Схемотехнические основы компьютера

Содержание

Слайд 2

Основные устройства ЭВМ КОМПЬЮТЕР — это универсальная машина для работы с информацией.

Основные устройства ЭВМ

КОМПЬЮТЕР
— это универсальная машина для работы с информацией.

Слайд 3

Основные устройства ЭВМ Внутренняя память — собственная (биологическая) память человека; Внешняя

Основные устройства ЭВМ

Внутренняя память —  собственная (биологическая) память человека;
Внешняя память

— это разнообразные средства записи информации: бумажные, магнитные и пр.
Слайд 4

Состав и структура ЭВМ

 Состав и структура ЭВМ

Слайд 5

Принцип программного управления Для решения любой задачи компьютеру нужно сообщить исходные

Принцип программного управления

Для решения любой задачи компьютеру нужно сообщить исходные данные

и программу работы.
Данные и программа представляются в определенной «понятной» машине форме, заносятся во внутреннюю память и компьютер переходит к выполнению программы, т.е. задачи.
Компьютер является  формальным исполнителем программы.
Слайд 6

Принцип программного управления компьютером: любая работа выполняется компьютером по программе; исполняемая

Принцип программного управления компьютером:

любая работа выполняется компьютером по программе;
исполняемая программа находится

в оперативной памяти;
программа выполняется автоматически.
Слайд 7

Принципы фон Неймана (Архитектура фон Неймана)

Принципы фон Неймана (Архитектура фон Неймана)

Слайд 8

Сущность этих принципов … информация представляется (кодируется) и обрабатывается (выполняются вычислительные

Сущность этих принципов …

информация представляется (кодируется) и обрабатывается (выполняются вычислительные и

логические операции) в 2-ой с/с, информация разбивается на отдельные машинные слова, каждое из которых обрабатывается в компьютере как единое целое;
последовательность команд (алгоритм) определяет наименование производимых операций и слова (операнды), над которыми производятся эти операции, при этом алгоритм, представленный в форме операторов машинных команд, называется программой;
машинные слова, представляющие данные (числа) и команды (определяют наименование задаваемых операций), различаются по способу использования, но не по способу кодирования;
машинные слова размещаются и хранятся в ячейках памяти компьютера под своими номерами, называемыми адресами слов;
порядок выполнения команд однозначно задается программой.
Слайд 9

Следствие: Программа перестала быть постоянной частью машины. Программу стало возможно легко изменить.

Следствие:

Программа перестала быть постоянной частью машины.
Программу стало возможно легко изменить.

Слайд 10

Классическая структура компьютера АЛУ (арифметико-логическое устройство) УУ (устройство управления) ЗУ (запоминающее устройство) УВВ (устройства ввода-вывода)

Классическая структура компьютера

АЛУ (арифметико-логическое устройство)
УУ (устройство управления)
ЗУ (запоминающее устройство)
УВВ (устройства

ввода-вывода)
Слайд 11

Запоминающее устройство (память) Под записью числа в память понимают размещение этого

Запоминающее устройство (память)

Под записью числа в память понимают размещение этого числа

в ячейке по указанному адресу и хранение его там до выборки по команде программы.
Предыдущая информация, находившаяся в данной ячейке, перезаписывается.
Под считыванием числа из памяти понимают выборку числа из ячейки с указанным адресом.
Пересылка информации означает, что информация читается из одной ячейки и записывается в другую.
Слайд 12

Числа, символы, команды хранятся в памяти на равноправных началах и имеют

Числа, символы, команды хранятся в памяти на равноправных началах и имеют

один и тот же формат.
Ни для памяти, ни для самого компьютера не имеет значения тип данных.
Длину, или разрядность, ячейки определяет количество двоичных разрядов (битов).
Слайд 13

Характеристики памяти

Характеристики памяти

Слайд 14

Арифметико-логическое устройство (АЛУ) Любую арифметическую операцию можно реализовать с использованием операции сложения.

Арифметико-логическое устройство (АЛУ)

Любую арифметическую операцию можно реализовать с использованием операции сложения.

