Борьба тенденций в культурном развитии Украины В ПЕРИОД ЗАСТОЯ

Содержание

Слайд 2

В годы «застоя» культура Украины развивалась под влиянием тоталитарного режима. После

В годы «застоя» культура Украины развивалась под влиянием тоталитарного режима.
После освобождения

Хрущева в октябре 1964 г.: «оттепель» окончательно прекратилась. На смену ей пришла реакция, начались преследования деятелей культуры. В августе-сентябре 1965 г. в нескольких городах Украины были арестованы около трех десятков человек из круга шестидесятников, почти все — представители творческой и научной интеллигенции. Это вызвало сопротивление со стороны известных в республике людей. С запросом о судьбе арестованных к первому секретарю ЦК Компартии Украины П. Ю. Шелеста обратились авиаконструктор Олег Антонов, писатели Иван Драч, Лина Костенко, Андрей Малышко, Михаил Стельмах, композиторы Георгий и Платон Майбороды, кинорежиссер Сергей Параджанов.
Во время премьерного показа фильма С. Параджанова «Тени забытых предков» в киевском кинотеатре «Украина» Ю. Бадзьо, И. Дзюба, В. Стус и В. Чорновил сообщили аудиторию, то в Украине начались политические репрессии. Это событие произошло 4 сентября 1965 и была первым гражданским политическим протестом в Советском Союзе после сталинской эпохи.
Конце 1965 г. молодой литературный критик И. Дзюба выступил с объемной статьей под названием «Интернационализм или русификация?, В которой был подвергнут сокрушительной критике национальную политику властей, направленную на русификацию Украины. Автор доказывал, что русификация — продолжение политики русского шовинизма и колониализма. «Колониализм, — писал он, — может выступать не только в форме открытой дискриминации, но и в форме« братства », что очень характерно для российского колониализма».
С 1969 г. власти ужесточили идеологическое давление на интеллигенцию. Писателей, художников, ученых ругали в прессе и на собраниях творческих союзов за «аполитичность», «идейную незрелость», «формализм», «национализм», «отход от партийной линии», «идеализацию прошлого», «смакования национальной самобытности». По сути, это была вторая «ждановщина». Против инакомыслящих снова начались политические репрессии, достигшие апогея в 1972 г.. Процесс реабилитации многих незаконно осужденных людей, возвращение их честного имени было прекращено.

И.Дзюба

Слайд 3

В отрасли образования, которой партийно-государственное руководство уделяло большое внимание как составляющей

В отрасли образования, которой партийно-государственное руководство уделяло большое внимание как составляющей

масти идеологической системы, главный упор делался на количественные показатели. С 1966 г. началось внедрение обязательного десятилетнего образования, переход на которое завершился в 1976 г. Обязательность среднего образования была вписана в Конституцию УССР 1978 г. Это было действительно большое культурное достижение. Однако погоня за количественными показателями приводила к ухудшению качества обучения. Распространился формализм, очковтирательство, приписки. Учащихся, которые не желали продолжать обучение в средней школе, формально зачисляли в вечерние (заочные) школы. Много проблем было в сельской местности, где средние школы находились на базе центральной усадьбы совхоза или колхоза, поэтому учащимся приходилось ездить на занятия за несколько километров. Средняя школа была не в состоянии научить иностранному языку, гуманитарные науки изучались как второсортные. Вместо решения насущных проблем образования, школа с 1978 г. (постановление о преподавании русского языка) была подключена к реализации единой политики русификации. В результате в 1986 г. по сравнению с 1955 г. доля учащихся с украинским языком обучения сократилась с 72,8 до 40,6 %.
Сеть учреждений высшего образования между 1965 и 1983 гг. увеличилась на 14 вузов — со 132 до 146. Открылись два новых университета — в Симферополе (1972) и в Запорожье (1985). Число студентов возросло — с 690 тыс. до 853 тыс. чел. Однако унификация учебного процесса, сплошная идеологизация гуманитарных предметов препятствовали развитию индивидуальных способностей студентов. Настоящей бедой для вузов было постоянное отвлечение студентов на общественные мероприятия под надзором парткомов: сельхозработы, субботники, принудительные занятия художественной самодеятельностью и т. д.
Слайд 4

Возникло «украинское поэтическое кино» — уникальное культурное явление, которое привлекло в

Возникло «украинское поэтическое кино» — уникальное культурное явление, которое привлекло в

