Возникновение Ислама. Арабские завоевания

Содержание

Слайд 2

Арабские племена Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов —

Арабские племена

Родиной арабов является Аравийский полу­остров. Кочевые племена арабов — бедуины — занимались

ското­водством. Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена.
Слайд 3

Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с

Каждое арабское племя имело своих богов племена часто воевали друг с

другом. Человеку по имени Мухаммед (570-632) удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христиан­ства, мировой религии. Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять бого­угодные дела — выкупать рабов па волю, помогать бедным, сиро­там, вдовам. Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульманство. а его последователей называли мусульманами.

Проповедь Мухаммеда. 

Слайд 4

После смерти пророка в 632 г. встал вопрос о преемнике, которым

После смерти пророка в 632 г. встал вопрос о преемнике, которым

после острых обсуждений мухаджиров и ансаров был избран старейший сподвижник Мухаммада Абу Бакр. Новый глава общины мусульман (уммат аль-ислам) получил титул халифа (букв. «тот, кто следует после», «преемник»), носителя светской и духовной власти. Абу Бакр стал одеим из четырёх халифа. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове. Основной силой завоевателей была их великолепная кавале­рия (конное войско). Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разби­ты. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афгани­стана. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет.  13 Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Саха­ры — берберов. В 714 г. было уничтожено Вест­готское королевство. Вся Испания, за исключением горной тер­ритории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

Арабские завоевания.

Абу Бакр

Слайд 5

Арабский халифат. Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным

Арабский халифат.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешива­лись с местным населением. Постепенно

арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закры­вали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налога­ми. От них освобождали тех, кто переходил в ислам.
Поэтому посте­пенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет. Сирия, Палес­тина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирина, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату тер­ритории.

После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделе­на на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена по­чтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

Слайд 6

Слайд 7

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов.

Приверженцы четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами (направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда), а сторонников халифов — суннитами (в отличие от шиитов, сунниты не признают идею об особой природе Абу Талиба и праве его потомков на имамат) , поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской вла­сти, так и против Оменядов. В конце концов Омейялы были сверг­нуты и почти все истреблены.
В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов (750-1258) — по­томков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в го­род Багдад. При новой династии завоевании почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.
Слайд 8

С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Эмиры

С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Эмиры посте­пенно

превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Ма­рокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия.
С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана.
В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнив­шие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

Распад Халифата

Слайд 9

Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции поко­ ренных народов, развили

 Арабская культура.

Арабы усвоили знания и традиции поко­ ренных народов, развили

их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком ли­тературы и науки.

При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Свя­того Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.
При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны шко­лы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библио­теки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

Слайд 10

Благодаря арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут», «зенит»

Благодаря арабам в европейских языках появились слова «ал­гебра», «алкоголь», «азимут», «зенит»

и др. В дальних походах вое­начальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александ­рии и Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной на­уки», который на протяжении столетий являлся главным руко­водством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему.
С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».