Содержание
- 2. Многие лица, упоминаемые в Флм., вновь встречаются в Послании к Колоссянам. Это и неудивительно, так как
- 3. Колоссы и колосская церковь Колоссы были небольшим городом на берегу реки Ликус, на юге Фригии (юго-запад
- 4. «Семь асийских церквей» Все эти города, как и ряд других («семь асийских церквей»), находились «в орбите»
- 5. Все три общины активно общались между собой, так что Павел рекомендует им даже обмениваться посланиями, с
- 6. Место и время написания Кол. Как и в случае с Флп. и Флм., дата и место
- 7. Аутентичность Кол. Кол. имеет несколько отличный характер по сравнению с уже рассмотренными нами посланиями ап. Павла.
- 8. Причины написания Кол. Причины написания Кол. в чем-то схожи с причинами написания Послания к Галатам. Вновь
- 9. Что имел в виду Павел под философией и пустым обольщением и от кого предостерегал он колоссян
- 10. Чаще всего считается, что апостол имеет в виду какое-то синкретическое учение с элементами иудейства и зарождающегося
- 11. Опять упоминаются обрезание (Кол. 2, 11-13; 3, 11), праздники и пищевые законы (Кол. 2, 16. 21)
- 12. В соседнем с Колоссами городе Иераполе, как замечал Страбон, был центр фригийских мистических культов В Колоссах
- 13. Синкретическая смесь зачастую бывает достаточно привлекательно и грамотно, по крайней мере, при внешнем впечатлении, «философски» оформлена.
- 14. Основные темы Кол. Итак, Посланию к Колоссянам свойственны как преемство, так и новизна по отношению к
- 15. Вот Павел и приводит его как очень уместный в полемике с лжеучением, вставив лишь, может быть,
- 16. Столь четко и быстро (это еще только 50-60-е годы I века) кристаллизующееся учение о божественности и
- 17. Апостол перечисляет престолы, господства, начала, власти... (ср. Εφ. 1, 21; 6, 12). Имеются в виду ангельские
- 18. Это язык богословскои концепции, вознесенный на уровень преклонения и хвалы» Немаловажное значение имеет термин «полнота» (πληρωμα),
- 19. . Ни одно из перечисленных пониманий не соответствует тому, о чем пишет Павел. Смысл разбираемого Кол.
- 20. Екклезиология Аналогичным образом расширяется понимание и термина «Церковь» (εκκλησια). В более ранних посланиях ап. Павла слово
- 21. В Кол. «Церковь» (однозначно с большой буквы) означает универсальное, вселенское в космическом смысле единство: вся тварь,
- 23. Скачать презентацию
Многие лица, упоминаемые в Флм., вновь встречаются в Послании к Колоссянам.
Многие лица, упоминаемые в Флм., вновь встречаются в Послании к Колоссянам.
То, что оба послания могли быть написаны примерно в одно время, отчасти подтверждается некоторыми конкретными частными соответствиями (ср. Кол. 4, 10-14 и Флм. 23-24). Все это дает формальные основания связывать эти послания друг с другом, хотя в силу других признаков — уже того, что одно является частным письмом, а другое посланием к общине, — между ними имеются и большие различия
Колоссы и колосская церковь
Колоссы были небольшим городом на берегу реки Ликус,
Колоссы и колосская церковь
Колоссы были небольшим городом на берегу реки Ликус,
После землетрясения 60-61-го годов остались одни руины, обнаруженные лишь в 1885 году
Ныне поблизости находится селение Хонас — древние Хоны, в которых в IV веке христианской эры было явлено чудо архистратига Михаила (память 6 сентября по ст. ст.). В близком соседстве и тесных связях с Колоссами были Лаодикия и Иераполь
«Семь асийских церквей»
Все эти города, как и ряд других («семь асийских
«Семь асийских церквей»
Все эти города, как и ряд других («семь асийских
Все эти города, как и ряд других («семь асийских церквей»), находились «в орбите» крупнейшего малоазийского портового города-центра Ефеса
Правда, сам апостол вряд ли отлучался из Ефеса (ср. Деян. 19, 9-10). Миссионерством занимались его помощники и сподвижники
Так, община в Колоссах была основана, скорее всего, Епафрасом (Кол. 1, 7; 4, 12), жителем самих Колосс, обращенным ап. Павлом. Аналогичным образом были основаны общины и в Лаодикии, и в Иераполе
Все три общины активно общались между собой, так что Павел рекомендует
Все три общины активно общались между собой, так что Павел рекомендует
Таким образом, Кол., как и Рим., — еще одно послание, адресованное Павлом общине, в которой он сам никогда не был, но о христианской жизни которой был хорошо осведомлен:
Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым (Кол. 1,3-4)
Место и время написания Кол.
