Презентация "Культура русских земель в XII – XIII веках" - скачать презентации по МХК

Содержание

Слайд 2

Культура русских земель в XII –XIII веках

Культура русских земель в XII –XIII веках

Слайд 3

Культура русских земель в XII –XIII веках Цели урока : 1.

Культура русских земель в XII –XIII веках

Цели урока :
1.

Выделить особенности русской культуры 12 – 13 вв.
2. Познакомиться с жанрами и произведениями древнерусской литературы.
3. Получить представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве.
Слайд 4

Русские княжества в XII - XIII веках

Русские княжества в XII - XIII веках

Слайд 5

1. Особенности культуры XII –XIII вв. Крупные культурные центры: Великий Новгород

1. Особенности культуры XII –XIII вв.

Крупные культурные центры:
Великий Новгород и Псков


в культурном развитии этих центров появились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения.
Владимиро – Суздальская
земля
это образец пышности,
торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение княжеской власти.

Исторические условия развития культуры:
- господство натурального
хозяйства,
- подъем земледелия,
- рост городов,
- развитие феодальных отношений,
- обособление княжеств,
- активная роль церкви в
духовной жизни общества.

Слайд 6

2. Древнерусская литература Зарождение литературы. Поучение – новый жанр «Поучение детям»

2. Древнерусская литература

Зарождение литературы.
Поучение – новый жанр
«Поучение детям»

Владимир Мономах
? Какие нравственные качества людей
особо ценились в то время
? Какова главная идея произведения
«Слово о полку Игореве» неизвестный автор
? Почему князь Игорь потерпел поражение
? Почему Русь стала терпеть поражения

Новый период в развитии летописания.
В каждом крупном княжестве велись летописи.
Особенности:
Новгородская летопись:
отсутствует фигура князя или находится на заднем плане;
подробно описываются события городской жизни.
Владимиро – Суздальская
летопись:
отражались интересы местных князей;
история княжества рассматривалась как продолжение истории Древнерусского государства;
поощрялось его стремление быть первым на Руси.

Слайд 7

3. Зодчество Новгородская земля. Храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий

3. Зодчество Новгородская земля. Храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Они

были небольшими.

Русь стала участницей создания
общеевропейского «романовского»
стиля, разрабатывая свои варианты
архитектуры в каждом княжестве.
Зодчие стремились выделить церкви
среди остальных зданий. В северных
городах на фоне серых бревенчатых
домов, церкви делали белоснежными.
На юге, где постройки из глины
белили, церкви оставляли в
красновато – розовой кирпичной окраске.
Каждая церковь представляла собой
помещение для торжественного
театрализованного действия.

Собор Рождества Богородицы.1117 год.

Слайд 8

Лебединой песней белокаменного зодчества домонгольского периода был Георгиевский собор в Юрьеве

Лебединой песней белокаменного зодчества домонгольского периода был Георгиевский собор в

Юрьеве – Польском, весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236 году. Через год полчища Батыя разрушили собор. В конце 15 века архитектор и скульптор В.Д. Еромолин собрал здание из обломков. Благодаря ему собор сохранился до наших дней.

Георгиевский собор. XII век.

Слайд 9

Владимиро – Суздальская земля. Храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью

Владимиро – Суздальская земля. Храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью

Предание гласит,

что Андрей Боголюбский остановился на ночлег в 11 верстах от Владимира, т.к. кони отказались идти дальше. Во сне князю явилась Богородица. Сочтя это чудесным знамением, Андрей наутро приказал соорудить на месте остановки замок и основать село Боголюбово.

Церковь Покрова на Нерли. XII век.

Слайд 10

Успенский собор во Владимире Сооружен в 1158 – 1160 гг. по

Успенский собор во Владимире

Сооружен в 1158 – 1160 гг. по повелению

великого князя Андрея Боголюбского, позже перестроен в 1185 – 1189 гг. при Всеволоде Большое Гнездо. На стенах собора сохранилась фресковая живопись XII -XIII вв., а также фрески 1408 г., исполненные Андреем Рублевым.
Слайд 11

Дмитриевский собор во Владимире Построен в 1194 – 1197 гг. по

Дмитриевский собор во Владимире

Построен в 1194 – 1197 гг. по повелению

Всеволода Большое Гнездо .
Его сравнивают со «Словом о полку Игореве»: монументальность и
изящество, лаконичность и глубина.
Слайд 12

Средневековый собор – это «глубинная книга» эпохи: зодчий организует архитектурную форму,

Средневековый собор – это «глубинная книга» эпохи: зодчий организует архитектурную форму,

которая должна вписываться в пейзаж., а в своем интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы расписывают в несколько рядов все стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чеканят паникадила и церковную утварь; художники пишут иконы; вышивальщицы украшают тканые завесы; писцы и миниатюристы готовят библиотеку. Поэтому каждый церковный комплекс является показателем народной мудрости и мастерства.
Слайд 13

4. Храмовое искусство. Владимиро – Суздальская иконопись: - лики святых похожи

4. Храмовое искусство.
Владимиро – Суздальская иконопись:
- лики святых похожи на

князей
заказчиков, иконы яркие, красочные.
Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа – Пантократора, «всевластного»,как бы заглядывающего с неба в церковь на молящихся.

Дмитрий Солунский. XII век
(предполагаемый портрет
Всеволода Большое Гнездо)

Слайд 14

Иконопись Владимиро – Суздальской земли Спас Нерукотворный. XII век Владимирская Богоматерь. XII век

Иконопись
Владимиро – Суздальской земли

Спас Нерукотворный. XII век

Владимирская Богоматерь. XII век

Слайд 15

Новгородская иконопись: преобладают яркие краски – красная, синяя, зеленая. Лица святых

Новгородская иконопись: преобладают яркие краски – красная, синяя, зеленая. Лица святых приобретают

характерные славянские черты.

В писании икон существует канон – строгие правила. Но каждый русский мастер – иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.


Благовещенье Устюжское. XII век. Фрагмент

Слайд 16

Назовите важнейшие памятники древнерусской литературы. Как называется собор? Где он находится?

Назовите важнейшие памятники древнерусской литературы.
Как называется собор?
Где он находится?
В чем отличия

архитектуры Новгородской земли от архитектуры
Владимиро – Суздальской земли?

Что нового мы узнали на уроке ?