Содержание
- 2. Возникновение буддизма Слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами адепты этого учения называют его просто
- 3. Возникновение буддизма Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились древние государства
- 4. Возникновение буддизма Середина 1-го тысячелетия до Рождества Спасителя была в Индии временем кризиса ведической религии необычайно
- 5. Будда Буддийские источники обычно сообщают, что до своего «последнего» рождения будущий Будда совершал бесчисленные подвиги любви
- 6. Будда В соответствии с обычаем, незадолго до родов царица в сопровождении свиты отправилась в дом своих
- 7. Будда По достижении положенного возраста Сиддхартха, как подобает наследнику, женился на принцессе Яшодхаре. Избранница царевича сперва
- 8. Будда Какое-то время Сиддхартха пребывает в смятении, близком к отчаянию. Но тут ему даруется четвертая встреча.
- 9. Будда На протяжении последующих лет Сиддхартха присоединялся к различным монашеским общинам, постигая на практике множество аскетических
- 10. Будда Узрев просветление Будды, индийские небожители возрадовались и осыпали его небесными цветами. В это время сам
- 11. Будда По преданию, Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать девять лет, стал Буддой в тридцать пять.
- 12. Основные черты буддийского учения Прежде чем вести разговор об учении буддистов, следует сделать несколько существенных замечаний.
- 13. Основные черты буддийского учения С другой стороны, если рассматривать буддизм лишь как философское учение, мы тут
- 14. Четыре благородные истины Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим Буддой. Первая Благородная истина
- 15. Четыре благородные истины Вторая Благородная истина — истина о причинах страдания. Эта причина — влечение, желание,
- 16. Карма Слово карма может быть переведено как «дело», «действие», причем это действие обязательно имеет причинно-следственный результат.
- 17. Карма Помимо человеческого, буддист признает еще пять возможных форм существования: рождение в качестве божества (дэва), воинственного
- 18. Четыре благородные истины Третья Благородная истина — истина о прекращении страдания, то есть о нирване. Несмотря
- 19. Нирвана Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Будда, никогда не давал
- 20. Четыре благородные истины Четвертая Благородная истина указывает буддисту путь, двигаясь которым он может достичь освобождения —
- 21. Восьмеричный путь. Три этапа I. Этап мудрости 1) Правильное воззрение. (Здесь и далее, на протяжении изложения
- 22. Восьмеричный путь. Три этапа II. Этап нравственности 3) Правильная речь. Итак:, исполнившись решимости, буддист должен избегать
- 23. Восьмеричный путь. Три этапа III. Этап сосредоточения Этот этап самый важный для достижения цели (предыдущие этапы
- 24. Восьмеричный путь. Три этапа 7) Правильное памятование, представляющее из себя тотальный контроль над физическими и сознательными
- 25. Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я» Логику буддийского отношения к «я» можно представить следующим образом:
- 26. Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я» Буддисты утверждают, что индивидуальность человека есть ничто иное, как;
- 27. Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я» 1. «куча» чувственного, всего, что мы могли бы отнести
- 28. Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я» Для буддийского мышления отдельно не существует «человека» и «солнца»,
- 29. Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я» Простого отрицания идеи «я» оказывается недостаточно. Скандхи, образующие личность,
- 30. Доктрина о мгновенности Она утверждает, что каждая дхарма существует ничтожно малое мгновение, и потому поток дхарм
- 31. Буддийская космология Традиционный буддийский мир трехслоен, т. е. состоит из трех уровней, трех миров — мира
- 32. Мир желаний Мир желаний — место, где живут (точнее — место, которое переживают) почти все живые
- 33. Мир форм Мир форм назван так оттого, что группа чувственного там представлена значительно слабее, чем в
- 34. Мир не-форм Мир не-форм представляет собой чистые состояния сознания без соответствующих им местопребываний. Здесь нет ни
- 35. Сангха Сангха – монашеская община. Буддизм по преимуществу монашеское учение. Среди Трех Драгоценностей, Трех прибежищ, к
- 36. Монашеская община Единственным неизменным фактором буддийской истории была и остается непрерывная преемственность монастырской организации. Монашеская жизнь
- 37. ХИНАЯНА И МАХАЯНА Буддийское предание утверждает, что почти сразу же после паринирваны (смерти) Будды учение начало
- 38. Хинаяна и махаяна «Хинаяна», означает «Малая Колесница» (то есть «малый» или «ущербный» путь), «Махаяна» это —
- 39. Хинаяна По учению хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, наделенным великими добродетелями, обретенными благодаря
- 40. Махаяна Здесь идеалом всегда был не обретший нирвану архат, а стремящийся к состоянию Будды на благо
- 41. Махаяна В ранней Махаяне бодхисаттва это любой человек, наделенный бодхичиттой, то есть твердым устремлением достичь боддхи
- 42. Махаяна Позднее в текстах, посвященных идеалу бодхисаттвы, это слово начинает наполняться другим смыслом, постепенно становящимся основным
- 43. Махаяна Наиболее красноречивым текстом, где изображено великое сострадание бодхисаттвы, стала написанная в VII–VII вв. Шантидевой Бодхисатвачарьяватара,
- 44. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Возникает в начале второй половины первого тысячелетия по Р.Х. в рамках махаянского буддизма.
