Что такое программирование

Содержание

Слайд 2

Контрольные вопросы В каком году прошёл официальный релиз языка Java? Назовите

Контрольные вопросы

В каком году прошёл официальный релиз языка Java?
Назовите создателей языка.
Что

значит «кроссплатформенный» язык?
Какие существуют семейства Java?
Номер текущей версии языка.
Что такое виртуальная машина?
Что такое байтовый код?
Что входит в состав JDK? Что такое SDK?
Что такое JRE? Что такое IDE?
Слайд 3

Что такое программирование? Программирование – это процесс разработки и поддержки программного

Что такое программирование?

Программирование – это процесс разработки и поддержки программного обеспечения.
В

узком смысле программированием называют процесс написания программы на конкретном языке программирования (этап кодирования).
Слайд 4

Этапы разработки ПО Анализ задачи – этап формализации задачи и определения

Этапы разработки ПО

Анализ задачи – этап формализации задачи и определения методов

её решения
Проектирование – этап разработки структуры системы, определения способов взаимодействия компонентов, выбора структур для хранения данных, выбор алгоритма и т.д.
Кодирование – этап написания программного кода компонентов системы
Тестирование – этап исследования и испытания программного продукта
Документирование – этап составления руководств и документации к программному продукту
Сопровождение – этап улучшения, оптимизации ПО после передачи в эксплуатацию
Слайд 5

Что такое программа? Программа — представленная в объективной форме совокупность данных

Что такое программа?

Программа — представленная в объективной форме совокупность данных и

команд, предназначенных для выполнения ЭВМ с целью получения определённого результата.
Данные – это информация, которую обрабатывает программа.
Слайд 6

Что такое алгоритм? Алгоритм – это точный набор инструкций, описывающий порядок

Что такое алгоритм?

Алгоритм – это точный набор инструкций, описывающий порядок действий

исполнителя для достижения цели – решения задачи.
Слайд 7

Свойства алгоритма Понятность – алгоритм должен включать только те инструкции, которые

Свойства алгоритма

Понятность – алгоритм должен включать только те инструкции, которые доступны

и понятны исполнителю
Определённость – в любой момент времени следующий шаг работы однозначно определяется состоянием системы
Конечность – алгоритм должен состоять из конечной последовательности шагов
Результативность – алгоритм должен завершиться с определённым результатом – решением поставленной задачи
Массовость – алгоритм может применяться к некоторому набору входных данных
Эффективность – алгоритм должен минимально расходовать ресурсы
Слайд 8

Способы записи алгоритмов Словесная или вербальная форма Псевдокод Блок-схема – схематическая

Способы записи алгоритмов

Словесная или вербальная форма
Псевдокод
Блок-схема – схематическая запись алгоритма в

виде последовательности блоков и соединительных линий, связывающих их
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC
Слайд 9

Основные типы блоков

Основные типы блоков

Слайд 10

Начало и конец алгоритма Элемент отображает вход в программу и выход

Начало и конец алгоритма

Элемент отображает
вход в программу и
выход из неё
(наиболее

частое применение − начало и конец программы). Внутри фигуры записывается соответствующее действие.
Слайд 11

Блок действия Выполнение одной или нескольких операций, обработка данных любого вида

Блок действия

Выполнение одной или
нескольких операций,
обработка данных любого вида (изменение

значения данных, формы представления, расположения). Внутри фигуры записывают непосредственно сами операции, например, операцию присваивания: a = 10 * b + c;
Слайд 12

Данные (ввод-вывод) Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или

Данные (ввод-вывод)

Преобразование данных в
форму, пригодную для
обработки (ввод) или отображения

результатов обработки (вывод). Данный символ не определяет тип носителя данных (для указания типа носителя данных используются специфические символы).
Слайд 13

Логический блок (блок условия) Отображает решение или функцию переключательного типа с

Логический блок (блок условия)

Отображает решение или
функцию переключательного
типа с одним входом

и двумя
или более альтернативными выходами, из которых только один может быть выбран после вычисления условий, определённых внутри этого элемента.
Слайд 14

Структура алгоритма Линейная – инструкции выполняются последовательно друг за другом Разветвлённая

Структура алгоритма

Линейная – инструкции выполняются последовательно друг за другом
Разветвлённая – алгоритм,

который содержит условие, в результате проверки которого может произойти разделение на несколько ветвей алгоритма
Циклическая – алгоритм, который предусматривает многократное повторение одних и тех же инструкций
Слайд 15

Линейная структура

Линейная структура

Слайд 16

Пример линейного алгоритма

Пример линейного алгоритма

Слайд 17

Разветвлённый алгоритм

Разветвлённый алгоритм

Слайд 18

Ещё пример (деление)

Ещё пример (деление)

Слайд 19

Циклический алгоритм

Циклический алгоритм

Слайд 20

Ещё пример Алгоритм вычисления произведения всех чисел от 1 до 5 включительно.

