Содержание
- 2. Содержание Кашарни - Крещение (23 декабря – 1 января) Cаварни Калам (проводы старого года) Манкун –
- 3. Кашарни - Крещение (23 декабря – 1 января) Кашарни, местами кёрещенкке,— праздник новогоднего цикла. Праздновался чувашской
- 4. В полночь, когда деревня уже засыпала, несколько человек уходили в поле. Здесь, на перекрестке дорог, укрывшись
- 5. Cаварни Cаварни — веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Само слово «саварни»
- 6. Калам– проводы старого года Калам — один из традиционных праздников весеннего обрядового цикла, посвященный ежегодному поминовению
- 7. Первый день праздника назывался кёрён калам (малый калам). В этот день рано утром в каждом доме
- 8. Манкун – "Великий день" Манкун — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название манкун
- 9. В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне
- 10. Хeрлecыр (половодье) Существовал в древности еще один любопытный праздник, связанный с природным циклом – Красная горка,
- 11. Курак (время появления первой травы) В начале апреля существовал обряд сбора первых съедобных трав, из которых
- 12. Акатуй Акатуй - начало земледельческий цикл празднеств чувашей (день проведения первой ритуальной борозды), акатуй – «свадьба
- 13. Уяв/синҫе Cинcе является смысловым аналогом уяв, как время бездействия. Cинҫе (тонкий, изнеженный – чув. (время отдыха))
- 14. Начинается уяв с обряда жертвоприношения на ичук. Ичук – это не обряд и не божество, это
- 15. В старину «во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по преданию, объезжал свои владения, встречался
- 16. Симёк Симёк — летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Соответствует христианской Троице, именуемой
- 17. Чувашский симёк начинался спустя семь недель после пасхи, с четверга перед троицей, завершался в четверг троицыной
- 18. Мaнчyк Мaнчyк или пысaкчyк (чукcуртри) справляют через 2 недели после cимeк в период созревания хлебов. Мaнчyк
- 19. Илен Илен - наслаждение. Обрядовое жертвоприношение, которым отмечают конец летнего периода и начало зимнего. В августе
- 20. Чyклеме Праздник-освящение нового урожая - Чyклеме проводился в день осеннего солнцестояния как завершение годового цикл хозяйственной
- 21. Улах (посиделки) Осенью и зимою, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время на посиделках – «Улах».
- 22. Кeпе (выпадение первого снега) День Сета – разрушающего начала. Самый короткий день в году. Этот день
- 23. 25 декабря – Нартукан Один из праздников новогоднего цикла - нартукан (нартaван) - распространен среди закамских
- 24. Во время нартукана детвора с утра каталась с гор на санках. При этом пелись особые куплеты
- 25. Начиналось шествие по заранее намеченным домам. В каждой избе с разными вариациями разыгрывалась следующая смешная сценка.
- 27. Скачать презентацию
Содержание
Кашарни - Крещение
(23 декабря – 1 января)
Cаварни
Калам (проводы старого года)
Манкун –
Содержание
Кашарни - Крещение
(23 декабря – 1 января)
Cаварни
Калам (проводы старого года)
Манкун –
Хeрлecыр (половодье)
Курак (время появления первой травы)
Акатуй
Уяв
Симёк
Манчук
Илем
Чуклеме
Кепе
Сетне кун (19-20 декабря)
Нартукан (25 декабря)
Кашарни - Крещение
(23 декабря – 1 января)
Кашарни, местами кёрещенкке,— праздник новогоднего
Кашарни - Крещение
(23 декабря – 1 января)
Кашарни, местами кёрещенкке,— праздник новогоднего
Слово кашарни, видимо, только внешне несколько походит на русское крещенье (к нему восходит вариант кёрещенкке). В буквальном смысле кашарни—«зимняя неделя» (ср. тат. кыш «зима»).