вес творчеством С. Параджанова, Ю. Ильенко, Л. Осыки, И. Миколайчука, помогло украинской интеллигенции объединять творческие усилия. В украинское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов, увеличился выпуск картин, обогатилась их тика. Находит дальнейшее развитие биографический жанр — фильмы «Иван Франко» (реж. Т. Левчук), «Григорий Сковорода» (реж. И. Кавалеридзе), проблемы современности нашли воплощение в фильмах «Судьба Марины» (реж. В. Ивченко и И. Шмарук), «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев), «Два Федора» (реж. М. Хуциев) и др.. В картинах 60-х годов наблюдается обращение к внутреннему миру героя. Одно из центральных мест занимает победы советского народа в Великой Отечественной войне. Внимание кинематографистов снова привлекают произведения украинской классики («Лесная песня», реж. В. Ивченко, «Вечер накануне Ивана Купала», реж. Ю. Ильенко, «Каменный крест», реж. Л. Осыка), растет интерес жанром комедии («За двумя зайцами», реж. В. Иванов, «Катя-Катюша», реж. Г. Липшица), создаются фильмы для детей и юношества. В 1960-х-начале 1980-х гг. наибольшей популярностью у зрителей пользовались фильмы С. Параджанова «Тени забытых предков»

И.Миколайчук

Слайд 5

Развивалась «массовая культура» коммерческого окраски или официозная псевдокультура, к образцам которым

Развивалась «массовая культура» коммерческого окраски или официозная псевдокультура, к образцам которым

можно отнести комплекс Музея истории Отечественной войны в Киеве (1982 г.) или монумент в честь провозглашения советской власти в Харькове (1975 г.). Весомым был вклад в развитие изобразительного искусства художников В. Касияна, М. Глушенко, М. Дерегуса, В. Бородай, Т. Яблонской и др.. Широкую популярность среди знатоков и любителей музыки получили произведения Г. Майбороды и П. Майбороды, А. Кос-Анатольского, А. Штогаренко, Ф. Шамо, А. Билаша и др.. Высокого уровня достигла украинская исполнительская культура. Широкое признание получили певцы Б. Гмыря, Д. Гнатюк, Н. Кондратюк, Е. Мирошниченко, Д. Петриненко, А. Соловьяненко и др..
Человеком большого таланта был композитор Владимир Ивасюк, звезда таланта которого сошла на певучем Буковине. Его жизнь оборвалась в 1979 г. в возрасте тридцати лет. К своим песням он сам писал слова и музыку. Среди них — «Я пойду в далекие горы» (1968), «Водограй» (1969), «Червона рута» (1969). Последняя дала название фестиваля украинской песни и музыки, с 1989 г. регулярно проводится в разных городах Украины. «Червона рута» — единственный в Украине фестиваль украинской песни, то есть обязательным условием участия в нем является исполнение песен только на украинском языке.

В.Ивасюк

Слайд 6

Особая роль во времена «застоя» принадлежала театральному искусству. Одним из ведущих

Особая роль во времена «застоя» принадлежала театральному искусству. Одним из ведущих

театров республики был Киевский государственный академический театр оперы и балета Украинской ССР им. Т. Шевченко. Его репертуар обогатился оперой «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды, балетами «Легенда о любви» А. Меликова и «Рассветная поэма» В. Косенко. Важное значение имели Киевский драматический театр им. И. Франко, русский драматический театр им. Леси Украинская, Харьковский украинский драматический театр им. Т. Шевченко и российский им. А. Пушкина, Львовский драматический театр им. М. Заньковецкой. Лабораторией творческого поиска конце эпохи «застоя» стал Киевский молодежный театр, когда его возглавлял яркий режиссер Лесь Танюк.
Слайд 7

Современным, углубляясь в проблему долга художника перед народом (роман «Маруся Чурай»),

Современным, углубляясь в проблему долга художника перед народом (роман «Маруся Чурай»),

И. Драч раскрывал непростой связь научно-технического прогресса с духовными ценностями нации (поэма «Чернобыльская мадонна»), В. Голобородько философски осмыслил смысл человеческого жизни, Р. Иваничук, используя историческую тика, раскрыл правду о прошлом украинского народа («Манускриптз улицы Русской», «Вода из камня»).С середины 80-х гг начинают заполняться «белые пятна» в области украинского искусства, возвращаются имена и произведения художников, несправедливо репрессированных, забытых. Так, более полутора десятка лет замалчивалась творчество талантливого живописца И. Кулика, только в 1990 г. он получил возможность организовать в Черкассах ретроспективную выставку, представив на ней широкие полотна и этюды, пейзажи, жанровые картины, портретная живопись, натюрморты. Из них: «Лесорубы», «Праздничный день в селе Космаче», «Т. Шевченко в Корсуне », портреты К. Стеценко, И. Нечуя-Левицкого, В. Стуса. Известный ныне своими самобытными произведениями художник С. Чуприна из Ровенской, который за последние двадцать лет создал интересные картины «Переход казаков через Степань», «Крещение в Степан», «Берестецкая битва 1651 г.»
Слайд 8

Таким образом, развитие украинской культуры в течение тридцати лет характеризовался попыткой

Таким образом, развитие украинской культуры в течение тридцати лет характеризовался попыткой

национально-культурного подъема во времена «оттепели», а позже, когда этот процесс, который сегодня называют «задушенным возрождением», прервалась, происходило постепенное накопление и обобщение научных и художественных достижений, которое способствовало осознанию необходимости глубоких социокультурных преобразований ради сохранения украинского народа и его культуры.