Содержание
- 2. Актуальность и научная новизна Отсутствие внятной концепции специфики российской государственности, национальной правовой системы и российского правового
- 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ Правовая культура общества — это вся сфера материального и духовного воспроизводства права,
- 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ Менталитет - это малоизменяющиеся устойчивые структуры сознания, выражающиеся в поведении, жизнедеятельности и
- 5. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ Полиэтнический характер российского менталитета и правового менталитета в частности. Авторитарно-монархический идеал государствования. Частные
- 6. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ Этикоцентризм - подчинение права нравственным и религиозным ценностям в связи со специфическими условиями,
- 7. ЛИТЕРАТУРА Абдурахманова И.В. Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX в.: историко-правовой аспект: Автореф.
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2
Актуальность и научная новизна
Отсутствие внятной концепции специфики российской государственности, национальной правовой
Актуальность и научная новизна
Отсутствие внятной концепции специфики российской государственности, национальной правовой
системы и российского правового сознания в современной науке.
Наличие политического заказа на исследование специфики российского общества (выступления Президента РФ на Валдайских форумах, ежегодные послания Федеральному Собранию, гранты РГНФ).
Именно правосознание, правовой менталитет способны обеспечить единство и целостность правовой системы. В основе правореализации лежат правоментальные установки.
Правосознание, а не строгие нормы - ключевой фактор в обеспечении ответственности российских избирателей.
Наличие политического заказа на исследование специфики российского общества (выступления Президента РФ на Валдайских форумах, ежегодные послания Федеральному Собранию, гранты РГНФ).
Именно правосознание, правовой менталитет способны обеспечить единство и целостность правовой системы. В основе правореализации лежат правоментальные установки.
Правосознание, а не строгие нормы - ключевой фактор в обеспечении ответственности российских избирателей.
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Правовая культура общества — это вся сфера материального
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Правовая культура общества — это вся сфера материального
и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.
Правосознание – это одна из форм общественного сознания. Это - эмоции, чувства, переживания, взгляды, идеи, теоретико-правовые конструкции, концепции по поводу действующего или желаемого права.
Правосознание – это одна из форм общественного сознания. Это - эмоции, чувства, переживания, взгляды, идеи, теоретико-правовые конструкции, концепции по поводу действующего или желаемого права.
Слайд 4
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Менталитет - это малоизменяющиеся устойчивые структуры сознания, выражающиеся
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Менталитет - это малоизменяющиеся устойчивые структуры сознания, выражающиеся
в поведении, жизнедеятельности и рефлексии личности или народа и обусловленные культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общение.
Правовой менталитет - совокупность относительно устойчивых правовых архетипов, установок, взглядов, воззрений, поведенческих реакций, исторически выработанных определенной национальной общностью, заложенных в глубинном уровне правосознания, которые и определяют в целом устоявшийся, привычный образ правовой реальности.
Правовой менталитет - совокупность относительно устойчивых правовых архетипов, установок, взглядов, воззрений, поведенческих реакций, исторически выработанных определенной национальной общностью, заложенных в глубинном уровне правосознания, которые и определяют в целом устоявшийся, привычный образ правовой реальности.
Слайд 5
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Полиэтнический характер российского менталитета и правового менталитета в частности.
Авторитарно-монархический
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Полиэтнический характер российского менталитета и правового менталитета в частности.
Авторитарно-монархический
идеал государствования. Частные интересы полностью растворяются в государственном благе, персонифицированном в единоличном правителе.
Гипертрофия (абсолютное преувеличение) надежд на верховную власть, малая самостоятельность, низкая ответственность россиян за свою судьбу. Отстраненность от активной политико-правовой жизни, локальность восприятия мира, созерцательность.
Понимание права как средства осуществления государственного насилия и произвола. Право на Руси издавна понималось как приказ начальства, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».
Гипертрофия (абсолютное преувеличение) надежд на верховную власть, малая самостоятельность, низкая ответственность россиян за свою судьбу. Отстраненность от активной политико-правовой жизни, локальность восприятия мира, созерцательность.
Понимание права как средства осуществления государственного насилия и произвола. Право на Руси издавна понималось как приказ начальства, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».
Слайд 6
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Этикоцентризм - подчинение права нравственным и религиозным ценностям в
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Этикоцентризм - подчинение права нравственным и религиозным ценностям в
связи со специфическими условиями, в которых формировалось правосознание русского общества (православие). Культ ценностей абсолютного добра, долга, справедливости, бескорыстного служения, подвига, совести. Россиянин скорее будет голосовать за честную и справедливую власть, нежели за компетентную и прагматичную.
В российском правовом менталитете носителем правды является правитель, царь, император; экстраполяция правдоносительства на главного государственного лидера характерна и для современного правового сознания.
В западноевропейском понимании идея свободы умеряется правом и закрепляется в законе, а в отечественном правопонимании свобода понимается как ничем не ограниченная воля.
Отсутствие в русской правовой ментальности культа прав человека и культового отношения к славе и богатству.
В российском правовом менталитете носителем правды является правитель, царь, император; экстраполяция правдоносительства на главного государственного лидера характерна и для современного правового сознания.
В западноевропейском понимании идея свободы умеряется правом и закрепляется в законе, а в отечественном правопонимании свобода понимается как ничем не ограниченная воля.
Отсутствие в русской правовой ментальности культа прав человека и культового отношения к славе и богатству.
Слайд 7
ЛИТЕРАТУРА
Абдурахманова И.В. Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX
ЛИТЕРАТУРА
Абдурахманова И.В. Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX
в.: историко-правовой аспект: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2009.
Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Москва. 2010.
Балаклеец И. И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Казань. 2012.
Демченко Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой жизни: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Ставрополь. 2011.
Поляков А.В. Коммуникативный подход к праву как вариант постклассического правопонимания //Классическая и постклассическая методология развития юридической науки на современном этапе: Сб. научных тр. – Минск, 2012. – С.25-31.
Социокультурная антропология права: Коллективная монография /Под ред. Н.А. Исаева, И.Л. Честнова. – СПб, 2015.
Честнов И.Л. Постклассическая социокультурная антропология права как направление в современной юриспруденции //Вопросы правоведения. – 2014. – №4. – С.55-69.
Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Москва. 2010.
Балаклеец И. И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. Казань. 2012.
Демченко Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой жизни: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук. Ставрополь. 2011.
Поляков А.В. Коммуникативный подход к праву как вариант постклассического правопонимания //Классическая и постклассическая методология развития юридической науки на современном этапе: Сб. научных тр. – Минск, 2012. – С.25-31.
Социокультурная антропология права: Коллективная монография /Под ред. Н.А. Исаева, И.Л. Честнова. – СПб, 2015.
Честнов И.Л. Постклассическая социокультурная антропология права как направление в современной юриспруденции //Вопросы правоведения. – 2014. – №4. – С.55-69.
Следующая -
Зрение человека