Цивилизация Древнего Междуречья и древнего Египта

Содержание

Слайд 2

План лекции: Ранние цивилизации Древнего Востока: общая характеристика. История и культура

План лекции:

Ранние цивилизации Древнего
Востока: общая характеристика.
История и культура цивилизации Месопотамии.
Характерные

черты цивилизации Древнего Египта.
Слайд 3

Цивилизация - это Cистема эволюционно- динамического типа, действующая в определённой культурно-

Цивилизация - это

Cистема эволюционно-
динамического типа,
действующая в
определённой культурно-
географической зоне и
обладающая неповторимым


своеобразием и культурно-
исторической судьбой.

«Цивилизации…это
реальности
большой, неисчерпаемой
длительности,…без конца
приспосабливающиеся
к своей судьбе»
Ф. Бродель

Слайд 4

Локальные цивилизации Локальные цивилизации имеют отличный от общемирового ритм. Некоторыеиз них

Локальные цивилизации

Локальные цивилизации
имеют отличный от
общемирового ритм.
Некоторыеиз них погибают.

Смежные локальные
Цивилизации
синхронизируются

в своей
динамике. Можно выделить
группы синхронных
цивилизаций

Группы локальных синхронных цивилизаций

Слайд 5

Страны, соответствующие группам синхронных цивилизаций

Страны, соответствующие группам синхронных цивилизаций

Слайд 6

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного и формирование

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного
и формирование

раннеклассового общества
Одна из коренных
перемен в
обществе-
возникновение
частной
собственности

Сформировались
классы

Возникновение
денежного
обращения
С развитием
плужного
земледелия,
специализи-
рованного
скотоводства,
в условиях
участившихся
войн главой
семьи
становится
мужчина

Постепенно происходят

Возникает
патриархальная
семья, в
которой
принижено
положение
женщины

Изменение
в семье
Отмена уравнительного
распределения в общине;
частное присвоение
средств
и результатов
производства

Имущественная
дифференциация
в общине

Жрецы, правители
воины –
эксплуататоры

Мелкие
собственники –
платили
подати
и налоги
Рабы –
военнопленные
или члены
общины,
попавшие
в долговое
рабство

Развитие
регулярного
товарообмена
требовало
создания
эквивалента
ценности
товаров
Мерой стоимости
становятся
металлические
деньги-
золото, серебро,
медь.
Складывается
рынок и
международная
торговля

Слайд 7

Формирование институтов государства и права Сформировался специализированный аппарат государства, выполняющий функции

Формирование институтов государства и права

Сформировался специализированный
аппарат государства, выполняющий функции

Выделились группы


людей,
профессионально
выполняющих
функции государства
и поддержания
норм права:
правители,
военачальники,
судьи,
полицейские и др.
Слайд 8

Произошла так называемая «городская революция» - возникновение и рост числа городов,

Произошла так
называемая
«городская революция» -
возникновение и рост
числа городов, так

как в
центрах локальных
цивилизаций
наблюдались:

Духовная сфера общества

Слайд 9

Слайд 10

Периодизация истории Древнего Междуречья

Периодизация истории Древнего Междуречья

Слайд 11

Периодизация истории Древнего Междуречья

Периодизация истории Древнего Междуречья

Слайд 12

Территория плодородного полумесяца- ареал расселения древних шумеров и аккадцев

Территория плодородного полумесяца-
ареал расселения древних
шумеров и аккадцев

Слайд 13

Шумер – древнее название южной Месопотамии, границы которой тогда лежали примерно

Шумер – древнее название южной
Месопотамии, границы которой тогда
лежали примерно на

100 км севернее,
чем теперь. В отличие от своих
соседей на юго-западе -семитов,
народ, населявший эту страну,
принадлежал
к кавказскому типу, как и его
северные соседи – эламиты, жившие
На другом берегу р.Тигр. Население цивилизованного Шумера
представляло собой смесь
различных рас, куда входили
жители, жившие
здесь раньше и и пришедшие сюда
позже.

