Презентация "Русская икона Иконописная техника" - скачать презентации по МХК

Содержание

Слайд 2

Иконописная техника

Иконописная техника

Слайд 3

Труд иконописца на Руси всегда считался делом божественным.

Труд иконописца на Руси всегда считался делом божественным.

Слайд 4

«Икона – это символ Царства Христова, его явление преображенной и прославленной

«Икона – это символ Царства Христова, его явление преображенной и прославленной твари. Икона рождается из живого

опыта Неба, из Литургии. Поэтому иконописание – процесс литургический, а иконописец – служитель».

Архимандрит Зинон

Слайд 5

«Икона – вовсе не способ самовыражения, не копирование и не подражание, а молитва иконописца». Игорь Кислицын

«Икона – вовсе не способ самовыражения, не копирование и не подражание, а молитва иконописца».

Игорь Кислицын

Слайд 6

Святой образ может быть выложен на стене храма в технике мозаики.

Святой образ может быть выложен на стене храма в технике мозаики.

Слайд 7

Чаще стены храма украшали живописными образами, исполненными в технике фрески.

Чаще стены храма украшали живописными образами, исполненными в технике фрески.

Слайд 8

Но особой любовью на Руси пользовались иконы – живописные образы, выполненные на досках темперными красками.

Но особой любовью на Руси пользовались иконы – живописные образы, выполненные на досках темперными красками.

Слайд 9

Сначала иконописец тщательно подготавливал доску, соединяя несколько брусков шпонкой. Поле Лузга Ковчег Врезная шпонка Бруски

Сначала иконописец тщательно подготавливал доску, соединяя несколько брусков шпонкой.

Поле

Лузга

Ковчег

Врезная шпонка

Бруски

Слайд 10

Хорошая икона состоит из нескольких слоев. Паволока Проклейка Доска Красочный слой

Хорошая икона состоит из нескольких слоев.

Паволока

Проклейка

Доска

Красочный слой

Левкас

Защитный слой

Паволокой называют ткань, которой

оклеивают доску, предохраняя образ от растрескивания.
Левкас (белый) – это мел, перемешанный с животным клеем, которым выравнивают поверхность.
В качестве защитного слоя чаще всего использовали олифу.
Слайд 11

Построение самого образа начиналось с прорисовки – перенесения контуров на основу. Часто использовали готовые образцы.

Построение самого образа
начиналось с прорисовки – перенесения контуров на основу.

Часто
использовали готовые образцы.

Слайд 12

Наиболее подготовленные иконописцы сами создавали силуэты по древним канонам.

Наиболее подготовленные иконописцы сами создавали силуэты по древним канонам.

Слайд 13

Для нанесения красочного слоя в иконописи издавна применяли темперу – краску,

Для нанесения красочного слоя в иконописи издавна применяли темперу – краску, связующим веществом которой был клейкий яичный желток.

Будучи прозрачной, темперная

краска позволяет получить тона необычайной яркости, которые «не стареют».
Слайд 14

Со временем у иконописцев появился свой особый словарь, отражающий основные этапы

Со временем у иконописцев появился свой особый словарь, отражающий основные этапы работы над образом.

Роскрышь – нанесение основного слоя краски.

Пробеливание

– высветление выпуклых частей изображения.

Приплески (затинки) –
затемнение углубленных деталей.

Слайд 15

Роскрышь с золочением Пробелы Приплески

Роскрышь с золочением

Пробелы

Приплески

Слайд 16

Особенно тщательно работали над ликами. В больших артелях мастера, работавшие над

Особенно тщательно работали над ликами.

В больших артелях мастера, работавшие над ликами назывались «личниками».

У этих мастеров сложился особый словарь.

Санкирь – основной цвет головы, который прокладывается во время

роскрыши.

Плавь – высветления на ликах, которая выполнялась в несколько приемов.

Вохрение – первая плавь с помощью охры.

Румяны – плавь киноварью (яркой красной краской).

Оживки (движки) – белые линии поверх слоя охры.

Слайд 17

Красочный слой защищали олифой – густым растительным маслом, которая от времени

Красочный слой защищали олифой – густым растительным маслом, которая от времени темнела.
Сегодня освобождение иконы из под слоя

олифы –
Чуть ли не основная забота реставраторов.