Как и в случае с Флп. и
Место и время написания Кол.
Как и в случае с Флп. и
Аутентичность Кол.
Кол. имеет несколько отличный характер по сравнению с уже рассмотренными
Аутентичность Кол.
Кол. имеет несколько отличный характер по сравнению с уже рассмотренными
Следует принять во внимание, что Павел всегда писал послания, как правило, не собственноручно, а лишь подписывая то, что надиктовал или просто высказал для изложения кому-то из помощников-секретарей. В данном случае послание могло быть если не продиктовано, то составлено в свободной манере и подписано Павлом
Причины написания Кол.
Причины написания Кол. в чем-то схожи с причинами написания
Причины написания Кол.
Причины написания Кол. в чем-то схожи с причинами написания
Как и галаты, колоссяне были в основном христианами из язычников. Правда, обличительный тон в Кол. гораздо спокойнее нежели в искрящемся полемической страстностью Гал.
Да и угроза иная по своему содержанию, чем в случае с галатами: это не иудействующие смутители, принуждавшие христиан — бывших язычников — к тотальному исполнению Закона. Проблемно-обличительная часть Кол. содержится в 2, 8-23 и начинается с такого предостережения:
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8)
Что имел в виду Павел под философией и пустым обольщением и
Что имел в виду Павел под философией и пустым обольщением и
И все они конструируются по «зеркальному» принципу: то, на чем особенно настаивает Павел, есть прямая противоположность соответствующим пунктам предполагаемого лжеучения
Например, если апостол настаивает на надмирности и исключительности Христа (Кол. 1, 16-17), то, значит, лжеучители утверждали, что Христос есть одно из посреднических звеньев, связующих трансцендентного Бога с тварным миром
Если же апостол подчеркивает универсализм спасения в Церкви для всех (Кол. 1, 20. 28; 3, 11), то, следовательно, лжеучители внушали чувство превосходства и исключительности только какой-то отдельной группы людей — естественно, адептов их учения
Чаще всего считается, что апостол имеет в виду какое-то синкретическое учение
Чаще всего считается, что апостол имеет в виду какое-то синкретическое учение
К сожалению, наши сведения о гностицизме I века очень и очень скудны, особенно по сравнению с более подробными данными о развитых гностических системах II века, так что можно лишь примерно обрисовать его контуры, какими они были во времена написания Кол.
Кол. 2, 8 даже создает впечатление, что речь идет лишь о потенциальной опасности: Мы не можем быть уверены, что колосские христиане полностью осознавали, что им угрожает
Опять упоминаются обрезание (Кол. 2, 11-13; 3, 11), праздники и пищевые
Опять упоминаются обрезание (Кол. 2, 11-13; 3, 11), праздники и пищевые
... исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его (Кол. 1, 25-26);
... для познания тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 2, 2);
... возвещать тайну Христову (Кол. 4, 3).
...чтобы в Нем обитала всякая полнота (Кол. 1, 19);
в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9);
... и вы имеете полноту в Нем (Кол. 2, 10).
... чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и ра-зумении духовном (Кол. 1, 9);
Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости (Кол. 1,28);
в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3) и др.
В соседнем с Колоссами городе Иераполе, как замечал Страбон, был центр
В соседнем с Колоссами городе Иераполе, как замечал Страбон, был центр
В Колоссах почитание языческой богини Кибелы имело глубокие корни и отличалось тенденцией к экстравагантности. Восточные идеи легко распространялись по торговым путям Ликийской равнины и жадно впитывались ее жителями
Здесь были развиты не только местные фригийские, но и восточные культы (Исиды, Митры), а также почитание греко-римских божеств. Плюс к этому — иудейская составляющая с ее почитанием Единого Бога
Рано или поздно не могло не возникнуть желание — как это уже было во времена ветхозаветных пророков (напр., см. 3 Цар. 18, 21) и как это многократно повторялось и повторяется в христианской истории и современности — соединить несоединимое: языческое почитание всевозможных божеств, духов, «стихий мира» и других сил, влияний и т. п., с одной стороны, и служение только одному (Единому) истинному Богу
Синкретическая смесь зачастую бывает достаточно привлекательно и грамотно, по крайней мере,
Синкретическая смесь зачастую бывает достаточно привлекательно и грамотно, по крайней мере,
Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти (Кол. 2, 23).
