Алгоритмы и основы языка программирования Тurbo Рascal 7.0. (Лекция 7.2)

Содержание

Слайд 2

2.7.1. Основные понятия программирования Классификация языков программирования 2.7. Введение в Turbo

2.7.1. Основные понятия программирования

Классификация языков программирования

2.7. Введение в Turbo Pascal

Программирование ―

это раздел информатики, задача которого ― разработка программного обеспечения ЭВМ.
Слайд 3

2.7.1. Основные понятия программирования Типы программирования 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.1. Основные понятия программирования

Типы программирования

2.7. Введение в Turbo Pascal

Операциональное программирование ―

программа представляет собой детальное описание решения задачи на языке, набор команд которого совпадает с системой команд исполнителя (ЭВМ).

Структурное программирование ― программа представляет собой детальное описание решения задачи, то есть алгоритм в некоторой специальной записи.

Декларативное программирование ― программа представляет собой набор исходных информационных структур, взаимосвязи между ними и свойства результата.

Процедурное программирование ― программа представляет собой детальное описание решения задачи в виде совокупности процедур и функций.

Непроцедурное программирование ― программа представляет собой описание решения задачи использованием различных конструкций, отличных от процедур и функций.

Объектное программирование ― программа представляет собой множество независимых объектов.

Слайд 4

2.7.1. Основные понятия программирования Язык высокого уровня Turbo Pascal 2.7. Введение

2.7.1. Основные понятия программирования

Язык высокого уровня Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo

Pascal

Программа состоит из операторов (интегрированных команд), каждому из которых может соответствовать несколько машинных операций.

Алгоритмический язык высокого уровня ― это система правил для представления данных и описания процесса их обработки.

Компиляция программ

Слайд 5

2.7.1. Основные понятия программирования Процесс обработки программы на языке Turbo Pascal

2.7.1. Основные понятия программирования

Процесс обработки программы на языке Turbo Pascal

2.7. Введение

в Turbo Pascal

Исходный модуль
*.pas файл

Компилятор

Объектный модуль

Редактор связей

Выполняемый модуль
*.exe или *.tpu файлы

Исходные данные

Результат

Слайд 6

2.7.1. Основные понятия программирования Структура программы 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.1. Основные понятия программирования

Структура программы

2.7. Введение в Turbo Pascal

ЗАГОЛОВОК ПРОГРАММЫ
Program name

РАЗДЕЛ

ОПИСАНИЙ

Begin

РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ (ТЕЛО ПРОГРАММЫ)

End.

1. Библиотеки ― Uses

2. Метки ― Label

3. Константы ― Const

4. Типы ― Type

5. Переменные ― Var

6. Процедуры ― Procedure

7. Функции ― Function

Операторы присваивания
Операторы ввода-вывода
Оператор безусловного перехода
Составные операторы

Условный оператор
Операторы цикла
Оператор выбора

Процедуры
Функции

Слайд 7

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Алфавит 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Алфавит

2.7. Введение в Turbo Pascal

Слайд 8

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Алфавит: зарезервированные слова 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Алфавит: зарезервированные слова

2.7. Введение в Turbo Pascal

Их

нельзя использовать в качестве идентификаторов!!!
Слайд 9

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Алфавит: стандартные директивы 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Алфавит: стандартные директивы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Их

можно использовать в качестве идентификаторов, но не желательно!!!
Слайд 10

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Идентификаторы 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Идентификаторы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Идентификаторы в Турбо

Паскале ― это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях.

Идентификаторы могут иметь длину не более 63 символов.

Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.

Правильные идентификаторы

Неправильные идентификаторы

а
ALPHA
MyProgramIsBestProgram
date_27_sep_39
external
_beta

1Program
block#l
My Prog
mod

Слайд 11

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Заголовок программы 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Заголовок программы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Program <идентификатор

заголовка программы>;

Программа начинается словом Program и содержит объявление имени программы.

Слово Program зарезервировано в Turbo Pascal, т.е. не может использоваться ни в каких иных целях, кроме как для объявления имени программы.

В Turbo Pascal можно опускать объявление имени оператором Program без каких-либо последствий для программы, так как имя программы никак в дальнейшем не используется.