Слайд 15

Слайд 16

Принцип работы машина фон Неймана С помощью какого-либо УВ в ЗУ

Принцип работы машина фон Неймана

С помощью какого-либо УВ в ЗУ вводится

программа.
У любой программы последняя команда – это команда завершения работы.
АЛУ выполняет указанные командами операции над указанными данными.
Из АЛУ результаты выводятся в ЗУ или УВ.
УУ управляет всеми частями компьютера.
УУ содержит специальный регистр (ячейку), который называется «счетчик команд».
УУ считывает из памяти команду и помещает в специальное устройство — «Регистр команд».
Затем выполняется вторая команда, третья и т. д. УУ выполняет инструкции программы автоматически.
Слайд 17

ОТКРЫТАЯ АРХИТЕКТУРА ПК АЛУ и УУ объединены в единое устройство, называемое

ОТКРЫТАЯ АРХИТЕКТУРА ПК

АЛУ и УУ объединены в единое устройство, называемое МИКРОПРОЦЕССОРОМ

(МП, центральный процессор, реализованный на СБИС);
применение специализированных устройств – КОНТРОЛЛЕРОВ;
вместо отдельных линий связи между устройствами используется СИСТЕМНАЯ МАГИСТРАЛЬ с соответствующими устройствами сопряжения.
Слайд 18

Архитектура с общей шиной (или, магистральная архитектура)

Архитектура с общей шиной

(или, магистральная архитектура)

Слайд 19

Принцип открытой архитектуры ПК Простота и возможность легко изменять конфигурацию компьютера

Принцип открытой архитектуры ПК

Простота и возможность легко изменять конфигурацию компьютера путем

добавления новых или замены старых устройств.
Слайд 20

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC) МИКРОПРОЦЕССОР КОНТРОЛЛЕРЫ

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC)

МИКРОПРОЦЕССОР

КОНТРОЛЛЕРЫ

Слайд 21

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC) ПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ ВИДЕОКОНТРОЛЛЕР ЗВУКОВОЙ КОНТРОЛЛЕР ИНТЕРФЕЙСЫ ДРУГИХ ВНЕШНИХ УСТРОЙСТВ

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC)

ПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬ

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

ВИДЕОКОНТРОЛЛЕР

ЗВУКОВОЙ КОНТРОЛЛЕР

ИНТЕРФЕЙСЫ ДРУГИХ

ВНЕШНИХ УСТРОЙСТВ
Слайд 22

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC) СЕТЕВОЙ АДАПТЕР ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС НАКОПИТЕЛИ КОНТРОЛЛЕРЫ

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC)

СЕТЕВОЙ АДАПТЕР

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС

НАКОПИТЕЛИ

КОНТРОЛЛЕРЫ

Слайд 23

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC)

Структура IBM–совместимых ПК (IBM PC)

Слайд 24

микропроцессор Основное устройство ПК – микропроцессор (МП) Характеристики МП определяют свойство

микропроцессор

Основное устройство ПК – микропроцессор (МП)
Характеристики МП определяют свойство «быстродействия» ЭВМ,

т.е. скорость обработки информации.
Слайд 25

Характеристики процессора

Характеристики процессора

Слайд 26

Разрядность процессора — это размер той порции информации, которую процессор может

Разрядность процессора — это размер той порции информации, которую процессор может

обработать за одну операцию (одну команду).
Слайд 27

Пример физической схемы МП

Пример физической схемы МП

Слайд 28

Оперативная память компьютера (ОЗУ, RAM) Сокращенно оперативную память компьютера называют ОЗУ

Оперативная память компьютера (ОЗУ, RAM)

Сокращенно оперативную память компьютера называют ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) или  RAM (random access

memory — память с произвольным доступом).
Название RAM более точно отражает строение и назначение устройства.
Слайд 29

Назначение ОЗУ Хранение данных и команд для дальнейшей их передачи процессору

Назначение ОЗУ

Хранение данных и команд для дальнейшей их передачи процессору для

обработки. Информация может поступать из оперативной памяти не сразу на обработку процессору, а в более быструю, чем ОЗУ, кэш-память процессора.
Хранение результатов вычислений, произведенных процессором.
Считывание (или запись) содержимого ячеек.
Слайд 30

Особенности работы ОЗУ Оперативная память может сохранять данные лишь при включенном

Особенности работы ОЗУ

Оперативная память может сохранять данные лишь при включенном компьютере.