Шумерская
цивилизация

Слайд 14

Гильгамеш – царь Урука, живший около 2700 г. до н.э. Со

Гильгамеш – царь Урука, живший около 2700 г. до н.э.
Со временем

он превратился в тирана и
подданные обратились к богам с просьбой обуздать его.
Эпос о Гильгамеше – древнейшая в мире повесть. Она появилась во
времена Шумерского царства и, как установили, была
написана вскоре после 2000 г. до н.э.
Гильгамеш - реальный персонаж –стал
первым действующим лицом и героем мировой
литературы. В эпосе доминирует мрачное настроение.
Гильгамеш совершает великие подвиги, стремясь противостоять
жестоким законам богов, против которых люди бессильны,
но к конце концов боги побеждают и Гильгамеш умирает.
Герои, мудрецы – у всех за взлётом следует падение.
Люди спросят:
«Кто из царей обладал столь полной властью и
могуществом, как он?» Без него нет света, мрак, как
в тёмный месяц года. О, Гильгамеш, таков был
смысл твоей мечты. Тебе вручено царство;
такова была твоя судьба;
Тебе не суждена вечная жизнь.

Глиняная табличка
с текстом эпоса.

Слайд 15

Раннединастический период – 2750-2315 гг. до н.э. Крупные города-государства- Ур, Урук,

Раннединастический период – 2750-2315 гг. до н.э. Крупные города-государства- Ур, Урук,

Лагаш, Киш, Ниппур и др. и войны между ними. В северной Месопотамии торговые города Мари и Ашшур.

Ур – Намму
(2112-2094 гг. до н.э.)
Царь из III династии Ура

Штандарт г. Ура

Ур-Намму перед Богом Богов получает законы для Шумера

Раскопки в Эбла (Сирия) обнаружили храмы,
дворцы и стены 2600-1600 гг. до н.э.
и дворцовые архивы. Тысячи глиняных
табличек сохранились благодаря тому,
что были обожжены огнём пожара.

г.Мари (ныне Тель Харири, Сирия) был построен
у р.Евфрат почти 5 тыс. лет тому назад. Город
обезлюдел после того, как в XVIII в. до н.э. его
разграбил Хаммурапи.

Слайд 16

Строительство дворца Основание Ура. Медь. 2130 г. до н. э., Вторая


Строительство дворца

Основание Ура. Медь. 2130 г. до н. э., Вторая династия

Лагаша,
Шумерский Период.

Статуэтка сидящего Гудея, правителя Лагаша.Телло. 2125-2110 гг.до н. э., Шумер.

Эби II, правитель г. Мари
(среднее течение Евфрата). Алебастр. Храм Иштар. Около XXIV в. до н. э., Шумер.

Шумер

Слайд 17

Ни в дном другом обществе люди не ощущали себя до такой

Ни в дном другом обществе
люди не ощущали себя
до такой степени зависимыми
от

воли богов. В Нижней
Месопотамии, где не было гор,
а лишь плоские заболоченные
равнины, где над головой
палящее солнце, неистовые ветры,
неодолимая сила наводнений,
губительные засухи – такой ландшафт
заставлял людей помещать
богов на «высоких местах», которые
одни лишь господствовали над
равниной – в кирпичных башнях и
зиккуратах.
Первые зиккураты были сооружены царем
Ур Намму в III тыс. до н.э.
На вершине ступенчатых сооружений
возвышался храм, где жрецы совершали
жертвоприношения, чтобы боги послали хороший
урожай. В Междуречье религии отводилась
значительная роль, а на жертвоприношения и
содержание
храмов расходовалась огромная часть
коллективных средств.

Зиккураты
Развалины зиккурата в честь
богини плодородия Инанны в г. Уре.
Высота его верхней части была
свыше 30 м, а основание – 30 на 45 м.

Зиккурат Ура, реконструкция

Зиккурат Дир-Куригалзу
был построен для
царя касситов в XIV в.
до н.э.
Первые исследователи
приняли его за
развалины Вавилонской
башни.

