Введение. Откровение и Богословие

Содержание

Слайд 2

Откровение и Богословие Теология – история богов «В начале было Слово»

Откровение и Богословие

Теология – история богов
«В начале было Слово»
Откровение выражено в

слове: от Бога к человеку
Писание – основной источник богословия
Слайд 3

Богословие-предание и научное богословие Откровение дано для Церкви, поэтому Предание –

Богословие-предание и научное богословие

Откровение дано для Церкви, поэтому Предание – акт

восприятия
Но это не наука, это другой уровень
Богословие-предание существует вместе с Церковью, а научное богословие существует в конкретном историческом периоде
«У нас только три богослова»
но много учебных богословов
Слайд 4

«Florilegium» на Соборах

«Florilegium» на Соборах

Слайд 5

Гуманитарная наука возникает в XVI–XVII вв. Книгопечатание: вопрос о критике текста Реформация: поиск исторической традиции

Гуманитарная наука возникает в XVI–XVII вв.

Книгопечатание: вопрос о критике текста
Реформация: поиск

исторической традиции
Слайд 6

Рассуждение о методе Различие богословия в предпосылках У каждой науки есть

Рассуждение о методе

Различие богословия в предпосылках
У каждой науки есть предмет

изучения, у богословия – это Откровение
Основание – вера в Священное Писание как в Слово Божие
Слайд 7

Зачем нужно научное богословие?

Зачем нужно научное богословие?

Слайд 8

Научное богословие – историческое исследование традиции Проследить изменение традиции Выявить то,

Научное богословие – историческое исследование традиции

Проследить изменение традиции
Выявить то, что неизменно
Ответить

на вопрос: где мы находимся, чтобы двигаться дальше?
Слайд 9

«Святые — которые являются из рода в род, от времени до

«Святые — которые являются из рода в род, от времени до времени,

после святых, предшествовавших им,— посредством исполнения заповедей Божиих прицепляются к ним,— к тем, прежним, и, получая благодать Божию, осияваются подобно им,— все же последовательно составляют таким образом некую златую цепь, каждый, будучи особым звеном сей цепи, соединяющимся с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви,— цепь, которая, утверждаясь в Боге, неудоборазрываема есть. Кто не изволяет со всей любовию и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет вчинен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их как не изволивший в смирении стать на место, прежде век определенное ему Богом, и соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено сие ему Богом»
Слайд 10

ДРЕВНЕРУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ БОГОСЛОВИЕ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ 9-17 18-20

ДРЕВНЕРУССКОЕ БОГОСЛОВИЕ БОГОСЛОВИЕ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ

9-17

18-20

Слайд 11

XX век?

XX век?

Слайд 12

Тема 1. Введение в проблематику дисциплины Тема 2. Богословие Киевской Руси

Тема 1. Введение в проблематику дисциплины
Тема 2. Богословие Киевской Руси
Тема 3.

Богословие Московской Руси
Тема 4. Русская духовная традиция в XVII в.
Тема 5. Русская традиция и западное богословие в XVII в.
Тема 6. Богословская проблематика XVIII в.
Тема 7. Святитель Филарет и его время
Тема 8. Эпоха реформ

Структура курса:

Слайд 13

Христианская цивилизация

Христианская цивилизация

Слайд 14

313 г. –Edictum Mediolanense

313 г. –Edictum Mediolanense

Слайд 15

325 г. Никея 318 участников – слуги Авраама Подтвердили, что Сын

325 г. Никея
318 участников – слуги Авраама
Подтвердили, что Сын одной сущности

с Отцом»
Осудили Ария и арианство
Осудили также савелианство (модусы)
Расчёт даты Пасхи
Символ веры при Крещении
Слайд 16

Тайна Пресвятой Троицы

Тайна Пресвятой Троицы

Слайд 17

381 – Константинополь «Единосущна Отцу, Имже вся быша» «Ни много ни

381 – Константинополь

«Единосущна Отцу, Имже вся быша»
«Ни много ни мало, только

омоусиос!!! Словечко, о которое, как об адамант, разбивались головы сотен восточных богословов! Против которого восставал почти 70 лет почти весь Восток» (Карташев)
«Прежде всех век» и «Егоже Царствию не будет конца»: против Маркелла Анкирского и его «эонов»
"И в Духа Святаго... глаголавшаго пророки" вместо краткого "И в Святаго Духа"
Слайд 18

Халкидонский собор 451 г.

