Законы и средства ландшафтной композиции

Содержание

Слайд 2

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение». В ландшафтной

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение».
В ландшафтной

архитектуре под композицией понимается расположение различных форм в пространстве и их сочетание друг с другом, при котором создается единое целое.

Для того, чтобы выстроить композицию, необходимо учитывать геометрический вид, величину, массу, фактуру, расположение, свет, цвет и светотень объектов.
Сюда также входят: единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы.

1

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛАНДШАФТНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ ЦЕЛОСТНОСТЬ - ограниченность - связность - компактность ЗАКОНЧЕННОСТЬ УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ

ЦЕЛОСТНОСТЬ
- ограниченность
- связность
- компактность
ЗАКОНЧЕННОСТЬ

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 4

Закон целостности Говоря о целостности композиции, мы подразумеваем, что все элементы

Закон целостности
Говоря о целостности композиции, мы подразумеваем, что все элементы композиции,

как главные, так и вспомогательные, увязаны в единую органичную систему

ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕННОСТЬ

Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей.

Слайд 5

Единство композиции достигается выделением доминанты Доминанта в архитектуре – господствующий элемент

Единство композиции достигается выделением доминанты

Доминанта в архитектуре – господствующий элемент в

композиции ансамбля (водоем, поляна, высокое здание или вертикальная часть одного из зданий)

Доминантой может быть сооружение, поляна, водоем и др.

Закон главного в целом (выделение композиционного центра)
Пытаясь проникнуться чьей-то мыслью, нам необходимо понять, о чем собственно идет речь. Говоря о главном, не следует подразумевать лишь какой-то конкретный предмет или образ. Это может быть и действие, и эмоция, и настроение, и все, что угодно. Главное может быть даже не изображено и не представлено в материальном виде. Главное в композиции – это то, вокруг чего объединены части целого.

Слайд 6

В качестве доминанты – поляна

В качестве доминанты – поляна

Слайд 7

В качестве доминанты – водоем

В качестве доминанты – водоем

Слайд 8

В качестве доминанты – здание

В качестве доминанты – здание

Слайд 9

Объединение за счет функционального единства Ботанический сад Спортивный парк Детский сад

Объединение за счет функционального единства

Ботанический сад

Спортивный парк

Детский сад

Слайд 10

Объединяющим является ландшафтный фактор Водоем

Объединяющим является ландшафтный фактор

Водоем

Слайд 11

Рельеф Турция Хундертвассер павильона Porsche Германия

Рельеф

Турция

Хундертвассер

павильона Porsche Германия

Слайд 12

Равнина

Равнина

Слайд 13

Единство композиции достигается за счет планировочной структуры

Единство композиции достигается за счет планировочной структуры

Слайд 14

метр и ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, масштабность, статика

метр и ритм,
симметрия и асимметрия,
контраст и

нюанс,
масштабность,
статика и динамика,
цвет,
свет,
пропорции

Особое средство гармонизации композиции – тектоника

К художественным средствам создания единства
композиции относятся:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЕДИНСТВА КОМПОЗИЦИИ

2

Слайд 15

«Ритм» буквально означает такт, мерность. Ритмическая последовательность явлений заложена в самой

«Ритм» буквально означает такт, мерность.
Ритмическая последовательность явлений заложена в самой

природе – в смене времен года, дня и ночи, движении морских волн, в формах растений и животных, в биоритмах человеческого организма. Очевидно, этой особенностью объясняется органическая потребность человека в ритмической гармонии среды.
В ландшафтном искусстве ритм – это повторяемость пространственных форм, элементов форм и интервалов между ними, объединяемых по сходным признакам, их чередование, динамическое развитие самой формы.
Слайд 16

Простейший вид ритма – метр – это порядок, основанный на повторении равных величин.

Простейший вид ритма – метр – это порядок, основанный
на повторении

равных величин.
Слайд 17

Слайд 18

В ландшафтном искусстве метрический порядок характерен для аллей с рядами деревьев,

В ландшафтном искусстве метрический порядок характерен для аллей с рядами деревьев,

размещенных через определенные интервалы.