Слайд 18

Между 2400 и 22350 гг. до н.э. города Шумера были захвачены

Между 2400 и 22350 гг. до н.э. города Шумера были
захвачены

Саргоном I, царём семитского города
Аккада. О нем известно как об одном из создателей
единой империи, объединившего Шумер и Аккад,
посылавшего свои войска даже в Египет и Эфиопию.
Народ, которым он управлял, был одним из
тех народов, что в течение тысячелетий оказывали
давление извне на цивилизацию Междуречья.
Аккадцы навязали Шумеру своё господство силой, но
вместе с тем заимствовали лучшее из шумерской
культуры. После них остался новый стиль
шумерского искусства, где преобладала тема
торжества царской власти. Возникновение Аккадской
империи не означало конца Шумера – это был второй
главный этап его истории. Во времена Саргона возникло
настоящее государство, основанное на разделении
светской и религиозной властей
Слайд 19

Базальтовый столб, на котором высечены законы Хаммурапи. XVIII в. до н.


Базальтовый столб,
на котором высечены
законы Хаммурапи. XVIII в. до н. э.;


Вавилон. (Каменный монолит с
текстом законов
хранится сейчас
в Лувре).

Самая древняя система законов была создана царём Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) Кодекс законов был высечен в камне и выставлен во дворах храмов в поучение народу. Он содержал 282 статьи – о заработной плате, оплате медицинских услуг, разводе, правилах торговли, земельных вопросах и т.п. Это было в сущности не законодательство (Хаммурапи сам этих законов не составлял), а декларация уже ранее существовавших законов, норм и правил. Этот свод
«обычного права» ещё долго являлся одной из главных констант в Месопотамии. Сверху на монолите, где выбиты законы, изображен сам царь, стоящий в почтительной позе перед богом правосудия Шамашем, который приказывает Хаммурапи выполнить его волю.

Законы Хаммурапи – первые письменные законы

«Пусть обиженный, у которого
есть на то причина, Придет сюда, к моей
Статуе. И внимательно прочтёт Надпись на стеле.»

Слайд 20

Упадок Старовавилонского царства К концу 1700 г. до н.э. на всех

Упадок Старовавилонского царства


К концу 1700 г. до н.э. на

всех
землях, простиравшихся от Сирии
до Черного моря, господствовали
Хетты. Они захватили и разграбили
Вавилон. Пришёл конец династии
Хаммурапи и его успехам.
Затем хетты ушли и в течение
четырёх загадочных столетий,
о которых мы знаем очень мало,
в Месопотамии правили и
спорили из-за неё другие народы.
Единственное, что известно об
этой эпохе, то, что в это время
произошло окончательное
разделение Ассирии и
Вавилонии, что сыграло важную роль в
последующее тысячелетие.

Хеттская колесница

Слайд 21

В древние времена цивилизация строилась на жестокой эксплуатации человека человеком. И

В древние времена цивилизация строилась на жестокой эксплуатации человека человеком. И

если бы это не звучало жестоко, то можно лишь сказать, что иного пути для движения вперёд не существовало. По прошествии времени вавилонская цивилизация превратилась
в легенду о великолепной жизни. В имени «Вавилон» запечатлелся яркий образ городской жизни- образ суетного, порочного города
наслаждений и пресыщенности. Это свидетельство масштабов и богатства этой цивилизации. Великолепные дворцы в Маре, стены, храмы и ворота Вавилона, висячие сады Семирамиды – одно из прекраснейших чудес света – примеры могущества и
великолепия вавилонской цивилизации.
Семирамида (Горная голубка) - в греческой мифологии
дочь сирийской богини Деркето, вскормленная голубями,
ставшая женой ассирийского царя Нина и велевшая соорудить
в Вавилоне висячие сады.
Прообразом Семирамиды послужила распутная
и воинственная ассирийская царица Шаммурат, правившая в конце
IX в. до н.э., однако висячие сады были сооружены
Навуходоносором II в VI в.до н.э
Слайд 22

Вавилон- «врата Бога» - Архитектурные сооружения и элементы облицовочного декора в Вавилоне периода Нововавилонского царства

Вавилон-
«врата Бога» -
Архитектурные сооружения
и элементы облицовочного
декора в Вавилоне

периода
Нововавилонского
царства
Слайд 23

Слайд 24

Крылатый ассирийский бык. Гипсовый алебастр. Хорсабад, дворец Саргона II в Ассирии.