Халкидонский собор 451 г.

Слайд 19

«в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого»

«в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого»

Слайд 20

Иконоборчество

Иконоборчество

Слайд 21

Феодор Студит 759–836 Самый выдающийся богослов 9 века и наставник монашествующих,

Феодор Студит 759–836

Самый выдающийся богослов 9 века и наставник монашествующих, который

осуществил реформу монашеского устава в духе строгого монашеского общежития, создав монашескую семью, стоящую за Истину даже до смерти
Слайд 22

Феодор Студит 759–836 Происходил из благочестивой семьи императорских чиновников Брат матери,

Феодор Студит 759–836

Происходил из благочестивой семьи императорских чиновников
Брат матери, прп. Платон,

склонил всю семью к монашеству, после чего они основали в своем имении монастырь, сделав Платона настоятелем
Они были абсолютно бескомпромиссны в отношении догматики и канонов, из-за чего были два раза выгнаны из монастырей
Уже в Студийском монастыре они создали идеальное общежитие: регулярные поучения от игумена, абсолютное равенство во всем, библиотека и скрипторий
Сам Феодор был большим мастером в переписке книг и в гимнографии
Слайд 23

В IX в. православная традиция приобретает привычные нам формы Окончательно складывается

В IX в. православная традиция приобретает привычные нам формы
Окончательно складывается литургическая традиция,

складыва­ется система христианских праздников и постов, утверждаются дисциплинар­ные каноны, одеяния и облачение священников, иконописный канон, который является своеобразным ответом на обвинения со стороны иконоборцев, крестово-купольная храмовая архитектура
Создается полный комплект житий святых, минологий Симеона Метафраста, и многие другие памятники христианской литературы, которые теперь неотделимы от понятия «православие»
Слайд 24

Восток и Запад

Восток и Запад

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью догматические уклонения от

стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью
догматические уклонения от

чистоты кафолического вероучения: вставка filioque. Оно прямо нарушает 7 правило III ВС: «Да не будет позволено никому произносити... или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся»
Слайд 28

Два типа миссии

Два типа миссии

Слайд 29

Запад труднодоступность общее поле культуры – европеизм импульс для образования язык античности, способный её транслировать

Запад

труднодоступность
общее поле культуры – европеизм
импульс для образования
язык античности, способный её транслировать

Слайд 30

Восток традиция доступна, толчка к образованию не было, славянский перевод –

Восток

традиция доступна,
толчка к образованию не было,
славянский перевод – калька,

он не несёт тех аналогий, которые было заложены – «парадокс традиции» (С. Аверинцев)
не было общего поля
Слайд 31

Orthodoxia slavia: Кирилл и Мефодий культура переводов

Orthodoxia slavia: Кирилл и Мефодий

культура переводов

Слайд 32

Что переводили? 20% - Евангелие, разделенное по зачалам «Палея Толковая» Богослужебные

Что переводили?

20% - Евангелие, разделенное по зачалам
«Палея Толковая»
Богослужебные книги: Октоих, Минеи,

Триоди, Паримейник
Выборочно святые отцы в составе сборников
Толковые Евангелия
Уставные чтения
Слайд 33

Книжность Культура транслируется через книгу Грамотность – важное условие христианской жизни

Книжность

Культура транслируется через книгу
Грамотность – важное условие христианской жизни
Святые в жития

обычно любят читать
Книжник – пчела, собирающая нектар мудрости
Культура Киевской Руси книжная и христианская, это единое поле
Слайд 34

Богословские трактаты не пишутся и не переводятся целиком Во всех других

Богословские трактаты не пишутся и не переводятся целиком
Во всех других переводных

жанрах есть богословские идеи
Много заимствований, цитирования не было, никто не стремился создать новое, так как это выходило за рамки культуры
Слайд 35

Особенности Богословие развивается в малых жанрах Компиляции – основной принцип рождения литературы Особое место хроник

Особенности

Богословие развивается в малых жанрах
Компиляции – основной принцип рождения литературы
Особое

место хроник