- 45. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Термин «тантра» первоначально обозначал тип текстов, содержащих в себе стержневую суть учения, служащих
- 46. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Теоретически тантрический буддизм почти не предлагает ничего нового в сравнении с классическим вариантом
- 47. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Тантрические тексты считались сокровенными. Начало практики в системе Ваджраяны обставлялось получением специальных посвящений.
- 48. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Значение чтения мантр в практике Ваджраяны столь велико, что часто ее называют также
- 49. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Также чрезвычайно разработана в Ваджраяне техника визуализации божеств. Адепт должен научиться представлять того
- 50. Тантрический буддизм (Ваджраяна) В середине VIII века, когда все описанные методы были уже детально разработаны, начинается
- 51. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Истинному йогину рекомендуется совершать святотатство, прелюбодеяние, воровство, кровосмешение, убийство и даже каннибализм. Тантры
- 52. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Тантрический буддизм вызвал к жизни целый пантеон божеств, неизвестных другим формам буддизма. Ваджраяна
- 53. Тантрический буддизм (Ваджраяна) ритуал чод, весьма популярный у буддистов Монголии, создан в XII веке тибетской йогиней
- 54. Тантрический буддизм (Ваджраяна) Важнейшим положением Ваджраяны является тезис о недвойственности тела и сознания. Сознание занимает центральное
- 55. Тантрический буддизм (Ваджраяна) В VIII–XIII вв. тантрический буддизм фактически стал ведущим направлением поздней индийской Махаяны. В
- 56. Буддизм в Тибете Тибетский буддизм не являлся отдельной конфессией, его монастырская традиция с тщательностью сохранила позднеиндийскую
- 57. Буддизм в Тибете Буддизм проник в Тибет не раньше VII века. На территории Тибета была повсеместно
- 58. Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм Китайский буддизм являет собой своеобразный продукт синтеза китайской и индийской культур,
- 59. Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм Несовместимость китайской и индийской культур. Во-первых, буддийская доктрина постулирует возможность выхода
- 60. Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм Начало проникновения буддизма в Китай из Центральной Азии можно отнести к
- 61. Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм В китайском обществе, построенном на культе предков, не было никаких аналогов
- 62. Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм Сложившиеся в VI–VIII веках школы китайского буддизма можно разделить на три
- 63. Буддизм и христианство Отказ от идеи Бога Буддизм не знает Божественного Откровения, не отрицает и не
- 64. Буддизм и христианство Человек если христианство теоцентрично, то буддизм антропоцентричен. Буддизм, учение исключительно практическое, построенное, прежде
- 65. Буддизм и христианство Грехопадение Выстраивая опыт своего адепта, буддизм всегда имеет дело с конкретным, а не
- 66. Буддизм и христианство Воспринимаемый мир, который описывают буддийские тексты, поражен страданием. Страдание — определяющее свойство этого
- 67. Буддизм и христианство Единственное, к чему может апеллировать предоставленный самому себе падший человек, — это его
- 69. Скачать презентацию
Возникновение буддизма
Слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами адепты этого
Возникновение буддизма
Слово «буддизм» создано европейцами в XIX веке. Сами адепты этого
Возникновение буддизма
Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар),
Возникновение буддизма
Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар),
Возникновение буддизма
Середина 1-го тысячелетия до Рождества Спасителя была в Индии временем
Возникновение буддизма
Середина 1-го тысячелетия до Рождества Спасителя была в Индии временем
Будда
Буддийские источники обычно сообщают, что до своего «последнего» рождения будущий Будда
Будда
Буддийские источники обычно сообщают, что до своего «последнего» рождения будущий Будда
Будда
В соответствии с обычаем, незадолго до родов царица в сопровождении свиты
Будда
В соответствии с обычаем, незадолго до родов царица в сопровождении свиты
Будда
По достижении положенного возраста Сиддхартха, как подобает наследнику, женился на принцессе
Будда
По достижении положенного возраста Сиддхартха, как подобает наследнику, женился на принцессе
Это были встречи со смертельно больным, стариком и умершим. Увидев прокаженного, царевич впервые осознал, что любого человека подстерегают ужасные болезни. Встретив старика, он понимает, что молодость и сила временны, и каждого рано или поздно неумолимо ждет дряхление и немощь. Придя в ужас от увиденного, царевич едет дальше, а навстречу ему движется похоронная процессия.
