Цветовые модели компьютерной графики

Содержание

Слайд 2

Цвет. Опыты Исаака Ньютона (1666г.) Цвет – это один из факторов

Цвет. Опыты Исаака Ньютона (1666г.)

Цвет – это один из факторов

нашего восприятия светового излучения.
Поиски точного представления, что же есть цвет на самом деле начались еще в древней Греции. Учение о цвете Аристотеля – «цвет – это поток лучей, посланный вниз с небес Господом». Затем в средние века(эпоха Ренессанса) Агуилониус и Форсиус попытались объяснить все цвета, которые наблюдали от рассвета до заката.
В 1666г. Исаак Ньютон разработал первую научную концепцию понимания цвета, основываясь на своих опытах по разложению белого цвета на составляющие.
Ранее считалось, что белый свет является простейшим. Ньютон опроверг это. Белый луч света(солнечный луч) Ньютон направлял на стеклянную треугольную призму. Пройдя через призму, луч преломлялся и, направленный на экран, давал в результате цветную полосу – спектр. В спектре присутствовали все цвета радуги, плавно переходящие друг в друга, и эти цвета уже не раскладывались на составляющие. Затем лучи, прошедшие через призму, направлялись на вторую призму, с помощью которой удалось вновь получить белый луч света. Таким образом было доказано, что белый свет является смесью множества различных цветов.
Ньютон разбил весь спектр на семь участков, соответствующих ярко выраженным различным цветам. Он считал эти семь цветов основными – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Почему именно семь? Исследователи объясняют это убежденностью Ньютона в мистических свойствах числа 7. Семь основных цветов Ньютон расположил по кругу. Ньютон предположил, что некоторый цвет образуется путем смешивания основных цветов, взятых в определенной пропорции. Если в точках на границе цветового круга, соответствующих основным цветам, расположить грузы, пропорциональные количеству каждого цвета в смеси, то суммарный цвет будет соответствовать точке центра тяжести. Белый цвет – центр цветового круга.
Слайд 3

Электромагнитная теория цвета Джеймс Клерк Максвелл (1872.) Исследования человеческого восприятия цвета

Электромагнитная теория цвета Джеймс Клерк Максвелл (1872.)

Исследования человеческого восприятия цвета являлись достаточно

важной задачей, но основные усилия направлены на изучение объективных свойств света.
Исследователи свойств света – Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832), Филипп Отто Ранж(1777-1810), Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879), Герман Грассман(1853г. – законы смешивания цветов), Альберт Манселл(1915г.- теория цветового пространства) и другие.
В 1872г. шотландский физик Дж.К. Максвелл разработал систему вычисления количества цвета на основе треугольника и своего учения об электромагнитной природе цвета. Одной из волновых характеристик цвета является длина волны – расстояние, которое проходит волна в течение одного периода колебания.
Соотношение между частотой f и длиной волны λ имеет вид f*λ = C, где C – скорость света. Монохроматическим называется излучение, спектр которого состоит из одной линии, соответствующей единственной длине волны.
В качестве основных Максвелл использовал излучения
с такими длинами волн:
630нм – красный, 528нм – зеленый,
457нм – сине-голубой.
С = r*R + g*G + b*B.
Слайд 4

Диапазон видимого человеком света В настоящее время физики полагают, что свет

Диапазон видимого человеком света

В настоящее время физики полагают, что свет имеет

двойственный характер. С одной стороны, свет представляется в виде потока фотонов - квантовая оптика. С другой стороны, свету присущи волновые свойства – электромагнитная оптика.
В полном спектре электромагнитного излучения диапазон видимого света располагается между диапазонами радиоволн и инфракрасного(теплового) излучения. Диапазон длин волн для видимого света находится от 380-420нм(фиолетовый) до 700-780нм – красный.
В указанном диапазоне чувствительность человеческого зрения непостоянна. Наибольшая чувствительность наблюдается для длин волн, соответствующих зеленому цвету.
Слайд 5

Восприятие цвета глазом человека Человеческий глаз – очень сложная система. Он

Восприятие цвета глазом человека

Человеческий глаз – очень сложная система. Он имеет

почти сферическую форму с диаметром около 20 мм. Свет попадает в глаз через роговицу и хрусталик(линзу). Радужная оболочка играет роль диафрагмы, регулируя количество пропускаемого внутрь глаза света. Хрусталик формирует изображение на поверхности сетчатки – внутренней поверхности глазного яблока. Расположенные на сетчатке фоторецепторные клетки – колбочки и палочки – играют роль приемников света, которые воспринимают электромагнитные колебания в диапазоне 350 – 780нм.
Хотя начальная фаза обработки изображения на сетчатке глаза во многом похожа на то, что происходит в технических системах, далее у человека идет все иначе. Нервные клетки связаны с колбочками и палочками сложным образом и передают сигналы коре головного мозга, где и происходит распознавание образов.
Слайд 6

Восприятие цвета глазом человека Цвет воспринимают только колбочки глаза! На сетчатке

Восприятие цвета глазом человека Цвет воспринимают только колбочки глаза!