Для проведения кашарни молодые люди нанимали какой-нибудь дом и варили в нем так называемое девичье пиво (хёр сари).Для этого со всей деревни собирали складчину: солод, хмель, муку и все необходимое для угощения односельчан, а также гостей, приглашаемых по этому случаю из соседних деревень.
За день до крещения молодые девушки собирались в этом доме, варили пиво и стряпали пироги. Вечером в дом собиралась вся деревня от мала до велика. Девушки сначала угощали пивом стариков и родителей. Благословив молодых на счастливую жизнь в наступившем новом году, старики вскоре расходились по домам. Молодежь проводила этот вечер в увеселениях. Всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании кашарни занимали всевозможные гадания о судьбе.
В полночь, когда деревня уже засыпала, несколько человек уходили в поле.
В полночь, когда деревня уже засыпала, несколько человек уходили в поле.
Во время празднования кашарни по дворам ходили ряженые. Они разыгрывали всевозможные сценки из деревенской жизни. Ряженые непременно навещали дом, где молодежь праздновала кашарни. Здесь они показывали различные комические сценки. Однако первоначально роль ряженых сводилась к изгнанию из села злых духов и враждебных человеку сил старого года. Поэтому в период от рождества до крещения вечерами ряженые ходили с кнутами и имитировали битье всех чужих. На другое утро наступало так называемое водокрещение (тура шыва анна кун). В этот день отмечается Крещение Господне — один из так называемых двунадесятых праздников русской православной церкви. Установлен этот праздник в память об описанном в Евангелии крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Cаварни
Cаварни — веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской
Cаварни
Cаварни — веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской
Во время саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках.
Праздник открывали дети. Каждый стремился как можно раньше выйти на горку, где традиционно проводились масленичные торжества. Того, кто первым прокладывал санный путь, в деревне называли «открывающим путь вешним водам» (шыв суле усакан), он пользовался всеобщим уважением, Ему, как самому проворному из всех ребят, доверяли начинать весенний сев.
Катание с гор носило иносказательное название «серси ури хусни» (букв. «ломание воробьиных ног»). Каждый из ребят при первом спуске с горы сыпал конопляные семена и приговаривал: «Пусть в этом году лен и конопля будут долгими!»
Калам– проводы старого года
Калам — один из традиционных праздников весеннего обрядового
Калам– проводы старого года
Калам — один из традиционных праздников весеннего обрядового
С глубокой древности многие народы, в том числе и наши предки, наступление нового года отмечали весной. Своими истоками весеннне праздники восходят к новогодним торжествам. Только позднее, в связи с неоднократными изменениями календарной системы, первоначальный весенний новогодний обрядовый цикл распался, и ряд ритуалов этого цикла был перенесен на масленицу (саварни) и праздники зимнего цикла (кашарни, сурхури). Поэтому многие ритуалы этих праздников совпадают или имеют однозначный смысл.
Чувашский языческий калам начинался в среду и продолжался целую неделю до манкуна. Накануне калама топили баню якобы для усопших предков. Специальный посыльный верхом ездил на кладбище и приглашал всех умерших родственников помыться и попариться. В бане духов усопших родственников парили веником, после себя оставляли для них воду и мыло.
Первый день праздника назывался кёрён калам (малый калам). В этот день
Первый день праздника назывался кёрён калам (малый калам). В этот день
Подъезжая к каждому дому, посыльный трижды стучал кнутовищем в ворота, вызывал хозяев на улицу и стихами приглашал на вечер «посидеть под свечами».
Родители в это время резали какую-нибудь живность. В середине двора обычно находилось специально огороженное место манкеле (главное мольбище).
Манкун – "Великий день"
Манкун — праздник встречи весеннего нового года по
Манкун – "Великий день"
Манкун — праздник встречи весеннего нового года по
По древнечувашскому календарю манкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали манкун в среду и праздновали целую неделю.
В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца
В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца
С восходом солнца люди поднимались на вершины священных гор и возносили молитвы о благополучии и урожае.
