Естественное право. Позитивное право. Живое право

Содержание

Слайд 2

Естественное право- понятие теории права, обозначающее совокупность свойственных природе законов, регулирующих

Естественное право- понятие теории права, обозначающее совокупность свойственных природе законов, регулирующих

порядок в ней.Общество и люди , которые его составляют ,-неотъемлемая часть природы,поэтому Е.П. распространяется также на них(естественное состояние).

Естественное право – теория в философии права и юриспруденции, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду.

Естественные права – прирождённые и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах.

Слайд 3

Естественное право. Основная идея Е.П. –настоящие законы ( законы природы) существуют

Естественное право.

Основная идея Е.П. –настоящие законы ( законы природы) существуют объективно

и их существование не зависит от воли того или иного человека, сообщества лиц. А законы «искусственные» (устанавливаемые государством) – прямой результат преднамеренных действий конкретных людей, руководствующихся в законотворчестве собственными потребностями и желаниями.
Законы, принимаемые людьми, должны соответствовать идеалу - естественному праву , т.е. феномену природы, совершенному образцу общеобязательных нормативов, никем не установленному, существующему самому по себе.
Слайд 4

«Живое право» - сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений и

«Живое право» - сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений и

действия их участников.

«Живое право» – не совокупность правовых норм, а фактические социальные отношения между людьми, включая нормы морали, обычаи и др.

«Живое право» представлено не законодательством, а различными социальными нормами.

Слайд 5

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной

жизни . Возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путём согласования различных интересов, подчинения людей определённым правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию регулирования поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы , включающие общественное сознание (моральное и правовое ) ; общественные отношения (нравственные и правовые) ; общественно значимую деятельность ; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Слайд 6

МОРАЛЬ И ПРАВО . ПРАВО – система общеобязательных норм, установленных и

МОРАЛЬ И ПРАВО .

ПРАВО –
система общеобязательных норм, установленных и охраняемых

государством.

Позитивное –
Исходящее от государства , документально оформленное.

Естественное –
Возникло объективно. Принадлежит человеку от рождения.

Слайд 7

Договор – соглашение между собой двух или более сторон (субъектов) по

Договор –
соглашение между собой двух или более сторон (субъектов) по

какому-либо вопросу с целью установления, изменения или прекращения правовых отношений.
Служит источником нравственных или юридических обязательств.

Договор –
одна из древнейших правовых конструкций.
Сейчас он используется во многих отраслях частного и публичного права.

Слайд 8

ДОГОВОР И ПРАВО. Источником права является только нормативный договор. Нормативный договор

ДОГОВОР И ПРАВО.

Источником права является только нормативный договор.
Нормативный договор должен иметь

такие признаки, как :
-Добровольность заключения и равенство его участников ;
-Участие в нём одной из сторон государства , органа государственной власти , других юридических лиц , обладающих нормотворческими полномочиями ;
-Целевая направленность договора , заключающаяся в преобладании его публичной цели ;
-Многочисленность и неопределённость адресатов договорных норм ;
-Длительность действия и неоднократность применения ;
-Особая процедура заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением.
Особое место среди договоров нормативного содержания занимают межгосударственные и международные договоры.
Слайд 9

ОБЫЧАЙ И ПРАВО. Правовой обычай – исторически сложившийся источник права и

ОБЫЧАЙ И ПРАВО.

Правовой обычай –
исторически сложившийся источник права и правила

поведения.

В юридической науке все действующие обычаи подразделяются на правовые(обычное право) и неправовые (общегражданские).
Правовые обычаи получают отражение в праве , им охраняются, защищаются , приобретая юридическую силу.
Правовые обычаи должны находится в пределах правового поля и не могут противоречить действующему законодательству. Они призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений .Правовой обычай- один из источников(форм) права.

Слайд 10

Позитивное право – -система общеобязательных , формально определённых правил поведения, создаваемых

Позитивное право –
-система общеобязательных , формально определённых правил поведения, создаваемых

государством и подкреплённых мерами государственного принуждения.

Признаки позитивного права :
-Нормативность (общий характер)-состоит из норм.
-Подкреплено мерами государственного принуждения
-Общеобязательность- нормы права, в отличие от других норм поведения, обязательны для тех, кому они адресуются.
-Государственно-волевой характер. Появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений.
-Двусторонний,представительно-обязывающий характер. Право всегда содержит в себе корреспондирующие между собой права и обязанности.
-Формальная определённость.
-Системность.

Слайд 11

РЕЛИГИЯ И ПРАВО. Религия – одна из форм общественного сознания –

РЕЛИГИЯ И ПРАВО.

Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность

духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа(богов,духов).
На различных этапах развития общества и в разных правовых системах, степень и характер взаимодействия права и религии были различными . В некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их стоит считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем-индусское право.
Другой пример-мусульманское право, которое является одной из сторон религии ислама и называется «Шариат»(«Путь следования»).В Шариате охватываются как светские,так и религиозные вопросы.Мусульманское право «Фикх» – составная часть Шариата.
Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.
Ст.14 Конституции РФ гласит :
- «Российская Федерация-светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
-Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Слайд 12

РЕЛИГИЯ И ПРАВО. Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки

РЕЛИГИЯ И ПРАВО.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения

своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа «Не убий» и «Не укради». При этом нужно также учитывать ,что с точки зрения механизма действия, религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они являются необходимым и важным инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган , призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями.

Слайд 13

ПРАВО И ВЛАСТЬ. Власть – возможность навязать свою волю другим людям,

ПРАВО И ВЛАСТЬ.

Власть – возможность навязать свою волю другим людям, даже

вопреки их сопротивлению.Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Права человека – соотношение человек- власть . Существует три типа мышления :
-Власть дарит права и свободы подчинённым гражданам. Наши права-подарок власти.
-Общественный договор.Когда люди «договариваются» с властями(люди платят налоги,идут на войну,а власть,в свою очередь,будет гарантировать им права и защищать их свободу)
-Люди организовывают государство и, чтобы оно действовало, передают ему часть некоторых своих прав и свобод,т.е. ограничивают свои права и свободы .При этой системе у власти есть столько прав, сколько ей передали люди.

Слайд 14

Юридический позитивизм – направление философии права , которое видит в праве

Юридический позитивизм – направление философии права , которое видит в праве

совокупность норм или правил поведения , установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти.
Характерные черты Юридического позитивизма :
-Формальное определение права ;
-Отождествление права с наличным законодательством ;
-Автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций)

Первыми представителями юридического позитивизма были И.Вентам (1748-1832) и Дж.Остин (1790-1859).Наиболее известные позитивистские концепции XX в. Связаны с именами Г.Кельзена , Г.Л.А.Харта и Дж.Раца.

Классический позитивизм.
Сущность классического юридического позитивизма заключается в том, что сверх позитивного знания о праве ничего знать нельзя , что познание не может двигаться дальше явления позитивного права и искать его истоки и смысл.

Слайд 15

Дж. Остин . Классический юридический позитивизм. Юридический позитивизм возникает как реакция

Дж. Остин . Классический юридический позитивизм.

Юридический позитивизм возникает как реакция на

классическую теорию естественного права. Его исходная идея – резко выраженное различие между правом и моралью. Дж.Остин первым сформулировал основные положения теории юридического позитивизма. Он провёл границу между аналитической (занимается безоценочным анализом понятий и структуры права) и нормативной (включает в себя оценку,критику права и делает утверждения о том,каким право должно быть) юриспруденцией.
Вся концепция Остина основана на отрицании теории естественного права .По его мнению, «юриспруденция имеет дело с законами или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того плохи они или хороши». Право должно освободиться от ценностного содержания, описывающего реальность в терминах добра и зла, т.к. это область этики, а не юриспруденции.
Остин акцентирует внимание на юридической форме права, придающей праву характер общеобязательности и призывает изучать «логику правовых конструкций». По его мнению, правом являются лишь правила,формально закреплённые в официальных актах государства,придающих им общеобязательную силу.Право соблюдается под страхом применения санкций в случае невыполнения приказа. Наилучшей формой выражения правовых норм,по мнению Остина,являются кодексы. Целью деятельности государства является достижение общего блага.В достижении общего блага суверен ничем не связан.Естественными ограничениями суверенной власти государя,выступают : религия,нормы морали и согласие подданных повиноваться данной власти.
Слайд 16

Чистая теория права Г.Кельзен. Австрийский и американский юрист Ганс Кельзен (1881-1973)

Чистая теория права Г.Кельзен.

Австрийский и американский юрист Ганс Кельзен (1881-1973) стал

одним из основателей нормативизма в праве. Основной труд – «Чистая теория права».

В «Чистой теории права» Г.Кельзена устанавливалось , что специальная наука права (юриспруденция) должна быть отделена от философии справедливости , социологии и политологии. Предмет изучения – исключительно законодательные нормы ,их элементы и взаимоотношения , правопорядок (позитивный законный порядок) как целое , его структура, отношения между различными правопорядками.
Цель правовой теории – снабдить практикующего юриста пониманием и описанием позитивного права. Эта теория не должна предписывать (например, законодателю) каким он должен быть с точки зрения некоторых ценностных предпочтений.

Слайд 17

Аналитическая юриспруденция – научного изучения действующего права с целью его всестороннего

Аналитическая юриспруденция –
научного изучения действующего права с целью его всестороннего

теоретического осмысления и эффективного практического использования. Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма.
Аналитическая юриспруденция развивается по двум направлениям ,одно из которых исследует строго определённые правовые институты и явления , юридические понятия и категории , а другое касается научной разработки специально-юридической теории права – общих положений о правоотношениях ,законах , юридических фактах и т.д.