Будда
Какое-то время Сиддхартха пребывает в смятении, близком к отчаянию. Но тут
Будда
Какое-то время Сиддхартха пребывает в смятении, близком к отчаянию. Но тут
Будда
На протяжении последующих лет Сиддхартха присоединялся к различным монашеским общинам, постигая
Будда
На протяжении последующих лет Сиддхартха присоединялся к различным монашеским общинам, постигая
Будда
Узрев просветление Будды, индийские небожители возрадовались и осыпали его небесными цветами.
Будда
Узрев просветление Будды, индийские небожители возрадовались и осыпали его небесными цветами.
Будда
По преданию, Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать девять лет, стал
Будда
По преданию, Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать девять лет, стал
Шло время. Будда старел. Близился день окончательного его ухода в нирвану. Это произошло в местечке Куши-нагара, относительно недалеко от Бенареса. Смерть его описывается довольно буднично. Пообедав в гостях у одного из своих почитателей, Будда заболел желудочной болезнью, по симптомам напоминающей дизентерию. Он слег и, промаявшись несколько дней, собрал вокруг себя ближайших учеников и дал им последнее напутствие надеяться на собственные силы и усердно трудиться во имя освобождения. После этого он лег на правый бок в ритуальной позе и погрузился в созерцание, сменившееся физической смертью. В соответствии с обычаями, ученики кремировали его тело.
Основные черты буддийского учения
Прежде чем вести разговор об учении буддистов, следует
Основные черты буддийского учения
Прежде чем вести разговор об учении буддистов, следует
Во-вторых, чрезвычайно тяжело идентифицировать, является ли буддизм, как это принято считать, религией; или же, на самом деле, это невероятно изощренная философская система; или это некоторое построенное на психофизических практиках этическое учение. Надо сказать, что буддизм с натяжкой подпадает под любую из перечисленных категорий. Буддизм трудно называть религией, поскольку в нем отсутствует идея Нетварного Божества. На страницах сутр то и дело встречаются упоминания о различных богах, но достаточно беглого знакомства, чтобы понять, что эти персонажи проникли сюда контрабандой. Дело в том, что буддизм чрезвычайно толерантен ко всему, что напрямую не затрагивает его мироощущение. А поскольку проповедь свою буддийские учителя вели, как правило, в религиозной среде, они легко встраивали в свое учение традиции того народа, которому проповедовали, одновременно вписывая божества этого народа в свой пантеон. Синтез буддизма с местными верованиями произошел в Китае, Японии, Монголии, Тибете и в других странах, куда проник буддизм. Кроме того, участь божеств в буддизме столь же незавидна, сколь и участь людей — они подвержены причинно-следственному круговороту, отчего вынуждены рождаться и умирать, как и прочие живые существа, за исключением Будды. Но почитание Будды тоже нельзя назвать исключительно религиозным поклонением: Будда скорее учитель, указующий путь избавления.
Основные черты буддийского учения
С другой стороны, если рассматривать буддизм лишь как
Основные черты буддийского учения
С другой стороны, если рассматривать буддизм лишь как
В силу изложенных причин, отстраненному исследователю невозможно вычленить некий «истинный буддизм». Тем не менее, существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма. К этим идеям следует отнести, так называемые, Четыре Благородные Истины; учение о причинно-зависимом происхождении и карме; доктрину анатмавады («не души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию.