Крылатый
ассирийский бык. Гипсовый алебастр. Хорсабад,
дворец Саргона II
в Ассирии. 721-705 гг. до

н. э.,
правление Саргона II,
Ассирия.

Завоевательные войны государства
Древней Месопотамии вели на всём
протяжении её истории.
Самые значительные завоевания
Ассирийского царства имели место при
Тиглатпаласаре III (744-727 гг. до н. э.) и
Саргоне II (721-705 гг. до н.э.).
Выдвинувшись за пределы своей
территории в верховья Тигра, ассирийцы
контролировали пространство
Благодатного полумесяца. Кульминация их
экспансии – завоевание Египта при
Ашшурбанипале (671г. до н.э.)

Ассирийская держава

Слайд 25

Письменность (клинопись) Табличка с доклинописным текстом. Глина. Южная Месопотамия. Конец IV

Письменность (клинопись)

Табличка с доклинописным текстом. Глина. Южная Месопотамия. Конец IV - III тыс., Урук.

Табличка

с описанием 8-ой военной кампании Саргона II. Обожжённая глина. Ашшур. 714 г. до . н. э., Ассирия.
Слайд 26

Ассирия Голова смеющегося льва. IX-VIII вв. до н. э., Ассирийский стиль,

Ассирия

Голова смеющегося льва. IX-VIII вв. до н. э., Ассирийский стиль, Ассирия.

Ваза в

форме льва. XX-XVIII вв. до н. э., Ассирия.
Слайд 27

Пантеон богов Шумерский пантеон Ан (Ану - акк.) - Бог неба,

Пантеон богов

Шумерский пантеон
Ан (Ану - акк.) - Бог неба, отец Энлиля,

бог Урука.
Энлиль (Бел - акк.) - Бог земли и воздуха, изобретатель мотыги и плуга, покровитель города Ниппур, сын Ану, "царь богов и людей".
Энки (Эйа - акк.) - Бог подземных пресных вод и мирового океана, бог мудрости и хранитель человеческих судеб, главный бог города Эреду.
Нанна(р) (Син - акк.) - Бог луны, сын Энлиля, почитался в Уре.
Уту (Шамаш - акк.) - Бог солнца и сын Нанны.
Инанна (Иштар - акк.) - Богиня любви и плодородия, дочь Нанны, богиня Урука.
Нингирсу (Нинурта - акк.) - Бог войны, почитался в Лагаше.
Эрешкигаль - Богиня подземного мира мёртвых.
Думузи (Таммуз - акк.) - Бог вечно живой природы.
Нергал - Бог болезней, войны и смерти.
Слайд 28

Пантеон богов Вавилонский пантеон: Бел-Мардук - Бог земли и воздуха. Набу

Пантеон богов

Вавилонский пантеон:
Бел-Мардук - Бог земли и воздуха.
Набу - Бог мудрости.
Шамаш

- Бог солнца, правосудия и предсказания
Син - Бог луны.
Иштар - Богиня любви.
Нергал - Бог войны и подземного мира.
Нинурта - Бог счастливой войны.

Иштар

Иштар

Богиня плодородия

Вавилонский бог,
золото.
III в. до н.э.