На сетчатке собрано 6-7млн.

Колбочек, чувствительных только в сравнительно высоким уровням освещенности, причем каждая колбочка присоединена к отдельному нерву. Колбочки позволяют различать мелкие детали. Цвет воспринимается только колбочками. При низкой освещенности, когда колбочки теряют свою чувствительность, предметы кажутся черно-белыми.
На сетчатке находится 75-150млн. Палочек, чувствительных к низким уровням освещенности. К одному нерву присоединено сразу несколько палочек, поэтому они неспособны различать мелкие детали.
Из опытов известно, что чувствительность глаза
к яркости света изменяется
по логарифмическому закону.
Скорость адаптации к яркости неодинакова для
Различных частей сетчатки.
Экстремумы диапазона относительной яркости –
Черный и белый. Глаз приспосабливается к «средней»
Яркости обозреваемой сцены. Поэтому область
с постоянной яркостью на темном фоне кажется ярче,
Чем на светлом – одновременный контраст.
Слайд 7

Таблица CIE (1931г.) В 1931г. Международная комиссия CIE (Commission International de

Таблица CIE (1931г.)

В 1931г. Международная комиссия CIE (Commission International de L’Eclairage)

провела исследования на основе Максвелловского треугольника, выбрав особо красный, зеленый и голубой, от которых генерировали все остальные цвета. Результаты экспериментов стали известны как таблица CIE, улучшенная версия которой используется в настоящее время для генерации цветов компьютерами.
Слайд 8

Цветовой куб RGB Цвет, создаваемый смешиванием, можно представить вектором (r,g,b) в

Цветовой куб RGB

Цвет, создаваемый смешиванием, можно представить вектором (r,g,b) в трехмерной

системе координат. Черному цвету соответствует точка (0,0,0).
Белый цвет выражается максимальным значением компонент (1,1,1).
Точки, лежащие на диагонали куба от черного к белому, соответствуют равным значениям R=G=B – градации серого. Если все компоненты вектора (r,g,b) умножить на одинаковый коэффициент k=0…n, то цвет (kr, kg, kb) сохраняется, изменяется только яркость.
Слайд 9

Аддитивная цветовая модель - RGB Аддитивная модель используется для задания цветов,

Аддитивная цветовая модель - RGB


Аддитивная модель используется для задания цветов,

которые получаются с помощью устройств, основанных на принципе излучения (сложения цветов).
Слайд 10

Субтрактивная цветовая модель CMY(k) Цветовая модель CMY(k) используется для задания цвета

Субтрактивная цветовая модель CMY(k)

Цветовая модель CMY(k) используется для задания цвета при

получении изображений на устройствах, которые реализуют принцип поглощения(вычитания) цветов. В первую очередь, это печатающие устройства. Название модели составлено из названий основных субтрактивных цветов Cyan(бирюзово-голубого), Magenta(пурпурного) и Yellow (желтого).
Слайд 11

Перекодирование цвета из RGB в CMY(k) Матричное преобразование моделей RGB и CMY(k)

Перекодирование цвета из RGB в CMY(k)

Матричное преобразование моделей RGB и CMY(k)

Слайд 12

Модель HSV (HSB) Hue – оттенок (цветовой тон) Saturation – насыщенность

Модель HSV (HSB)

Hue – оттенок (цветовой тон)
Saturation – насыщенность
Value – значение
Brightness

- яркость
Слайд 13

Цветовые модели - HSL \ HSB Hue – оттенок (цветовой тон)

Цветовые модели - HSL \ HSB

Hue – оттенок (цветовой тон)
Saturation –

насыщенность
Lightness – светлота
Brightness - яркость
Слайд 14

Цветовая модель HSL L – 25%, L – 50%, L – 75%

Цветовая модель HSL

L – 25%, L – 50%, L – 75%


Слайд 15

Цветовое пространство CIE L*a*b*(CIE XYZ)

Цветовое пространство CIE L*a*b*(CIE XYZ)