Четыре благородные истины
Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим
Четыре благородные истины
Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены самим
Первая Благородная истина — это истина о страдании. Термин духкха — страдание, можно также перевести как тягота, бремя, канитель. «Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Поистине, все пять групп привязанности суть страдание» — такой формулировкой передается первая Благородная Истина. Для буддиста страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Мир является не результатом Благого Творения, а кошмарным порождением человеческого желания. Человек находится в состоянии постоянной неудовлетворенности, его желания даже могут вступать в конфликт друг с другом. Говоря о страдании, буддизм не ограничивается человеческим уделом. Страдают животные, в природе жизнь одного покупается ценой жизни другого. Неисчислимы страдания обитателей буддийских адов, где страдают от никогда не удовлетворяемых влечений голодные духи, страдают и божества. Нет такой формы жизни, которая не была бы подвержена страданиям.
Четыре благородные истины
Вторая Благородная истина — истина о причинах страдания. Эта
Четыре благородные истины
Вторая Благородная истина — истина о причинах страдания. Эта
Карма
Слово карма может быть переведено как «дело», «действие», причем это действие
Карма
Слово карма может быть переведено как «дело», «действие», причем это действие
Карма
Помимо человеческого, буддист признает еще пять возможных форм существования: рождение в
Карма
Помимо человеческого, буддист признает еще пять возможных форм существования: рождение в
Четыре благородные истины
Третья Благородная истина — истина о прекращении страдания, то
Четыре благородные истины
Третья Благородная истина — истина о прекращении страдания, то
Нирвана
Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание».
Нирвана
Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание».
Четыре благородные истины
Четвертая Благородная истина указывает буддисту путь, двигаясь которым он
Четыре благородные истины
Четвертая Благородная истина указывает буддисту путь, двигаясь которым он
Восьмеричный путь. Три этапа
I. Этап мудрости
1) Правильное воззрение. (Здесь и далее,
Восьмеричный путь. Три этапа
I. Этап мудрости
1) Правильное воззрение. (Здесь и далее,
На этом этапе адепт должен узнать и усвоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, пережить их, сделать основой мотивации всего своего поведения.
2) Правильная решимость. Руководствуясь принципами буддийского учения, адепт должен раз и навсегда встать на путь, ведущий к нирване.
Восьмеричный путь. Три этапа
II. Этап нравственности
3) Правильная речь. Итак:, исполнившись решимости,
Восьмеричный путь. Три этапа
II. Этап нравственности
3) Правильная речь. Итак:, исполнившись решимости,
4) Правильное поведение. Живя в миру, адепт принимает минимальное количество обетов, которые должны способствовать накоплению благой кармы. Вот список этих обетов:
1. Ненасилие, непричинение вреда живым существам.
2. Отказ от дурной речи (ложь, клевета и все, что уже перечислялось в связи с третьим шагом).
3. Отказ от воровства, присвоения чужой собственности.
4. Отказ от прелюбодеяния.
5. Отказ от употребления дурманящих веществ.
Обеты для монашествующих куда более строги и предназначены не для улучшения кармы, а для полного ее исчерпания и изничтожения.
5) Правильный образ жизни, по сути, дело то же, что и правильное поведение, но этот шаг больше ориентирован на других, взятый в социальном измерении. Правильный образ жизни предполагает, что буддист будет воздерживаться от тех занятий, которые несовместимы с правильным поведением.
Восьмеричный путь. Три этапа
III. Этап сосредоточения
Этот этап самый важный для достижения
Восьмеричный путь. Три этапа
III. Этап сосредоточения
Этот этап самый важный для достижения
6) Правильное усердие, заключающееся в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога», образованное от корня «йудж» — связывать воедино, сопрягать, запрягать, родственно русскому «иго» и английскому «yoke» — «ярмо», «иго». Оно означает концентрацию, сосредоточение всех сил для достижения цели.
Восьмеричный путь. Три этапа
7) Правильное памятование, представляющее из себя тотальный контроль
Восьмеричный путь. Три этапа
7) Правильное памятование, представляющее из себя тотальный контроль
8) Правильное сосредоточение, или правильный транс. На этом последнем этапе буддист ставит себе целью достижение самадхи, предельной формы созерцания, при которой полностью должны исчезнуть различия между созерцающим (субъектом), созерцаемым (объектом) и самим процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых должны приводить к нирване. Правильная, с буддистской точки зрения, практика транса самадхи приводит монаха к освобождению и он становится архатом, т. е. «достойным». Достижение этого состояния является целью Восьмеричного Пути и исчерпывает собою содержание четвертой Благородной Истины.