Задание имени программы

Program My_First_Program;

Слайд 12

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Библиотеки 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Библиотеки

2.7. Введение в Turbo Pascal

Uses <идентификатор модуля

1>[, <идентификатор модуля 2>[, …]];

В Turbo Pascal имеется восемь стандартных модулей, в которых содержится большое число разнообразных типов, констант, процедур и функций. Этими модулями являются SYSTEM, DOS, CRT, PRINTER, GRAPH, OVERLAY, TURBOS и GRAPH3.

Модуль SYSTEM подключается к любой программе автоматически, даже без указания в Uses.

Модули можно создавать в Turbo Pascal самостоятельно.

Подключение библиотек

Uses CRT;

Uses CRT, Printer;

Слайд 13

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Метки 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Метки

2.7. Введение в Turbo Pascal

Label <идентификатор метки

1>[, <идентификатор метки 2>[, …]];

Метка в Turbo Pascal ― это произвольный идентификатор, позволяющий именовать некоторый оператор программы и таким образом ссылаться на него.

Метка располагается непосредственно перед помечаемым оператором и отделяется от него двоеточием.

Описание меток

Label L;

Label
L10, 20, 1b2;

Оператор можно помечать несколькими метками, которые в этом случае отделяются друг от друга двоеточием.

В языке Turbo Pascal допускается в качестве меток использование также целых чисел без знака.

Слайд 14

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Целые числа.
Вещественные числа.
Шестнадцатеричные

числа.
Логические константы.
Символы.
Строки символов.
Конструкторы множеств.
Признак неопределенного указателя NIL.
Слайд 15

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы: целые числа 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы: целые числа

2.7. Введение в Turbo Pascal

Целые

числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение от -2147483648 до +2147483647.

Если целочисленная константа выходит за указанные границы, то она должна записываться с десятичной точкой, то есть определяется как вещественное число.

Объявление целых констант

Const
x1 = 10;
y = ―20;

Слайд 16

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы: вещественные числа 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы: вещественные числа

2.7. Введение в Turbo Pascal

Вещественные

числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части.

Экспоненциальная часть начинается символом е или Е, за которым могут следовать знаки «+» или «-» и десятичный порядок. Символ е (Е) означает десятичный порядок и имеет смысл «умножить на 10 в степени».

Объявление вещественных констант

Const
E = -2.7;
Ya = 154.31;
Mn = 3.14E5;
N = -17e―2;

Слайд 17

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы: шестнадцатеричные числа 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы: шестнадцатеричные числа

2.7. Введение в Turbo Pascal

Шестнадцатеричное

число состоит из шестнадцатеричных цифр, которым предшествует знак доллара $.

Диапазон шестнадцатеричных чисел ― от $00000000 до $FFFFFFFF.

Объявление шестнадцатеричных констант

Const
E = $5AD;
Y = $10FF;
M = $209;

Слайд 18

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы: логические константы 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы: логические константы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Логическая

константа ― это либо слово FALSE (ложь), либо слово TRUE (истина).

Объявление логических констант

Const
Flag = True;
L = False;

Слайд 19

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы: символьные константы 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы: символьные константы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Символьная

константа ― это любой символ ПК, заключенный в апострофы.

Если необходимо записать собственно символ апострофа, он удваивается: 
'''' ― символ ' (апостроф).

Объявление символьных констант

Const
Z = ’ш’;
С = ’A’;
M = ’o’;
F = ’’’’;
D = #90;
Ya = #13;

Допускается использование записи символа путем указания его внутреннего кода, которому предшествует символ #.

Слайд 20

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы: строковые константы 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы: строковые константы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Строковая

константа ― любая последовательность символов (кроме символа CR ― возврат каретки), заключенная в апострофы.

Если необходимо записать символ апострофа, он удваивается.

Объявление строковых констант

Const
Str = ’’;
С = ’A’;
Dn = ’Понедельник’;
F = ’That’’s string.’;
D = #83#121#109#98#11#108;
Y = ’Ошибка!’#13’Нажмите любую клавишу ...’;

Строка символов может быть пустой, т.е. не иметь никаких символов в обрамляющих ее апострофах.

