальной комедии в Хабаровске. Недавно им присвоено звание «Заслуженный артист России».

Сергей Юрьевич Кидин

Слайд 19

Ольга Гусилетова А самой первой заслуженной артисткой России среди выпускников «Алого

Ольга Гусилетова

А самой первой заслуженной артисткой России среди выпускников «Алого

паруса» стала В настоящее время бывшая хабаровчанка – ведущая актриса московского театра «Школа современной пьесы».
Слайд 20

Традиции…. В театре-студии сложились свои традиции. Самая важная и волнующая –

Традиции….

В театре-студии сложились свои традиции. Самая важная и волнующая – «Посвящение

в студийцы», но это право дается лишь самым достойным.
Не менее волнующая традиция – выпускной «Последняя гастроль артиста» для тех, кто достиг 17 лет и покидает «Алый парус». Повзрослевшие ребята уходят, но не навсегда. Нередко выпускники Кидина С.Ю. (а за три десятилетия их было более 258) приводят уже своих детей в студию, и одно поколение детей сменяется другим.

Ежегодно студийцы вместе со своим бессменным руководителем покоряют остров РОЗ (Робинзоны острова Зеленого). Такая форма организации летнего отдыха детей по программе «Школа выживания» помогает закалить характер и получить уникальный шанс пройти посвящение в Робинзоны. Жизнь на острове для многих из них становится школой жизни.

Слайд 21

Инициативы… В 1998 году Кидин С.Ю. выступил инициатором проведения краевой летней

Инициативы…

В 1998 году Кидин С.Ю. выступил инициатором проведения краевой летней театральной

академии «Мельпомена», где ребята имеют возможность учиться у ведущих специалистов края театральному искусству.
Сергей Юрьевич – инициатор проведения совместной работы с Проектом ФОРЕСТ по проблеме повышения уровня экологической культуры населения. В 2004 году получил благодарность за ведение противопожарных просветительских кампаний на Дальнем Востоке. В 2005 году был награжден грамотой Министерства образования г.Хабаровска за многолетний труд, педагогическое мастерство и творческую инициативу.
Слайд 22

Авторские программы Две авторские программы педагога в 2006 году стали победителями

Авторские программы

Две авторские программы педагога в 2006 году стали победителями конкурса

образовательных программ дополнительного образования детей.
В тридцатилетний юбилей у «Алого паруса» произошло знаменательное событие. В 2007 году театр-студия – победитель краевого Губернаторского конкурса детско-юношеского художественного творчества в номинации «Лучший театральный коллектив». В этом же году Кидин С.Ю. стал обладателем Премии Губернатора Хабаровского края в области государственной молодежной политики.
Слайд 23

«Алый парус» в «Маленьком принце»

«Алый парус» в «Маленьком принце»

Слайд 24

Слайд 25