Богиня любви и
плодородия

Слайд 29

Месопотамия являлась не единственной великой речной цивилизацией. Древний Египет также Представляет

Месопотамия являлась не
единственной великой речной
цивилизацией. Древний Египет также
Представляет собой величайшее


Воплощение далёкого прошлого.
Влияние Месопотамии
на Египет прослеживается
в сюжетах древнеегипетского
искусства, в схожей технике
возведения гробниц из
сырцового кирпича, в технике
письма – иероглифов, восходящих
к шумерской письменности.
Но когда и как произошел первый
контакт египтян и жителей Шумера
вряд ли возможно установить.
Но это влияние преломлялось
через своеобразные условия Египта,
которые были его отличительной
чертой и выделяли среди
других центров цивилизации.
Слайд 30

Египет – дар Нила. Эта привязанность к нильской долине с её

Египет – дар Нила. Эта привязанность к нильской долине с
её

строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах
страны и народа, в особенности, в связи с замкнутостью Египта.
Рекой жизни называли египтяне Нил, имеющий протяженность
5000 км. Разливы реки обеспечивали, эффективная система
искусственного орошения позволяла получать высокие урожаи.
Жители называли плодородную часть своей земли
«черная земля», а другую, пустынную «красная земля».
В Древнем Египте не было мостов через отдельные
участки реки; связующим звеном между поселениями по обоим
Берегам реки были снующие туда и сюда лодки.
Большие парусные суда и шлюпки с гребцами плавали
с севера на юг, соединяя Верхний и Нижний Египет.
Из-за постоянного ветра с севера по Нилу плавали только
в южном направлении.
Слайд 31

В верху карты указаны пахотные земли в Древнем Египте. Земля, пригодная

В верху карты указаны пахотные
земли в Древнем Египте. Земля,
пригодная для

ведения сельского
хозяйства ограничивалась
пространством,
орошаемым Нилом – узкой полосой
в Верхнем Египте и широким
треугольником дельты реки
в Нижнем Египте. В летние
месяцы Нил, вздувшийся из-за
дождей, выпавших на юге страны,
нёс свои воды на север, затопляя
окрестности. После спада воды на
поверхности земли оставался
густой слой
плодородного ила. Благодаря ему
можно было собирать три
урожая в год.

Пахотные земли в Древнем Египте

Слайд 32

Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля».


Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная

земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.

ГЕОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Слайд 33

Слайд 34

Занятия Большая часть населения Древнего Египта было сельским и в течение

Занятия

Большая часть населения Древнего Египта было сельским и в течение продолжительного

времени
страна, в отличие от Месопотамии, не была городской, кроме нескольких административных
центров, таких как Фивы и Мемфис. Труд бедняков был изнурителен, но сельское
хозяйство было настолько прибыльным, что могло содержать сложное и неоднородное общество
с развитым ремесленным производством. Имевшие образование поступали на государственную
службу. Существовало рабство, но оно не являлось таким фундаментальным
институтом, как в других странах древнего Ближнего Востока.

Женщина, убирающая лён

Слайд 35

Мемфис— столица Древнего Египта в эпоху Древнего царства. Первоначально город назывался


Мемфис— столица Древнего Египта в эпоху Древнего царства.
Первоначально город

назывался Инебу-хедж — «Белые стены».
Впервые название «Мемфис» появилось в летописях лишь к XXIII в. до н. э.,
оно происходит от названия Меннефер Пепи, погребального комплекса
фараона VI династии Пепи I. В Египте Мемфис
был известен также под названием Анх Тави
(«Связывающий две земли»), что подчёркивало его стратегическое
положение на границе между Верхним и Нижним Египтом.
Слайд 36

Строительство пирамид началось при III династии. Наиболее известные пирамиды- погребальные сооружения

Строительство пирамид началось при III династии.
Наиболее известные пирамиды- погребальные
сооружения царей. –

находятся в Саккаре, недалеко
от Мемфиса. Одна из них, «Ступенчатая», является
шедевром зодчего, чьё имя известно – Имхотеп,
приближенного к царю. Впоследствии он был
обожествлён как бог врачевания. Кроме того, его чтили
как жреца, астронома и мудреца.

Пирамиды

Пирамида Снофру
в г.Медуме

Пирамида Джосера
в Саккаре

Пирамиды в Гизе.
Пирамиды фараонов
5-ой династии
в Абу-Сире

Слайд 37

Сфинкс В 350 метрах от пирамиды Хеопса возвышается Сфинкс, колоссальная статуя,

Сфинкс

В 350 метрах от пирамиды Хеопса возвышается Сфинкс, колоссальная статуя,

высеченная из целой скалы. Считают, что лицо Сфинкса это портрет фараона Хефрена.

