Содержание
- 3. Струнные:
- 4. Мембранные:
- 5. Самозвучание:
- 6. Роль скоморохов в развитии русской национальной музыкальной культуры. Скоморошество—явленіе, общее всѣмъ европейскимъ народамъ въ средніе вѣка;
- 7. Наши церковь и государство были настроены к народной смеховой культуре значительно более непримиримо, чем на Западе.
- 9. Скачать презентацию
Струнные:
Струнные:
Мембранные:
Мембранные:
Самозвучание:
Самозвучание:
Роль скоморохов в развитии русской национальной музыкальной культуры.
Скоморошество—явленіе, общее всѣмъ европейскимъ
Роль скоморохов в развитии русской национальной музыкальной культуры.
Скоморошество—явленіе, общее всѣмъ европейскимъ
Ал.С.Фаминцын - Скоморохи на Руси
1889
Театр на Руси вобрал многообразные элементы русской культуры, на него оказал особое влияние строй народной праздничности. Да и скоморохи не были участниками только святочных игрищ. Они были непременными участниками самых различных игрищ, притом участниками не рядовыми, скоморохи всегда были здесь самыми заметными фигурами, они — их душа, организующее и направляющее начало.
Более ста лет назад скоморохи впервые привлекли внимание русской науки.
Итак, формы, которыми характеризуется народная смеховая культура в западноевропейских странах, были и на Руси. Естественно, что знак равенства здесь ставить нельзя. В силу различных причин многое у нас было в иных, иногда больших, иногда меньших масштабах, кроме того, имелись у нас, видимо, свои собственные смеховые формы и жанры, и не было подчас того, что было на Западе, но одно остается бесспорным — народная смеховая культура была свойственна средневековой Руси в целом в неменьшей степени, чем средневековому Западу. И если сейчас мы знаем о ней меньше, чем о французской или итальянской, то только потому, что еще очень мало ее изучили. Смеховые формы создавали «подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосу- дарственный аспект мира, человека и человеческих отношений; они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей степени причастны, в которых они в определенные сроки жили». М. Бахтин. Указ. соч., стр. 8.
Наши церковь и государство были настроены к народной смеховой культуре значительно
Наши церковь и государство были настроены к народной смеховой культуре значительно
Прежде всего это касается тесных связей скоморохов с язычеством и утверждения, что тогда их искусство было близко, с одной стороны, к колдовству, а с другой — к ритуальному веселью. Процитировав известное место из Стоглава, где говорится, что скоморохи являются инициаторами песен и плясок на «жальниках», т. е. на кладбищах, И. Беляев пишет: «Нет сомнения, что здесь скоморохи, несмотря на свой комический характер, осмеливались являться на грустные жальники по старой памяти о каком-то некогда всем понятном обряде поминок с плясками и играми. Нет сомнения, что и народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их песнями и играми, по той же старой памяти». К аналогичному выводу приходит ученый и относительно свадебных обрядов: «Нет сомнения, что и здесь
участие скоморохов в свадебных поездах до церкви Основывалось на древних языческих основаниях».