Хeрлecыр (половодье)
Существовал в древности еще один любопытный праздник, связанный с природным
Хeрлecыр (половодье)
Существовал в древности еще один любопытный праздник, связанный с природным
Еще одним изотерическим смыслом чувашского понятия выражения хeрлecыр является красная черта. Черта переход от мира абсолюта в мир материальный, черта материализации духовной энергии.
Курак (время появления первой травы)
В начале апреля существовал обряд сбора первых
Курак (время появления первой травы)
В начале апреля существовал обряд сбора первых
В старину это происходило следующим образом. Ранним утром девушки и юноши шли в поля и лес первыми весенними травами и цветами. Восход солнца принято было встречать уже на месте сбора цветов. Затем юноши начинали состязания в силе и ловкости. Девушки состязались в танцах и пении. Затем, расстелив на траве скатерти, обедали принесенными из дома кушаньями. Вечером с музыкой, пением травами с букетами цветов возвращались домой.
Акатуй
Акатуй - начало земледельческий цикл празднеств чувашей (день проведения первой ритуальной
Акатуй
Акатуй - начало земледельческий цикл празднеств чувашей (день проведения первой ритуальной
Один из древнейших земледельческих праздников. К выходу на акатуй готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую праздничную одежду. Светлые одежды являлись признаком сакральной чистоты. В древности женщины сопровождали торжественную процессию и угощали всех хлебом и пивом. Проводившего борозду люди осыпали комьями земли. Во время «свадьбы поля» украшали рога быка проводившего вспашку хлебом, красными лоскутками, и красным жгутом от рога к шее.
Уяв/синҫе
Cинcе является смысловым аналогом уяв, как время бездействия. Cинҫе (тонкий, изнеженный
Уяв/синҫе
Cинcе является смысловым аналогом уяв, как время бездействия. Cинҫе (тонкий, изнеженный
В cинҫе люди ходили только в светлых праздничных одеждах, и по возможности бездействовали, так как боялись навредить молодым росткам, вылупляющимся птенцам и детенышам животного мира. Если и проводились какие-либо гуляния, то характер танца был как можно мягче, не допускались крики и топот.
Таким образом, уяв несет в себе смысл, равнозначный cинҫе, времени бездействия, но в то же время его смысл гораздо шире – это время празднования и свадеб.
Начинается уяв с обряда жертвоприношения на ичук. Ичук – это не
Начинается уяв с обряда жертвоприношения на ичук. Ичук – это не
Перед проведением обряда на ичук, спустившись к реке, моют лицо (обряд очищения). Затем проходит обряд калам хывса (жертвоприношение) с возлиянием жертвенного пива. После проведения обряда возвращаются домой не оглядываясь.
В старину «во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по
В старину «во время весеннего праздника Уяв чувашский царь (патша), по
В последние годы из-за утери понимания значения Уяв его стали смешивать с праздником первой борозды – акатуем.
Симёк
Симёк — летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ.
Симёк
Симёк — летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ.
Празднование симёк среди чувашей распространилось сравнительно недавно, видимо, не ранее середины ХVIII века. Тем не менее, многие обряды и ритуалы этого праздника восходят к седой старине. Объясняется это тем, что на симёк перенесены многие обрядово-ритуальные действия, первоначально причастные к калам и, отчасти, к юпа. В обрядово-ритуальной стороне праздника симёк можно выделить три основных линии: восходящие к восточнославянскому язычеству, русскому христианству (в его народном проявлении) и чувашскому язычеству.
Несмотря на позднее, в целом христианское происхождение, симёк широко распространился в быту не только крещеных чувашей, но и язычников. В некоторых местах некрещеные чуваши называют этот день виле тухна кун, т. е. «день выхода усопших (из могил)». Возможно, это и есть старое чувашское название праздника, соответствующее русскому семику.