Большой Сфинкс в Луксоре. Конец XV в. до н.э.

Слайд 38

Колонны храма в Луксоре. Конец XV в. до н.э. Аллея сфинксов в Карнаке Аллея сфинксов

Колонны храма в Луксоре. Конец XV в. до н.э.

Аллея сфинксов в

Карнаке

Аллея сфинксов

Слайд 39

В 1379 г.до н.э. на трон вступил Аменхотеп IV. Он совершил

В 1379 г.до н.э. на трон вступил
Аменхотеп IV. Он совершил религиозную

революцию, заменив древние религиозные
культы монотеистическимкультом бога солнца
Атона. Он взял себе имя Эхнатон
(Угодный Атону) и,
покинув Фивы, уехал на север, где в
300 км от прежней столицы
построил новую- Ахетатон (нынешняя Тель-
Амарна). Здесь
был возведён храм богу солнца,
без крыши, открытый солнечным лучам.
Его нововведения были встречены с открытой
Неприязнью консервативными
Религиозными кругами Египта.
Сильнейшая оппозиция, утрата союзников,
Нападения хеттов, которые захватили
Часть территорий Египта (Митанни)
и развернувшаяся затем гражданская война
привели к распаду Египетской державы.
После смерти царя-реформатора жрецы
его имя и вычеркивают из официального
Царского списка. Культ Амона –Ра вновь был
восстановлен.

Царица Нефертити, жена Эхнатона

Правление Эхнатона

Слайд 40

Культура Древнего Египта По мере развития страны и государства в Египте

Культура Древнего Египта

По мере развития страны и государства в Египте быстро

развивалась культура египтян. Достижения культуры были тесно связаны с религией египтян. Египетская культура развивалась по всем направлениям: письменность, наука, просвещение и искусство.
Слайд 41

В конце IV тысячелетия до н.э. в Египте появилась письменность. Египтяне

В конце IV тысячелетия до н.э. в Египте появилась письменность.

Египтяне писали знаками, которые называются иероглифами
( в переводе с греческого «священные письмена»). Ими были исписаны стены храмов и гробниц, статуи и обелиски, саркофаги и амулеты, предметы быта и многое другое.

Письменность

Колонки иероглифов Долина цариц Гробница Амон-хер-Копехефа

Слайд 42

Египетский язык Египетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи. Это

Египетский язык

Египетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи. Это один

из древнейших языков мира, имевших письменность. Письменность — на основе иероглифики. Научное изучение египетского языка начинается со второй четверти XIX в., после того как в 1822 г. Ф. Шампольону удалось окончательно расшифровать египетскую иероглифику.
Слайд 43

Научные знания и школы В Египте и придворные, и фараоны, и

Научные знания и школы

В Египте и придворные, и фараоны, и

чиновники были грамотными. Не освоив работы писца, человек не мог получить должности чиновника или жреца.

Статуя писца . 650г. до н.э. В позе жреца изображен верховный жрец Петаменоп

Слайд 44

Научные знания и школы Богиня знаний Сешет. Рельеф с трона колосса

Научные знания и школы

Богиня знаний Сешет. Рельеф с трона колосса Рамсеса

II в Луксоре XII в. до н.э.

В период Древнего царства при дворе фараона были созданы школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства и при крупных государственных учреждениях. В школах готовили писцов и жрецов. В них обучались мальчики с 5 до 16 лет. Занятия продолжались с утра до вечера; в школе следили за дисциплиной, там применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счет.

Слайд 45

Искусство Египта прошло в своём развитии несколько периодов : Искусство Древнего

Искусство Египта прошло в своём развитии несколько периодов :
Искусство Древнего царства
Искусство

Среднего царства
Искусство Нового царства
В отличие от кратковременной
земной жизни искусство считалось
частью вечной жизни. Творец при
работе освобождался от всего мгновенного,неустойчивого и изменчивого.