Строку можно составлять из кодов нужных символов с предшествующими каждому коду символами #.

Слайд 21

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы: конструкторы множества 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы: конструкторы множества

2.7. Введение в Turbo Pascal

Конструктор

множества ― список элементов множества, обрамленный квадратными скобками.

Объявление констант-множеств

Const
A = [1,2,4..7,12];
Сolor = [blue, red];
M = [];

Слайд 22

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Константы выражения 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Константы выражения

2.7. Введение в Turbo Pascal

В отличие

от стандартного Pascal, в Turbo Pascal разрешается в объявлении констант использовать произвольные выражения, операндами которых могут быть ранее объявленные нетипизированные константы, имена типов и объектов и некоторые функции от них.

Объявление констант-выражений

Const
ln10 = 2.302585092994;
Ln10R = 1/ln10;
MaxReal = Maxlnt div SizeOf(real); 

Слайд 23

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Структура типов данных 2.7. Введение в

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Структура типов данных

2.7. Введение в Turbo Pascal

Простые

Структурированные

Указатели

Строки

Процедурные

Объекты

Типы

Порядковые

Вещественные

Целые

Логический

Символьный

Перечисляемый

Тип-диапазон

Массивы

Записи

Множества

Файлы

Слайд 24

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Целые типы 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Целые типы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Слайд 25

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Логический тип 2.7. Введение в Turbo Pascal Символьный тип

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Логический тип

2.7. Введение в Turbo Pascal

Символьный тип

Слайд 26

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Перечисляемый тип 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Перечисляемый тип

2.7. Введение в Turbo Pascal

Перечисляемый тип

задается перечислением тех значений, которые он может получать. Каждое значение именуется некоторым идентификатором и располагается в списке, обрамленном круглыми скобками.

В Turbo Pascal нельзя использовать кириллицу в идентификаторах, то есть все значения перечисляемого типа не могут содержать русских букв.

Объявление перечисляемого типа

Type
TypeMonth = (jan, feb, mar, apr, may, jun, jul, aug, sep, oct, nov, dec);
Colors = (black, red, white);
Ordenal= (one, two, three);

Слайд 27

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Тип―диапазон 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Тип―диапазон

2.7. Введение в Turbo Pascal

Тип―диапазон есть подмножество

своего базового типа, в качестве которого может выступать любой порядковый тип, кроме типа―диапазона. Тип―диапазон задается границами своих значений внутри базового типа:
<минимальное значение>..<максимальное значение>

Объявление типа-диапазона

Type
Digit = ’0’.. ’9’; 
Dig2 = 48..57;

Слайд 28

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Вещественные типы 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Вещественные типы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Слайд 29

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Строковый тип 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Строковый тип

2.7. Введение в Turbo Pascal

Тип STRING[N]

(строка) в Turbo Pascal широко используется для обработки текстов, где N ― максимальное количество символов в строке. Значение N определяется объявлением типа STRING[N] и может быть любой константой порядкового типа, но не больше 255 . Турбо Паскаль разрешает не указывать N, в этом случае длина строки принимается максимально возможной, а именно N=255 .

Объявление строкового типа

Type
ShortString = String[50];

Слайд 30

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Переменные 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Переменные

2.7. Введение в Turbo Pascal

Тип задает множество

значений, которые может принимать переменная данного типа, форму представления ее значений в памяти компьютера и операции над переменной. Тип связывается с именем посредством объявления.

Объявление переменных

Var
X, Y : Real;
Str : String;
B : Byte;
I : Integer;
F : Boolean;
C, C1 : Char;

Переменная ― это программный объект, способный принимать некоторое значение. Переменная имеет собственное имя, фиксированный тип и переменное значение.

Var <ид. пер. 1>: <ид. типа 1> [; <ид. пер. 2>:<ид. типа 2> [; …]];

Type
Colors = (black, red, white);
Digit = ’0’.. ’9’; 
Var
Col : Colors;
Dig : Digit;
STR1, Str2 : String[50];

Слайд 31

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Типизированные константы 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Типизированные константы

2.7. Введение в Turbo Pascal

Типизированными называют

константы, значения которых устанавливаются при описании их типа в разделе описания.

