Способы богопознания

Содержание

Слайд 2

Способов богопознания — два: 1. естественный 2. сверхъестественный.

Способов богопознания — два: 1. естественный 2. сверхъестественный.

Слайд 3

Естественный способ богопознания состоит в познании Бога из естества, т. е.

Естественный способ богопознания состоит в познании Бога из естества, т.

е. природы видимой, неразумной и разумной (человека), и из истории человечества.
Слайд 4

По словам св. Григория Богослова «небо, земля, море, — словом весь

По словам св. Григория Богослова «небо, земля, море, — словом весь

мир есть великая и прекрасная книга Божия», читая которую, человек имеет возможность составить понятие о всемогуществе, премудрости и благости Творца.
Слайд 5

А св. Василий Великий как бы добавляя говорит: «К познанию Бога

А св. Василий Великий как бы добавляя говорит: «К познанию Бога

не столько ведет небо и земля, сколько собственно наше устройство, если кто благоразумно испытает сам себя, как говорит пророк: «Удивися разум Твой от мене» (Пс. 138, 6), т. е, рассмотрев самого себя, познал я превосходство Твоей мудрости».
Слайд 6

Св. Писание свидетельствует, что видимая природа возвещает человеку о славе и

Св. Писание свидетельствует, что видимая природа возвещает человеку о славе и

величии Творца. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвешает твердь» (Пс. 18, 2). «Испольн вся земля славы Господа Саваофа» (Ис. 6, 3).
Слайд 7

Душа человеческая с ее стремлением к истине, добру, красоте еще яснее

Душа человеческая с ее стремлением к истине, добру, красоте еще яснее

может свидетельствовать человеку о бытии и совершенствах Творца.
Слайд 8

Слышится голос Божий и в истории народов: история человечества не есть

Слышится голос Божий и в истории народов: история человечества не есть

сцепление простых случайностей, а управляется Помыслом Божиим и ведется к определенной цели. Псалмопевец, имея в виду это водительство Божие в жизни народов, восклицает: «Да возвеселятся и да возрадуются языцы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши» (Пс. 66, 5).
Слайд 9

Пользуясь всеми этими данными, человек может приходить к познанию Бога, о

Пользуясь всеми этими данными, человек может приходить к познанию Бога, о

чем свидетельствует ап. Павел так: «Разумное Божие (то, что можно знать о Боге) яве есть в них. (язычннках) Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1, 19-20) .
Слайд 10

Руководителем человека в таком познании служит присущее внутреннему существу человека, в

Руководителем человека в таком познании служит присущее внутреннему существу человека, в

силу его богоподобия, рожденное стремление к Божеству и способность чувствовать Его, когда Он благоволит коснуться души его Своим благодатным воздействием. Так человек может приходить к признанию в Боге свойств всеведения, всемогущества, премудрости и т. п.
Слайд 11

Некоторые из язычников естественным способом, действительно, приобрели некоторые познания о Боге,

Некоторые из язычников естественным способом, действительно, приобрели некоторые познания о Боге,

согласные с истиного, так что пренебрежение этим способом, по слову апостола. — «Быти им безответственным» .(Рим. 1, 20).
Слайд 12

Но одного естественного способа для надлежащего понятия о Боге недостаточно. История

Но одного естественного способа для надлежащего понятия о Боге недостаточно. История

показывает, что даже философские понятия о Божестве были далеко несовершенны и содержали ряд заблуждений.
Слайд 13

Одни из философов впадали в пантеизм, признававший все за Бога, другие

Одни из философов впадали в пантеизм, признававший все за Бога, другие

-- в дуализм, допускавший существование двух начал --- доброго и злого, третьи приходили к скептицизму и безбожию, сомневаясь в самом существовавании истины. Эти же заблуждения повторялись и в позднейшее время.
Слайд 14

Главная причина недостаточности одного естественного Откровения для богопознания заключается в глубоком

Главная причина недостаточности одного естественного Откровения для богопознания заключается в глубоком

повреждении человека (а вместе и природы) вследствии грехопадения.
Слайд 15

Вместе с помрачением образа Божия помрачилась в человеке и способность разумения

Вместе с помрачением образа Божия помрачилась в человеке и способность разумения

Бога. Развращенное сердце не может содействовать разуму в познании дел Божиих в мире, а омраченный страстями ум — делать согласные с истиною умозаключения.
Слайд 16

С развитием зла в человечестве и голос Божий в истории народов

С развитием зла в человечестве и голос Божий в истории народов

был нередко заглушаем и заглушается голосом человеческих страстей.
Слайд 17

Недостаточность естественного Откровения, при врожденном стремлении человека к познанию Бога и

Недостаточность естественного Откровения, при врожденном стремлении человека к познанию Бога и

бессилии достигнуть этого собственными силами указывает на необходимость для человечества особого Откровения Божия
Слайд 18

. Поэтому, как говорит Апостол, «понеже бо в премудрости Божией не

. Поэтому, как говорит Апостол, «понеже бо в премудрости Божией не

разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти веруюших» (l Кор.1, 21)
Слайд 19

Эта, проповедь - Откровение сверхъестественное.

Эта, проповедь - Откровение сверхъестественное.

Слайд 20

Только в сверхъестественном Откровении, данном Богом сперва через закон и пророков,

Только в сверхъестественном Откровении, данном Богом сперва через закон и пророков,

а потом через воплотившегося Сына Божия, осуществляется возможность несомненно истинного познания о Боге.
Слайд 21

Сверхъестественное Откровение Божие предотвращает разум человека от уклонений по пути к

Сверхъестественное Откровение Божие предотвращает разум человека от уклонений по пути к

истине в деле естественного богопознания и в то же время дает человеку познание о таких предметах, до которых собственными силами человек никогда бы немог возвыситься (тайны о Св. Троице, Миротворении, Искуплении, Освящении, судьбах мира и человека и пр.).
Слайд 22

Как дающее ответ на все высшие вопросы бытия и жизни; это

Как дающее ответ на все высшие вопросы бытия и жизни; это

Откровение способно удовлетворить всем высшим потребностям нашего духа: разуму доставить свет истины, воле -- силу к добру, сердцу — блаженство покоя.
Слайд 23

Как исходящее от Самого Источника истины — Сына Божия и Духа

Как исходящее от Самого Источника истины — Сына Божия и Духа

Истины, глаголавшего через пророков и апостолов, оно представляет собою такую истину, относительно которой не должи быть места никаким Сомнениям, неуверенности, колебаниям, которые возникают в отношении к учениям человеческим.
Слайд 24

Дарование людям сверхьестественггого Откровения не устраняет значения и надобности богопознания естественного.

Дарование людям сверхьестественггого Откровения не устраняет значения и надобности богопознания естественного.

Слайд 25

Естественное богоискание и богопознание содействуют тому, что истины откровенного Слова Божия

Естественное богоискание и богопознание содействуют тому, что истины откровенного Слова Божия

принимаются не путем только одного подчинения разума Откровению, не одного только внешне верою, но и всем существом человека: они воспринимаются уже как истины, отвечающие самым коренным и глубоким вопроса его духа.
Слайд 26

В видимой природе много такого, что может служить подтверждением и пояснением истин Откровения.

В видимой природе много такого, что может служить подтверждением и пояснением

истин Откровения.
Слайд 27

Спаситель, говоря, например, о Промысле Божием, указывает па птиц и полевые

Спаситель, говоря, например, о Промысле Божием, указывает па птиц и полевые

лилии и таким образом учение сверхъестественного Откровения объясняет примерами из области откровения естественного.