Искусство

Росписи на стенах гробниц изображают
танцовщиц, оркестры из женщин,
играющих и поющих хвалу природе.
На папирусах
записаны тексты песен,
зарисованы музыкальные инструменты.
Особое место занимала культовая музыка –
гимны, славящие богов.

Слайд 46

Оправа зеркала14 в. до н.э. Золотой трон Тутанхамона Пектораль Ожерелье

Оправа зеркала14 в. до н.э.

Золотой трон
Тутанхамона

Пектораль

Ожерелье

Слайд 47

Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Первая половина III тыс.

Статуя царевича
Рахотепа
и его жены Нофрет.
Первая половина
III тыс. до

н.э.

Скульптура

Эта скульптурная группа была найдена в поминальном храме царя Микерина IV династии. Царь изображен с богиней Хатхор справа и фигурой, символизирующей провинцию, слева.

В древнем Египте скульптура была не только круговая, но и рельефная. Для рельефной скульптуры характерна твердая композиция: мотив шествия, процессии. Среди рельефов встречаются три типа: слегка выпуклый, слегка углубленный рельеф, но контуры углублены, врезаны.

Слайд 48

Музыка Танцы Деревянная, покрытая алебастром стела, XXI или XXII династии. Музыкант

Музыка Танцы

Деревянная, покрытая алебастром стела, XXI или XXII династии. Музыкант играет

на арфе в честь Ра-Хора, бога Гелиуполя, который изображен с головой сокола, увенчанной солнечным диском. В руках бога посох и бич, символы царской власти.
Слайд 49

Древнеегипетский календарь не учитывал разницу между продолжительностью календарного года и астрономического

Древнеегипетский календарь не учитывал разницу между продолжительностью календарного года и астрономического

солнечного года, поэтому каждые 4 года начало календарного года и все даты сдвигались на 1 день. В 238г. до н.э. царь Египта Птолемей III издал указ о введении високосного года, чтобы привести в соответствие астрономический солнечный и календарный годы. Но жрецы выступили против и реформа не удалась.

Древнеегипетский календарь

Слайд 50

Богиня Хатхор В каждом номе и городе был собственный пантеон богов.

Богиня Хатхор

В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но

великий пантеон богов в разных формах почитали везде.

Ра

Гор

Анубис

Боги Древнего Египта

Слайд 51

Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе,

Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе,

судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусирис, связанное с плодородием. В македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка АПИСА (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.
Осирис (Озирис) (греч.)
Усир (егип.)
Слайд 52

Значения имени: "Сокровенный", "сокрытый", "невидимый", "незримый". Функция: Бог солнца. Амон Фиванский

Значения имени: "Сокровенный", "сокрытый", "невидимый", "незримый". Функция: Бог солнца.
Амон Фиванский

изначально был фиванским небесным божеством, впоследствии изваяния Амона окрашивали в голубой, небесный, цвет. После отождествления с богом солнца Ра (XVIII династия), Амон-Ра почитается как "царь всех богов" и считается богом-творцом.
С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося в качестве его сына во плоти: считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе ее мужа. Амон и фараон едины, как владыки мира.
Амон-Ра-сонтер (греч.)
Амон-Ра-несут-нечер (егип.)
Слайд 53

Функция: Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта.

Функция: Бог пустыни и грозы, олицетворявший злое начало. Бог Верхнего Египта.

Во время правления XXVI династии считался воплощением зла. Рассматривался как противник Осириса и Гора. Считается, что изначально Сет не был воплощением зла. По мере распространения культа Осириса, утвердилось представление о Сете, как об убийце доброго бога. Представления о Сете менялись в зависимости от исторических периодов и были довольно противоречивы: в одних текстах Сет является представителем сил тьмы и врагом солнца, в других - причисляется к свите Ра и вместе с богами охраняет солнце в Ладье Вечности. Во время правления XIX династии (14-13 вв. до н.э.) Сет считался покровителем царской власти, и фараоны брали имя в его честь (Сети Первый, Сети Второй).

Сет