Объявление типизированных констант

Const
X : Real = 0.5;
Str : String = ’Привет!’;
B : Byte = 255;
I : Integer = 1;
F : Boolean = True;
C : Char = ’M’;

Const <идентификатор 1>: <тип 1> = <значение 1>[; <идентификатор 2>: <тип 2> = <значение 2>[; …]];

Type
Colors = (black, red, white);
Digit = ’0’.. ’9’; 
Const
Col : Colors = black;
Dig : Digit = ’5’;

Типизированным константам можно присваивать другие значения в ходе выполнения программы, поэтому фактически они представляют собой переменные с начальными значениями.

Слайд 32

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Оператор присваивания 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Оператор присваивания

2.7. Введение в Turbo Pascal

Решение любой

задачи представляет собой процесс формирования результатов из заданных правил и исходных данных. Правила формирования результатов задаются на языке Pascal с помощью выражений.

Выражение ― это правило (формула) для вычисления нового значения. Выражение строится из операндов, операций и круглых скобок, с помощью которых можно задать требуемый порядок выполнения его операций.

В качестве операндов могут быть константы, переменные и функции.

Форма оператора присваивания:
A := B;
где A – имя переменной (левая часть оператора присваивания);
B – выражение для вычисления нового значения (правая часть оператора присваивания).
Тип результата выражения должен быть совместим с типом переменной A.

Слайд 33

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Правила выполнения оператора присваивания 2.7. Введение

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Правила выполнения оператора присваивания

2.7. Введение в Turbo

Pascal

1. Вычисляется выражение правой части оператора присваивания.
2. Результат присваивается переменной левой части оператора: копируется в область оперативной памяти, выделенную переменной левой части оператора присваивания.

Арифметическое выражение:

Выражение на Turbo Pascal:

Z:=(X+Y)/(C―0.5)+(X―Y)/(X*A);

Слайд 34

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Операции 2.7. Введение в Turbo Pascal Приоритет

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Операции

2.7. Введение в Turbo Pascal

Приоритет

Слайд 35

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Правила использования операций с операндами различного

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Правила использования операций с операндами различного типа


2.7. Введение в Turbo Pascal

Слайд 36

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Правила использования операций с операндами различного

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Правила использования операций с операндами различного типа


2.7. Введение в Turbo Pascal

Слайд 37

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Вычисление выражений 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Вычисление выражений

2.7. Введение в Turbo Pascal

Порядок

1.

Полностью вычисляются выражения в скобках, начиная с самых внутренних.
2. Операции одного ранга (однородные) выполняются последовательно слева направо.
3. При неоднородных операциях последовательность выполнения операций следующая:
а) значения функций;
б) одноместные операции;
в) двухместные операции в порядке их приоритета.

Допускается

Не допускается

1. Не писать + в одноместной операции, т.е. можно писать A := X, а не A := +X;
2. Делать пробелы между операндами, знаками операций и скобками;
3. Перенос выражения на следующую строку, не разрывая идентификатора, ключевых слов и чисел;
4. Использовать лишние скобки для удобства чтения выражений.

1. Пропускать знак * (умножения);
2. При переносе выражения на следующую строку повторять знак арифметической операции.

Слайд 38

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Арифметические функции 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Арифметические функции

2.7. Введение в Turbo Pascal

Abs(R: Real):

Real Возвращает абсолютное значение аргумента.
ArcTan(R: Real): Real Возвращает арктангенс аргумента.
Cos(R: Real): Real Возвращает косинус аргумента.
Exp(R: Real): Real Возвращает экспоненту аргумента.
Frac(R: Real): Real Возвращает дробную часть аргумента.
Int(R: Real): Real Возвращает целую часть аргумента.
Ln(R: Real) : Real Возвращает натуральный логарифм аргумента.
Pi: Real Возвращает значение числа π.
Sin(R: Real): Real Возвращает синус аргумента.
Sqr(R: Real): Real Возвращает аргумент в квадрате.
Sqrt(R: Real): Real Возвращает квадратный корень аргумента.
Слайд 39