Поэтому при его выключении обрабатываемые данные следует сохранять на другом носителе информации.
ОЗУ представляет собой запоминающее устройство с произвольным доступом. Это означает, что прочитать/записать данные можно из любой ячейки ОЗУ в любой момент времени.
Слайд 31

Логическое устройство оперативной памяти Оперативная память состоит их ячеек, каждая из

Логическое устройство оперативной памяти

Оперативная память состоит их ячеек, каждая из которых

имеет свой собственный адрес.
Все ячейки содержат одинаковое число бит.
Соседние ячейки имеют последовательные адреса.
Адреса памяти также как и данные выражаются в двоичных числах.
Обычно одна ячейка содержит 1 байт информации и является минимальной единицей информации, к которой возможно обращение. Но многие команды работают со словами (область памяти, состоящую из 4 или 8 байт или больше).
Слайд 32

Типы оперативной памяти Принято выделять два вида оперативной памяти: статическую (SRAM)

Типы оперативной памяти

Принято выделять два вида оперативной памяти:
статическую (SRAM)
динамическую

(DRAM). 
SRAM используется в качестве кэш-памяти процессора,
DRAM - непосредственно в роли оперативной памяти компьютера.
Слайд 33

SRAM состоит из триггеров. Триггеры могут находиться лишь в двух состояниях:

SRAM 

состоит из триггеров.
Триггеры могут находиться лишь в двух состояниях: «включен»

или «выключен» (хранение бита).
Триггер не хранит заряд, поэтому переключение между состояниями происходит очень быстро. Однако триггеры требуют более сложную технологию производства. Это отражается на цене устройства.
Триггер, состоящий из группы транзисторов и связей между ними, занимает много места (на микроуровне), в результате SRAM получается достаточно большим устройством.
Слайд 34

DRAM нет триггеров. Бит сохраняется за счет использования одного транзистора и

DRAM

нет триггеров.
Бит сохраняется за счет использования одного транзистора и одного конденсатора.

Это дешевле и компактней. Конденсаторы хранят заряд, но процесс зарядки-разрядки длительный, чем переключение триггера.
Как следствие, DRAM работает медленнее.
Второй минус – это самопроизвольная разрядка конденсаторов. Для поддержания заряда его регенерируют через определенные промежутки времени, на что тратится дополнительное время.
Слайд 35

Вид модуля оперативной памяти Внешне оперативная память персонального компьютера представляет собой

Вид модуля оперативной памяти

Внешне оперативная память персонального компьютера представляет собой модуль

из микросхем (8 или 16 штук) на печатной плате.
Модуль вставляется в специальный разъем на материнской плате.
Слайд 36

Модули оперативной памяти для ПК По конструкции модули делят на SIMM

Модули оперативной памяти для ПК

По конструкции модули делят на 
SIMM (одностороннее расположение

выводов)
DIMM (двустороннее расположение выводов).
DIMM обладает большей скоростью передачи данных, чем SIMM. В настоящее время преимущественно выпускаются DIMM-модули.
Слайд 37

Материнская плата (шина) На системной (материнской) плате размещаются: микропроцессор, ОЗУ, ПЗУ, контроллеры и прочие устройства.

Материнская плата (шина)

На системной (материнской) плате размещаются:
микропроцессор, ОЗУ, ПЗУ, контроллеры и

прочие устройства.
Слайд 38

ТИПЫ КОМПЬЮТЕРОВ Обычно компьютеры классифицируют по производительности и способу использования. Персональные

ТИПЫ КОМПЬЮТЕРОВ

Обычно компьютеры классифицируют
по производительности
и способу использования.
Персональные компьютеры (ПК),

знакомые большинству людей, являются далеко не единственным типом вычислительных машин.
Слайд 39

Персональные компьютеры (ПК) стационарные и портативные (ноутбуки, нетбуки). Для персональных компьютеров