Основные темы Кол.
Итак, Посланию к Колоссянам свойственны как преемство, так и
Основные темы Кол.
Итак, Посланию к Колоссянам свойственны как преемство, так и
Христологический гимн (Кол. I, 15-20) Яркий пример новизны и преемства — небольшой пассаж в середине 1-й главы (стт. 15-20). Из-за очевидной торжественно-гимнографической формы его не без оснований относят к числу раннехристианских гимнов. Некоторые из них встречаются в различных книгах Нового Завета, в том числе и в посланиях ап. Павла (Флп. 2, 6-11)
Возможно, гимн был составлен еще до Павла и использовался в κοлосской церкви или во всем Ефесском регионе
Вот Павел и приводит его как очень уместный в полемике с
Вот Павел и приводит его как очень уместный в полемике с
Христология получает отчетливые очертания учения о божественной предвечности и надмирности. Нетрудно заметить здесь предвосхищение Иоанновой христологии, самое яркое выражение которой содержится в Прологе Ин.:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; 2 Оно было в начале у Бога; 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3)
Столь четко и быстро (это еще только 50-60-е годы I века)
Столь четко и быстро (это еще только 50-60-е годы I века)
Апостол перечисляет престолы, господства, начала, власти... (ср. Εφ. 1, 21; 6,
Апостол перечисляет престолы, господства, начала, власти... (ср. Εφ. 1, 21; 6,
Павел принимает язык такой ангелологии (связанной как с гностицизмом, так и с иудейством), но при этом утверждает, что все разновидности ангелов и небесных сил, как и весь тварный мир, созданы Христом, как образом (εικών) Бога невидимого.
«Надо обратить внимание и на смелость языка:
«Все в Нем состоит... через Него вновь примирить все для Него»
Это язык богословскои концепции, вознесенный на уровень преклонения и хвалы»
Немаловажное значение
Это язык богословскои концепции, вознесенный на уровень преклонения и хвалы»
Немаловажное значение
. Ни одно из перечисленных пониманий не соответствует тому, о чем
. Ни одно из перечисленных пониманий не соответствует тому, о чем
... в Нем обитает вся полнота Божества телесно
Бог в полноте присутствует во Христе. На языке Иоанновой христологии сказано будет:
И Слово стало плотию (Ин. 1, 14; ср. 1 Ин. 4, 2)
Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Εφ. 1, 21; 2, 2; 3, 10; 6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: άρχα'ι (начала), θρόνοι (престолы), κυριότητες (господства), έξουσ'ιαι (власти), δυναμις (силы), которые выступают и как противники Бога, «мироправители (κοσμοκράτοροι, Εφ. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см. евхаристическая молитва Литургий свт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.)
Екклезиология
Аналогичным образом расширяется понимание и термина «Церковь» (εκκλησια). В более ранних
Екклезиология
Аналогичным образом расширяется понимание и термина «Церковь» (εκκλησια). В более ранних
В Кол. «Церковь» (однозначно с большой буквы) означает универсальное, вселенское в
В Кол. «Церковь» (однозначно с большой буквы) означает универсальное, вселенское в
Такое убеждение напрямую связано с христологией, только что разобранной на примере христологического гимна. Можно сказать, что сдвигу в христологии абсолютно параллелен и аналогичен сдвиг в екклезиологии. Учение о Церкви как о Теле Христовом, развитое еще в 1 Кор. 12 и имеющее в виду многообразие человеческих служений в одной Церкви под единой главой — Христом, лишь наполняется вселенским содержанием. Как Христос есть рожденный прежде всякой твари, «и все Им стоит», так и Церковь есть это самое «все» или, как сказано будет в Εφ., «полнота Наполняющего все во всем» (Εφ. 1, 23)