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Функции преобразования 2.7. Введение в Turbo

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Функции преобразования

2.7. Введение в Turbo Pascal

Chr(X: Byte):

Char Возвращает символ с заданным порядковым номером X.
Ord(X) : LongInt Возвращает порядковый номер, соответствующий значению X порядкового типа.
Round(R: Real) : LongInt Округляет значение R вещественного типа до ближайшего целого.
Trunc(R: Real): LongInt Усекает значение вещественного типа до значения типа LongInt путем отбрасывания дробной части.
Слайд 40

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Процедуры и функции порядкового типа 2.7.

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Процедуры и функции порядкового типа

2.7. Введение в

Turbo Pascal

Procedure Dec (var X [; DX: LongInt] ) Уменьшает значение переменной X на величину DX, а если параметр DX не задан ― на 1.
Procedure Inc (var X [; DX: LongInt]) Увеличивает значение переменной X на величину DX, а если параметр DX не задан ― на 1.
Function Odd(X) : Boolean Проверяет, является ли аргумент нечетным числом.
Function Pred(X) Возвращает предшествующее значение аргумента. Тип результата совпадает с типом аргумента.
Function Succ(X) Возвращает последующее значение аргумента. Тип результата совпадает с типом аргумента.

Слайд 41

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Процедуры и функции для работы со

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Процедуры и функции для работы со строками

2.7.

Введение в Turbo Pascal

Procedure Delete (var S: String; Index, Count: Integer) Удаляет Count символов из строки S, начиная с позиции Index.
Procedure Insert (SubS: String; var S: String; Index: Integer)
Вставляет подстроку SubS в строку 5, начиная с позиции Index.
Procedure Str(X [: width [: Decimals]]; var S: String) Преобразует численное значение X в его строковое представление S.
Procedure Val(S; String; var X; var Code: Integer)
Преобразует строковое значение S в его численное представление X. Параметр Code ―содержит признак ошибки преобразования (0 ― нет ошибки).
Function Concat(S1 [, S2,...,SN]): String
Выполняет конкатенацию последовательности строк.
Function Copy(S: String; Index, Count: Integer): String
Возвращает подстроку из строки S, начиная с позиции Index и длиной Count символов.
Function Length(S: String): Byte
Возвращает текущую длину строки S.
Function Pos(SubS, S: String): Byte
Возвращает позицию, начиная с которой в строке S располагается подстрока SubS (О ― S не содержит SubS).

Слайд 42

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal Операторы ввода вывода 2.7. Введение в Turbo Pascal

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

Операторы ввода вывода

2.7. Введение в Turbo Pascal

Слайд 43

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Задача:

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Задача: Написать программу

вычисления площади поверхности и объема цилиндра (высота и радиус цилиндра вводятся с клавиатуры).

Алгоритм

Пример элементарной программы

Начало

r, h

Ввод радиуса и высоты цилиндра

Вычисление площади поверхности цилиндра

Вычисление объема цилиндра

S, V

Вывод на экран площади поверхности и объема цилиндра

Конец

Требуются вещественные переменные: r, h, S, V.

Слайд 44

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Задача:

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Задача: Написать программу

вычисления площади поверхности и объема цилиндра (высота и радиус цилиндра вводятся с клавиатуры).

Алгоритм

Пример элементарной программы

Var R, H, S, V : Real; Begin Readln(r, h); S:=2*PI*r*(h+r); V:=PI*SQR(r)*h; Writeln(S, V); End.

Начало

r, h

Ввод радиуса и высоты цилиндра

Вычисление площади поверхности цилиндра

Вычисление объема цилиндра

S, V

Вывод на экран площади поверхности и объема цилиндра

Конец

Требуются вещественные переменные: r, h, S, V.

Программа

Слайд 45

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Задача:

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Задача: Написать программу

вычисления площади поверхности и объема цилиндра (высота и радиус цилиндра вводятся с клавиатуры).