Персональные компьютеры (ПК)

стационарные и портативные (ноутбуки, нетбуки).
Для персональных компьютеров обязательно наличие

монитора и ряда других периферийных устройств.
В блоке ПК находятся материнская (системная) плата, процессор, различная память (ОЗУ, жесткий диск), устройства ввода-вывода, интерфейсы периферийных устройств и др.
ПК хорошо расширяемы. К ним легко подключаются различные дополнительные устройства. На ПК можно устанавливать широкий спектр различного ПО.
Слайд 40

Игровые компьютеры По сравнению с ПК у игровых компьютеров увеличены мультимедийные

Игровые компьютеры

По сравнению с ПК у игровых компьютеров увеличены мультимедийные возможности

(звук, видео, интерактивность), но есть ограничения на объем ПО, а также возможность дальнейшего расширения (подключения новых устройств).

У игровых компьютеров не предполагается наличие монитора и жесткого диска.
Пример игрового компьютера: Sony PlayStation.

Слайд 41

Карманные компьютеры Похожи на персональные компьютеры, но меньше их по размеру

Карманные компьютеры

Похожи на персональные компьютеры, но меньше их по размеру (представляют

собой «наладонники»).
Обычно используются как электронные ежедневники или для чтения электронных книг.
Слайд 42

Серверы Серверы отличаются от ПК лишь своей мощностью (серверы мощнее) и

Серверы

Серверы отличаются от ПК лишь своей мощностью (серверы мощнее) и необязательностью

присутствия монитора и прочих периферийных устройств.
Чаще используются в сетях.
У серверов обычно увеличены объемы памяти (ОЗУ и жесткий диск) и установлены высокоскоростные сетевые интерфейсы.
Слайд 43

Серверы На сервере хранят данные и программы (так выделяют файловый сервер

Серверы

На сервере хранят данные и программы (так выделяют файловый сервер и

сервер приложений).
Процессор сервера обычно занимается управлением пользователями и правами для доступа к данным. Вычисления же производятся на «компьютерах-клиентах».
Слайд 44

Мейнфреймы Пользователи получают доступ через терминалы (клавиатура+монитор) и/или ПК, в основном

Мейнфреймы

Пользователи получают доступ через терминалы (клавиатура+монитор) и/или ПК, в основном предназначенные

для ввода и вывода информации. Количество подключаемых терминалов обычно составляет несколько сотен.
Мейнфреймы характеризуются высокой надежностью.

Мейнфреймы представляют собой большие компьютеры (с комнату), производящие централизованную обработку данных больших объемов.

Слайд 45

Мейнфреймы Мощность мейнфреймов хоть и больше чем у ПК и серверов,

Мейнфреймы

Мощность мейнфреймов хоть и больше чем у ПК и серверов, но

не намного. Зато они обладают высокой скоростью процессов ввода-вывода и имеют увеличенный размер постоянной памяти.
Мейнфреймы достаточно дороги. (~1 млн.) Используются в больших организациях (банки, аэропорты, правительственные учреждения).
Слайд 46

Суперкомпьютеры Суперкомпьютеры – это очень мощные системы (мощный процессор), которые зародились

Суперкомпьютеры

Суперкомпьютеры – это очень мощные системы (мощный процессор), которые зародились в

60-х г.г.
Используются для решения задач, которые требуют сложных вычислений больших объемов (например, изучение космоса, составление прогноза погоды).
Стоят десятки миллионов долларов.
Слайд 47

Микроконтроллеры Микроконтроллеры устанавливаются на разные бытовые и технические устройства (сотовые телефоны,

Микроконтроллеры

Микроконтроллеры устанавливаются на разные бытовые и технические устройства (сотовые телефоны, стиральные

машины, принтеры, телевизоры, автомобили и др.).
Они предоставляют человеку возможность управления устройством.
Микроконтроллер, не смотря на свои размеры, является полноценным вычислительным устройством, т.к. имеет память, процессор и средства ввода-вывода.
ПО для микроконтроллера обычно устанавливается его производителем, при этом отсутствует возможность ее изменения в дальнейшем.
Слайд 48

Микроконтроллеры Arduino Intel Raspberry Pi

Микроконтроллеры

Arduino

Intel

Raspberry Pi

Слайд 49

Под пользовательским интерфейсом (UI) подразумевается способ открытия пользователю доступа к компьютерной

Под пользовательским интерфейсом (UI) подразумевается способ открытия пользователю доступа к компьютерной

программе или к системе в целом.