Ещё пример

Алгоритм вычисления произведения
всех чисел от 1 до 5 включительно.

Слайд 21

Примеры

Примеры

Слайд 22

Задания на алгоритмы Напишите алгоритм перехода дороги пешеходом Напишите алгоритм телефонного

Задания на алгоритмы

Напишите алгоритм перехода дороги пешеходом
Напишите алгоритм телефонного разговора
Напишите алгоритм

получения наличных денег в банкомате по кредитной карте
Напишите алгоритм выбора одежды, перед выходом на улицу, в зависимости от погодных условий
Опишите принцип работы кофе-автомата
Слайд 23

Задания на блок-схемы Найти минимальное из трёх чисел Алгоритм получения отличной

Задания на блок-схемы

Найти минимальное из трёх чисел
Алгоритм получения отличной оценки на

экзамене
Алгоритм лечения простуды
Алгоритм покупки футболки
Алгоритм знакомства с девушкой
Как отличить кошку от собаки
Любая популярная пословица или поговорка
Слайд 24

Язык низкого уровня

Язык низкого уровня

Слайд 25

Уровни языков

Уровни языков

Слайд 26

Сравнение уровней

Сравнение уровней

Слайд 27

Трансляция программ Для выполнения программы на компьютере её необходимо транслировать –

Трансляция программ

Для выполнения программы на компьютере её необходимо транслировать – перевести

в машинный (байтовый) код.
Существует 2 метода – трансляции:
• Компиляция
• Интерпретация
Слайд 28

Компиляция Исходный код программы переводится с определённого языка программирования на машинный

Компиляция

Исходный код программы переводится с определённого языка программирования на машинный код

специальной программой – компилятором
Машинный код может многократно выполняться процессором
Машинный код является непереносимым между разными аппаратными и программными платформами
Слайд 29

Интерпретация Программа, команда за командой, переводится в машинный код, и каждая

Интерпретация

Программа, команда за командой, переводится в машинный код, и каждая инструкция

сразу же выполняется специальной программой – интерпретатором
На компьютере, который запускает такую программу, обязательно должен быть установлен интерпретатор
Это позволяет добиться переносимости между платформами
Слайд 30

Создание проекта в NetBeans https://netbeans.org/kb/docs/java/quickstart_ru.html Запуск проекта – F6.

Создание проекта в NetBeans

https://netbeans.org/kb/docs/java/quickstart_ru.html
Запуск проекта – F6.

Слайд 31

Понятие «пакет» Java package (пакет Java) — механизм, позволяющий организовать код

Понятие «пакет»

Java package (пакет Java) — механизм, позволяющий организовать код в т.н. пространства имён.

Это позволяет избежать конфликта имён (т.е. их совпадения) при командной разработке проекта. Особое значение пакеты имеют при публикации приложений в Google Play – у каждого приложения свой уникальный пакет.
Слайд 32

Понятие «класс» Java позволяет создавать классы, которые описывают объекты из реального

Понятие «класс»

Java позволяет создавать классы, которые описывают объекты из реального мира.

Например, можно создать класс Car (автомобиль) или Animal (животное) и задать им различные свойства. Для класса Car логично создать такие свойства как двери, колёса, лобовое стекло и тд. Имея класс Car, можно создать новые классы Легковушки, Грузовики, Автобусы, которые будут иметь все свойства класса Car, а также свои собственные свойства. Так, например, класс Program (ну или JavaApplication1) отвечает за работу нашего приложения.
Слайд 33

Понятие «main» main – название основного метода приложения, т.н. точка входа

Понятие «main»

main – название основного метода приложения, т.н. точка входа –

отсюда программа стартует, и все команды будут выполняться построчно одна за другой, сверху вниз. Пока что договоримся все команды писать между фигурными скобками этого метода. Придёт время, и мы научимся делать дополнительные методы, кроме мэйна.
Слайд 34

Вывод данных на экран System.out.println(“Hello world!”); Существуют символы, которые имеют специальное

Вывод данных на экран
System.out.println(“Hello world!”);
Существуют символы, которые имеют специальное назначение. Они

могут быть представлены с помощью т.н. Escape-последовательностей (управляющих последовательностей).
Слайд 35

Escape-последовательность Escape-последовательность – это специальная совокупность символов, которая начинается с символа

Escape-последовательность

Escape-последовательность – это специальная совокупность символов, которая начинается с символа обратного

слэша ( \ ) и заменяется транслятором на определенный символ, который имеет специальное значение, либо его нельзя использовать в данном контексте, либо он отсутствует на клавиатуре.
Слайд 36

Основные последовательности \n – переход на новую строку \t – табуляция

Основные последовательности

\n – переход на новую строку
\t – табуляция (выравнивание)
\\ -

просто слэш
\” – кавычка в тексте
\0 – завершение строки
\r – перевод каретки
\a – звуковой сигнал