Пример элементарной программы

Var R, H, S, V : Real; Begin Write(’Введите радиус цилиндра r=’); Readln(r); Write(’Введите высоту цилиндра h=’); Readln(h); S:=2*PI*r*(h+r); V:=PI*SQR(r)*h; Writeln(’Площадь поверхности цилиндра S=’,S); Writeln(’Объем цилиндра V=’,V); End.

Программа

Слайд 46

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Задача:

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Задача: Написать программу

пересчета величины временного интервала, заданного в минутах, в величину, выраженную в часах и минутах.

Задание для самостоятельной работы

Слайд 47

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Задача:

2.7.2. Элементы языка Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Задача: Написать программу

пересчета величины временного интервала, заданного в минутах, в величину, выраженную в часах и минутах.

Задание для самостоятельной работы

Алгоритм

Начало

t

H, M

Конец

Требуются целые переменные: t, H, M.

Var t, H, M : Integer; Begin Write(’Введите время в минутах t=’); Readln(t); H:=t div 60; M:=t mod 60; Write(t, ’ минут это ’); Writeln(H,’ часов ’,M,’ минут.’); End.

Программа

Слайд 48

2.7.3. Среда Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Интерфейс программы

2.7.3. Среда Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Интерфейс программы

Слайд 49

2.7.3. Среда Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Система меню

2.7.3. Среда Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Система меню

File (файл) ―

действия с файлами и выход из системы.
Edit (редактировать) ― восстановление испорченной строки и операции с временным буфером.
Search (искать) ― поиск текста, процедуры, функции или места ошибки.
Run (работа) ― прогон программы.
Compile (компилировать) ― компиляция программы.
Debug (отладка) ― отладка программы.
Tools (инструменты) ― вызов вспомогательных программ (утилит).
Options (варианты) ― установка параметров среды.
Window (окно) ― работа с окнами.
Help (помощь) ― обращением справочной службе.
Слайд 50

2.7.3. Среда Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Команды, передаваемые

2.7.3. Среда Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Команды, передаваемые среде из

редактора

F1 ― получить справку.
F2 ― записать файл из окна редактора на диск.
F3 ― прочитать файл с диска в окно редактора.
F4 ― исполнить до курсора (выполнить опцию RUN/GO TO CURSOR).
F5 ― распахнуть окно на весь экран или вернуть ему прежние размеры.
F6 ― активизировать следующее окно.
F7 ― проследить процедуру (выполнить опцию RUN/TRACE INTO).
F8 ― пропустить процедуру (выполнить опцию RUN/STEP OVER).
F9 ― компилировать программу (выполнить опцию COMPILE/MAKE).
F10 ― перейти в главное меню.
Ctrl―F2 ― сбросить режим отладки.
Ctrl―F7 ― добавить выражение в окно отладки.
Ctrl―F8 ― переключить контрольную точку.
Ctrl―F9 ― выполнить компиляцию и прогон программы.
Ctrl―Del ― очистить буфер редактора.
Ctrl―Ins ― копировать блок в буфер редактора.
Alt―X ― выйти из Турбо Паскаля.
Alt―F5 ― показать окно программы.
Shift―Del ― перенести блок из окна редактора в буфер. 
Shift―Ins ― копировать буфер в окно редактора.

Слайд 51

2.7.3. Среда Turbo Pascal 2.7. Введение в Turbo Pascal Команды работы

2.7.3. Среда Turbo Pascal

2.7. Введение в Turbo Pascal

Команды работы с блоками

Ctrl-K

B ― пометить начало блока.
Ctrl-K К ― пометить конец блока.
Ctrl-K Т ― пометить в качестве блока слово слева от курсора.
Ctrl-K Р ― напечатать блок.
Ctrl-K С ― копировать блок, начиная с позиции курсора.
Ctrl-K К ― переместить блок.
Ctrl-K H ― убрать выделение блока цветом. Повторное использование Ctrl-K H вновь выделит блок.
Ctrl-K Y ― удалить блок.
Ctrl-K R ― читать блок из дискового файла.
Ctrl-K W ― записать блок на диск.
Ctrl-K I ― сместить блок вправо.
Ctrl-K U ― сместить блок влево.