Чувашский симёк начинался спустя семь недель после пасхи, с четверга перед
Чувашский симёк начинался спустя семь недель после пасхи, с четверга перед
Накануне асла симёк женщины и дети ходили в лес, урочища и овраги, собирали там лечебные травы и коренья. Обычно приговаривали: «На семик надо собрать семьдесят и семь видов разных трав с опушки семи лесов, с вершин семи оврагов». Из леса возвращались с вениками и ветвями различных деревьев. Эти ветки втыкали к окнам, воротам и дверям строений. Чаще всего втыкали рябиновые ветки, считая, что они предохраняют от злых духов.
Мaнчyк
Мaнчyк или пысaкчyк (чукcуртри) справляют через 2 недели после cимeк в
Мaнчyк
Мaнчyк или пысaкчyк (чукcуртри) справляют через 2 недели после cимeк в
Перед обрядом три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда очищения сeрен в деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистое и чужое, издавая шум криками и колотушками. В это время «устраивались собрания служителей культа, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных молений.
Илен
Илен - наслаждение. Обрядовое жертвоприношение, которым отмечают конец летнего периода и
Илен
Илен - наслаждение. Обрядовое жертвоприношение, которым отмечают конец летнего периода и
В августе – сентябре пчеловоды после снятия меда устраивали так называемые пирушки с молениями в знак благодарности богу.
Чyклеме
Праздник-освящение нового урожая - Чyклеме проводился в день осеннего солнцестояния как
Чyклеме
Праздник-освящение нового урожая - Чyклеме проводился в день осеннего солнцестояния как
Пригласив родственников, проводят короткое моление и угощают их пивом. Особенно строго следят при подношении «любовного» ковша савaш курки. Его нужно допивать до дна, не разговаривая и не останавливаясь. В противном случае гостю грозит штраф в виде еще трех ковшей пива. Вторым ковшом подносят «бороновальный» - сyре курки.
Улах (посиделки)
Осенью и зимою, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время
Улах (посиделки)
Осенью и зимою, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время
Девушки приходят с рукоделием: вышивкой, вязанием. Потом приходят парни с гармошкой. Они садятся между девушками смотрят на их работу, оценивают. Угощают девушек орехами, пряниками. Один из парней обязательно должен быть гармонистом. Молодежь на посиделках веселится. Поют песни, шутят, пляшут, играют. За тем парни уходят на посиделки, на другие улицы. На каждой улице собирается свой Улах. Так парни за ночь успевают посетить несколько посиделок.
В старину на Улах приходили смотреть и родители. Гостей угощали пивом, а они в ответ клали в ковш деньги, которые обычно отдавали гармонисту. Приходили на посиделки и ребятишки, но они долго не задерживались, насмотревшись на веселье, отправлялись по домам.
Парни на этих посиделках присматривали себе невест.
Кeпе (выпадение первого снега)
День Сета – разрушающего начала. Самый короткий день
Кeпе (выпадение первого снега)
День Сета – разрушающего начала. Самый короткий день
Сетне кун (19-20 декабря)
Очевидно, что празднование Кeпе приурочивалось к выпадению первого снега. Считалось, что с этого времени начинаются зимние холода. В этот день вся родня собиралась у кого-либо из родственников, проводили обряды, связанные с подготовкой к зиме.
25 декабря – Нартукан
Один из праздников новогоднего цикла - нартукан (нартaван)
25 декабря – Нартукан
Один из праздников новогоднего цикла - нартукан (нартaван)
Для проведения праздника выбирался возведенный в истекшем году новый дом. Чтобы хозяин не отказал, во время строительства дома молодежь устраивала коллективную помощь (ниме) — бесплатно работала на вывозе строительных материалов и возведении дома. Этот дом назывался нартуканпyрчe — дом, где проводился нартукан.
Во время нартукана детвора с утра каталась с гор на санках.
Во время нартукана детвора с утра каталась с гор на санках.
Начиналось шествие по заранее намеченным домам. В каждой избе с разными
Начиналось шествие по заранее намеченным домам. В каждой избе с разными