с интервалами

Слайд 19

Без интервалов

Без интервалов

Слайд 20

Буковая аллея (около 300 лет) в Северной Ирландии

Буковая аллея (около 300 лет) в Северной Ирландии

Слайд 21

Для получения ритмического ряда необходимо не менее 4 элементов, а устойчивое

Для получения ритмического ряда необходимо не менее 4 элементов, а устойчивое

впечатление ритма возникает при наличии 5-8.
Слайд 22

Слайд 23

По мере увеличения числа элементов возрастает эмоциональное воздействие ритма, но только

По мере увеличения числа элементов возрастает эмоциональное воздействие ритма, но только

до известного предела, после которого наступает утомляющая глаз монотонность
Слайд 24

Внимание к каждому элементу отдельно пропадает, когда их в композиции 5 – 7 и более

Внимание к каждому элементу отдельно пропадает, когда их
в композиции 5

– 7 и более
Слайд 25

Чтобы избежать монотонности, в ритмический ряд включают площадки с цветниками, скульптурой,

Чтобы избежать монотонности, в ритмический ряд включают площадки с цветниками, скульптурой,

фонтанами и просто увеличивают интервалы между деревьями, способствующие восприятию окружающих пейзажей, а также используют другие приемы.
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Простые ритмические ряды Закономерное изменение элементов позволяет создавать ритмические композиции Ритмическая

Простые ритмические ряды

Закономерное изменение элементов позволяет создавать ритмические композиции

Ритмическая композиция

состоит из элементов, отличающихся один
от другого, но связанных между собой единым приемом изменения
Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Ритмическое развитие композиции может нарастать или затухать

Ритмическое развитие композиции может нарастать или затухать

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Симметрия бывает: зеркальная, центрально-осевая, симметрия винта, спирали и др. СИММЕТРИЯ И

Симметрия бывает:
зеркальная,
центрально-осевая,
симметрия винта,
спирали и

др.

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

Симметрия – закономерное расположение
равных частей относительно друг друга.

Слайд 39

Осью может быть линия движения (дорога, улица) или линия взгляда, проходящая

Осью может быть линия движения (дорога, улица) или линия взгляда, проходящая

между кулис по открытому пространству и направленная на какой-либо объект.
Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Симметричный план является примером строгой и целостной уравновешенной композиции. Примером являются

Симметричный план является примером строгой и целостной уравновешенной композиции. Примером являются

регулярные парки, имеющие ярко выраженные композиционные оси и симметричное размещение пространственных форм.
Слайд 44

В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако

В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако

равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем – с помощью асимметричной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что получаются равновесные композиции.
Слайд 45

Асимметричные композиции характерны для пейзажных парков, такой прием построения пространства соответствует их живописному характеру.

Асимметричные композиции характерны для пейзажных парков, такой прием построения пространства соответствует

их живописному характеру.
Слайд 46

Асимметричными могут быть: расположение деревьев в группе; расположение групп, формирующих пространство;

Асимметричными могут быть: расположение деревьев в группе; расположение групп, формирующих пространство;

соотношения различных по структуре пространств в плане парка и т. д. Однако в целом соотношение пространственных форм должно обеспечить композиционное равновесие паркового пространства.
Слайд 47

Монрепо (Mon Repos — «мой покой», «моё отдохновение») — скальный пейзажный парк на берегу Выборгского залива

Монрепо (Mon Repos — «мой покой», «моё отдохновение») — скальный пейзажный парк на

берегу Выборгского залива
Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Дисимметрия

Дисимметрия

Слайд 51

КОНТРАСТ, НЮАНС, ТОЖДЕСТВО Контраст – это такое отношение между элементами, в

КОНТРАСТ, НЮАНС, ТОЖДЕСТВО

Контраст –
это такое отношение между элементами, в котором

преобладают резко выраженные различия между однородными свойствами

контрастная композиция построена на противопоставлении характеристик элементов.

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Соотношение форм по геометрическому строению Соотношение форм по величине Соотношения форм

Соотношение форм по геометрическому строению Соотношение форм по величине
Соотношения форм

по фактуре
Соотношения форм по цвету
Соотношения форм по положению в пространстве
Слайд 55

Контраст по геометрическому строению

Контраст по геометрическому строению

Слайд 56

Контраст по цвету

Контраст по цвету

Слайд 57

Слайд 58

Контраст по фактуре

Контраст по фактуре

Слайд 59

Слайд 60

Нюанс – (отклонение, едва заметный переход) – плавное ослабление или усиление

Нюанс – (отклонение, едва заметный переход) – плавное ослабление или усиление

характеристики

В нюансной композиции характеристики (тон, цвет, размер, форма, фактура, характер и др.) элементов отличаются незначительно и меняются плавно.