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Логику буддийского отношения к «я»
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Логику буддийского отношения к «я»
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Буддисты утверждают, что индивидуальность человека
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Буддисты утверждают, что индивидуальность человека
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
1. «куча» чувственного, всего, что
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
1. «куча» чувственного, всего, что
2. «куча» чувствований, то есть ощущения приятного, неприятного и нейтрального;
3. «куча» осознавания различий, а также формирования представлений и понятий;
4. «куча» свойств, определяющих поведение — волений и побудительных импульсов. Именно эта группа свойств формирует карму;
5. и последняя «куча» — сознание как таковое (виджняна).
Следует подчеркнуть, что порядок перечисления скандх не случаен — он отражает порядок восприятия объекта и его освоения сознанием. Вначале воспринимаются только чувственные данные, затем сопровождающее их чувство удовольствия или неудовольствия, только после этого формируется конкретный образ воспринимаемого объекта и оформляется отношение к нему. Все эти процессы сопровождаются спонтанным участием в них сознания, присутствующего даже на уровне восприятия.
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Для буддийского мышления отдельно не
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Для буддийского мышления отдельно не
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Простого отрицания идеи «я» оказывается
Учение о несуществовании индивидуального простого вечного «я»
Простого отрицания идеи «я» оказывается
Доктрина о мгновенности
Она утверждает, что каждая дхарма существует ничтожно малое мгновение,
Доктрина о мгновенности
Она утверждает, что каждая дхарма существует ничтожно малое мгновение,
Буддийская космология
Традиционный буддийский мир трехслоен, т. е. состоит из трех уровней,
Буддийская космология
Традиционный буддийский мир трехслоен, т. е. состоит из трех уровней,
Мир желаний
Мир желаний — место, где живут (точнее — место, которое
Мир желаний
Мир желаний — место, где живут (точнее — место, которое
Мир форм
Мир форм назван так оттого, что группа чувственного там представлена
Мир форм
Мир форм назван так оттого, что группа чувственного там представлена
Мир не-форм
Мир не-форм представляет собой чистые состояния сознания без соответствующих им
Мир не-форм
Мир не-форм представляет собой чистые состояния сознания без соответствующих им
Сангха
Сангха – монашеская община.
Буддизм по преимуществу монашеское учение. Среди Трех Драгоценностей,
Сангха
Сангха – монашеская община.
Буддизм по преимуществу монашеское учение. Среди Трех Драгоценностей,
В Будде я принимаю прибежище.
В Дхарме я принимаю прибежище.
В сангхе я принимаю прибежище.
Повторяется три раза.
Монашеская община
Единственным неизменным фактором буддийской истории была и остается непрерывная преемственность
Монашеская община
Единственным неизменным фактором буддийской истории была и остается непрерывная преемственность
ХИНАЯНА И МАХАЯНА
Буддийское предание утверждает, что почти сразу же после паринирваны
ХИНАЯНА И МАХАЯНА
Буддийское предание утверждает, что почти сразу же после паринирваны
Хинаяна и махаяна
«Хинаяна», означает «Малая Колесница» (то есть «малый» или «ущербный»
Хинаяна и махаяна
«Хинаяна», означает «Малая Колесница» (то есть «малый» или «ущербный»
Хинаяна и Махаяна появляются в 80 году до Р.Х.
Принципиальным отличием, определившим разделение двух направлений, стало их отношение к спасению мирян, определившее представления об идеальной личности и цели буддийского пути. Другое отличие, вытекающее из первого, — различные представления о природе Будды.
Хинаяна
По учению хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, наделенным
Хинаяна
По учению хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, наделенным
Махаяна
Здесь идеалом всегда был не обретший нирвану архат, а стремящийся к
Махаяна
Здесь идеалом всегда был не обретший нирвану архат, а стремящийся к
Махаяна
В ранней Махаяне бодхисаттва это любой человек, наделенный бодхичиттой, то есть
Махаяна
В ранней Махаяне бодхисаттва это любой человек, наделенный бодхичиттой, то есть
Махаяна
Позднее в текстах, посвященных идеалу бодхисаттвы, это слово начинает наполняться другим
Махаяна
Позднее в текстах, посвященных идеалу бодхисаттвы, это слово начинает наполняться другим
Махаяна
Наиболее красноречивым текстом, где изображено великое сострадание бодхисаттвы, стала написанная в
Махаяна
Наиболее красноречивым текстом, где изображено великое сострадание бодхисаттвы, стала написанная в
Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;
Пусть я буду рабом, кому нужен раб;
Пусть я буду мостом, кому нужен мост.