Интерфейсы «нового поколения»:

Слайд 50

Жестовый интерфейс – пользовательский интерфейс, позволяющий управлять программными и аппаратными средствами

Жестовый интерфейс

– пользовательский интерфейс, позволяющий управлять программными и аппаратными средствами компьютера

с помощью жестов.
Разработкой занимаются Hitachi, Sony, Microsoft (Kinect, LeapMotion) и др.
Слайд 51

Слайд 52

Материальный интерфейс пользователя – это разновидность интерфейса пользователя, в котором взаимодействие

Материальный интерфейс пользователя

– это разновидность интерфейса пользователя, в котором взаимодействие человека

с электронными устройствами происходит при помощи материальных предметов и конструкций.
Примеры разработок:
шаровой автоответчик  Дюрелла Бишопа.
metaDESK
Reactable и др.
Слайд 53

Интерактивный дисплей планшета Microsoft Pixelsense (прежде известного под названием Surface) способен

Интерактивный дисплей планшета Microsoft Pixelsense 

(прежде известного под названием Surface) способен различать и

узнавать предметы, помещаемые на его поверхность.
Слайд 54

Тактильный пользовательский интерфейс – разновидность интерфейса пользователя, в котором взаимодействие человека

Тактильный пользовательский интерфейс

– разновидность интерфейса пользователя, в котором взаимодействие человека с

электронными устройствами происходит при помощи прикосновения.

Сенситивные интерфейсы –разновидность интерфейса пользователя, в котором в ответ на взаимодействие человека с электронными устройствами происходит воздействие на органы чувств человека.

Слайд 55

Управление мысленными сигналами человека Наш мозг в процессе мыслительной деятельности генерирует

Управление мысленными сигналами человека

Наш мозг в процессе мыслительной деятельности генерирует различные

электрические импульсы, причём, цепочка сигналов, составляющая каждую отдельную мысль, образует собственную уникальную кривую линию.
Эти импульсы можно проследить, и "прочерчивать" определённые команды - запускать их выполнение мысленным сигналом.

Например, EPOC - футуристический наголовник-улавливатель нервных импульсов.

Слайд 56

Гибкие дисплеи на органических светодиодах (OLED) Материал, из которого они сконструированы,

Гибкие дисплеи на органических светодиодах (OLED)

Материал, из которого они сконструированы, -

органический полупроводник, способный светиться даже в свёрнутом виде или при натяжении. Нанесите его на гибкую полимерную основу - вот вам и новёхонький экран для смартфона, причём, гораздо менее жёсткий.

Более того, эти новые экраны можно будет скручивать, сгибать или сворачивать в процессе взаимодействия с их встроенной компьютерной системой.

Слайд 57

Дополненная реальность (AR). AR-технология может задействовать объекты окружающей действительности для построения

Дополненная реальность (AR).

AR-технология может задействовать объекты окружающей действительности для построения "мобильных"

пользовательских интерфейсов, с которыми можно взаимодействовать, направляя дисплей на стены или даже себе на ладонь.

 Больше всего разговоров об AR ведётся в связи с разрабатываемым Google проектом  Project Glass

Слайд 58

Голосовые интерфейсы пользователя (VUI) – системы распознавания голосовых команд. Недостаток VUI

Голосовые интерфейсы пользователя (VUI)

– системы распознавания голосовых команд.
Недостаток VUI -

некорректность распознавания человеческой речи.
При нынешних темпах расширения и развития возможностей смартфонов выход VUI на ведущие позиции в качестве основного средства взаимодействия человека с любой компьютерной системой - просто вопрос времени.

пример VUI представляет сервис Siri - персональный помощник, внедрённый Apple в свою iOS.

Слайд 59

Будущее создается сегодня!

Будущее создается сегодня!