Слайд 61

Слайд 62

Тождество – полное сходство элементов

Тождество – полное сходство элементов

Слайд 63

В ландшафтном искусстве под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины

В ландшафтном искусстве под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины

объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемых человеком.

МАСШТАБНОСТЬ

Слайд 64

Соразмерность пространственных элементов – это соответствие их размеров росту человека и

Соразмерность пространственных элементов – это соответствие их размеров росту человека и

его психофизиологическим возможностям воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин.
Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Так, соразмерность величины поляны, древесной группы или солитера, расположенных на ее

Так, соразмерность величины поляны, древесной группы или солитера, расположенных на ее

плоскости, определяется возможностью их восприятия. Если группа находится в замкнутом пространстве, не позволяющем охватить ее с первого взгляда целиком, то соотношение величин считается немасштабным: группа слишком велика для поляны или поляна мала для группы. Возможны просчеты и обратного порядка, когда на обширных полянах размещаются небольшие объемы групп, деревьев, кустарников, скульптуры и др.
Слайд 68

Слайд 69

Аналогично рассматриваются соотношения всех пространственных элементов парка — ширина и протяженность

Аналогично рассматриваются соотношения всех пространственных элементов парка — ширина и протяженность

дорог, размеры цветников, сооружений, скульптуры по отношению к величине пространства, в котором они размещаются.
Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

Слайд 73

Слайд 74

Статика представляет собой относительное отсутствие зрительного движения ДИНАМИКА И СТАТИКА Статичные

Статика представляет собой относительное
отсутствие зрительного движения

ДИНАМИКА И СТАТИКА

Статичные композиции в

основном используются для передачи покоя,
равновесия, устойчивости, гармонии.
Слайд 75

Слайд 76

Слайд 77

Слайд 78

Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует движение. Динамика - это полная противоположность статике во всем

Динамика характеризует композицию, в которой
обязательно присутствует движение.

Динамика - это

полная противоположность статике во всем
Слайд 79

Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

Гостиница «Воронеж» Здание Bank of America, New York,2008 г.

Гостиница «Воронеж»

Здание Bank of America,
New York,2008 г.

Слайд 83

Слайд 84

Манхэттен. Жилой дом

Манхэттен. Жилой дом

Слайд 85

Динамику композиции придают и кривые линии и поверхности Католическая капелла в Роншане Ле Корбюзье

Динамику композиции придают и кривые линии
и поверхности

Католическая капелла в

Роншане
Ле Корбюзье
Слайд 86

Слайд 87

Динамика вантовых конструкций

Динамика вантовых
конструкций

Слайд 88

Слайд 89

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

Слайд 93

Слайд 94

Слайд 95

Перевернутый дом Даниэля Чапьевского, Польша.

Перевернутый дом Даниэля Чапьевского, Польша.

Слайд 96

Членение формы на элементы может сделать композицию статической или динамической Динамическое состояние “кручение” Динамическое состояние “поворот”

Членение формы на элементы может сделать композицию
статической или динамической

Динамическое состояние

“кручение”

Динамическое состояние “поворот”

Слайд 97

Например, вертикально стоящий куб представляет собой статичную форму, а расположенный наклонно

Например, вертикально стоящий куб представляет собой статичную
форму, а расположенный наклонно

становится динамичным

«Ужас, летящий на крыльях ночи»

Восприятие формы во многом зависит от ее расположения в пространстве.

Слайд 98

Слайд 99

Восприятие формы во многом зависит от ее расположения в пространстве

Восприятие формы во многом зависит
от ее расположения в пространстве

Слайд 100

Слайд 101

Слайд 102

Слайд 103

Слайд 104

Слайд 105

Слайд 106

1 - регулярной с раскидистой; 2 - двух регулярных - овальной

1 - регулярной с раскидистой; 2 - двух регулярных - овальной

с шаровидной;
3 - двух регулярных - пирамидальной с зонтичной; 4 - раскидистой с плакучей;

Примеры сочетания двух объемов с кронами различного архитектурного строения:

Слайд 107

5 - шаровидная с колоновидной; 6 - пирамидальная с раскидистой; 7

5 - шаровидная с колоновидной; 6 - пирамидальная с раскидистой;
7

- пирамидальная с овальной; 8 - раскидистая с шаровидной;
Слайд 108

9 - колонновидной с зонтичной; 10 - овальной с раскидистой; 11

9 - колонновидной с зонтичной; 10 - овальной с раскидистой;
11 -

пирамидальной с овальной сидячей; 12 - плакучая с регулярной купольной;