Иногда тексты выделяют три типа бодхисаттв: Бодхисаттва-царь, который, достигнув пробуждения, заботится обо всех живых существах, как царь о подданных; Бодхисаттва-лодочник, перевозящий живых существ по одному к другому берегу существования; Бодхисаттва-пастух, вначале спасающий всех и лишь потом, вслед за другими, сам вступающий в нирвану. Логически, махаяна выводит идеал бодхисаттвы из доктрины анатмавады (не-души), о которой шла речь выше. Понятие индивидуального освобождения, принятое в тхэраваде, внутренне противоречиво, подчеркивает она, ведь если не может существовать различия между «я» и «не-я», не может существовать и некоей индивидуальности, которая достигает нирваны в то время, покуда продолжают страдать другие. А, следовательно, только спасение всех есть спасение каждого.
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Возникает в начале второй половины первого тысячелетия по Р.Х.
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Возникает в начале второй половины первого тысячелетия по Р.Х.
Одно из значений слова «ваджра» — «алмаз», «адамант». В рамках буддизма оно ассоциируется, с одной стороны, с изначально совершенной природой пробужденного сознания, с другой — подчеркивает мгновенность пробуждения, наступающего внезапно, подобно вспышке молнии.
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Термин «тантра» первоначально обозначал тип текстов, содержащих в себе
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Термин «тантра» первоначально обозначал тип текстов, содержащих в себе
Ваджраяна делает упор на возможность достижения состояния Будды в течение одной жизни.
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Теоретически тантрический буддизм почти не предлагает ничего нового в
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Теоретически тантрический буддизм почти не предлагает ничего нового в
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Тантрические тексты считались сокровенными. Начало практики в системе Ваджраяны
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Тантрические тексты считались сокровенными. Начало практики в системе Ваджраяны
Доктринальные тексты Ваджраяны, то есть тантры, подобно сутрам представляют собой наставления, вложенные авторами в уста самого Будды — Бхагавана, и делятся на четыре класса. Каждому типу тантр соответствовали свои методы: в одном случае это внешние формы практики — различные мистические ритуалы; в другом появляются элементы внутренней, созерцательной практики; в третьем — созерцательная практика начинает преобладать, а четвертый тип тантр — аннурата йога тантры (тантры наивысшей йоги) относятся уже исключительно к психопрактике).
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Значение чтения мантр в практике Ваджраяны столь велико, что
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Значение чтения мантр в практике Ваджраяны столь велико, что
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Также чрезвычайно разработана в Ваджраяне техника визуализации божеств. Адепт
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Также чрезвычайно разработана в Ваджраяне техника визуализации божеств. Адепт
Мандала (круг) — сложная трехмерная модель психокосма того или иного Будды или бодхисаттвы, изображение которого обычно помещается в центре мандалы. Визуализирующий мандалу адепт пытается воспроизвести ее внутри своего сознания. Затем он проецирует созданное изображение, совмещая его с внешней мандалой, изменяя свое сознание таким образом, что оно начинает развертываться как сознание божества мандалы. Существовали также огромные храмовые комплексы, построенные в форме мандалы.
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
В середине VIII века, когда все описанные методы были
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
В середине VIII века, когда все описанные методы были
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Истинному йогину рекомендуется совершать святотатство, прелюбодеяние, воровство, кровосмешение, убийство
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Истинному йогину рекомендуется совершать святотатство, прелюбодеяние, воровство, кровосмешение, убийство
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Тантрический буддизм вызвал к жизни целый пантеон божеств, неизвестных
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Тантрический буддизм вызвал к жизни целый пантеон божеств, неизвестных
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
ритуал чод, весьма популярный у буддистов Монголии, создан в
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
ритуал чод, весьма популярный у буддистов Монголии, создан в
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Важнейшим положением Ваджраяны является тезис о недвойственности тела и
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
Важнейшим положением Ваджраяны является тезис о недвойственности тела и
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
В VIII–XIII вв. тантрический буддизм фактически стал ведущим направлением
Тантрический буддизм (Ваджраяна)
В VIII–XIII вв. тантрический буддизм фактически стал ведущим направлением
На Дальнем Востоке тантра не получила значительного распространения, хотя и повлияла на иконографию китайского буддизма.
Буддизм в Тибете
Тибетский буддизм не являлся отдельной конфессией, его монастырская традиция
Буддизм в Тибете
Тибетский буддизм не являлся отдельной конфессией, его монастырская традиция
Буддизм в Тибете
Буддизм проник в Тибет не раньше VII века. На
Буддизм в Тибете
Буддизм проник в Тибет не раньше VII века. На
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Китайский буддизм являет собой своеобразный продукт синтеза
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Китайский буддизм являет собой своеобразный продукт синтеза
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Несовместимость китайской и индийской культур.
Во-первых, буддийская доктрина
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Несовместимость китайской и индийской культур.
Во-первых, буддийская доктрина
Во-вторых, понимание мира в буддизме, как уже не раз подчеркивалось, сугубо психологично и не может рассматриваться вне связи с развертыванием сознания адепта. Но для традиционной китайской культуры, где человек лишь маленькая частичка в общем мировом потоке, подобная постановка вопроса была в принципе невозможной. И, наконец, добуддийская китайская культура не имела представления о космических циклах.
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Начало проникновения буддизма в Китай из Центральной
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Начало проникновения буддизма в Китай из Центральной
Первыми буддистами в Китае были центральноазиатские купцы.
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
В китайском обществе, построенном на культе предков,
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
В китайском обществе, построенном на культе предков,
К VI веку буддизм окончательно утвердился в Китае. По всей стране существовало множество монастырей, буддизм пользовался покровительством императоров. Оформилось представление о сань цзяо (триаде учений), то есть конфуцианстве, даосизме и буддизме, взаимодополняющих друг друга.
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Сложившиеся в VI–VIII веках школы китайского буддизма
Буддизм Китая и Дальневосточный буддизм
Сложившиеся в VI–VIII веках школы китайского буддизма
1. Школы трактатов (лунь), занимающиеся по преимуществу изучением и комментированием текстов индийского буддизма. Эти школы были малочисленны, лишены существенного влияния и в самом Китае рано прекратили свое существование. Частично они сохранились в Японии.
2. Школы сутр (цзин), базирующиеся на том или ином тексте, приписывающемся традицией Будде и в рамках данной школы считающемся высшим выражением буддийской истины. Эти школы создали специфические системы буддийской философии, базирующиеся на теории Татхагатагарбхи (учении о природе Будды, заключенной в каждом живом существе). После расцвета в VII — первой половине IX века их влияние ослабело, хотя философия школ сутр сохранила свою актуальность в течение всей истории буддизма на Дальнем Востоке.
3. Школы дхьяны (чань), уделявшие внимание преимущественно буддийской психопрактике и медитации. К середине IX века школы этой группы становятся главенствующими для китайского, а с XII–XIII веков и для всего дальневосточного буддизма.
Буддизм и христианство
Отказ от идеи Бога
Буддизм не знает Божественного Откровения,
Буддизм и христианство
Отказ от идеи Бога
Буддизм не знает Божественного Откровения,
В популярных изданиях буддизм часто называют «религией без Бога», но с православной позиции его корректнее было бы назвать «религией вне Бога».
Буддизм и христианство
Человек
если христианство теоцентрично, то буддизм антропоцентричен. Буддизм, учение
Буддизм и христианство
Человек
если христианство теоцентрично, то буддизм антропоцентричен. Буддизм, учение
Поэтому именно сравнение буддийского учения в целом с христианским учением о человеке представляется, пожалуй, единственной возможной в наше время попыткой как-то сопоставить буддизм и христианство.
Буддизм и христианство
Грехопадение
Выстраивая опыт своего адепта, буддизм всегда имеет дело
Буддизм и христианство
Грехопадение
Выстраивая опыт своего адепта, буддизм всегда имеет дело
Буддизм и христианство
Воспринимаемый мир, который описывают буддийские тексты, поражен страданием.
Буддизм и христианство
Воспринимаемый мир, который описывают буддийские тексты, поражен страданием.
Буддизм и христианство
Единственное, к чему может апеллировать предоставленный самому себе падший
Буддизм и христианство
Единственное, к чему может апеллировать предоставленный самому себе падший