Древний Египет

Содержание

Слайд 2

Хронология: К IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалось устойчивая

Хронология:
К IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалось

устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.
Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Египет был сильным государством, в котором народ был подчинен правящему классу.
Эпоха Древнего Египта длилась до 332 г. до н.э. пока Александр Македонский не подчинил его себе.
Слайд 3

Летоисчисление: Год в Древнем Египте делился на три сезона по 4

Летоисчисление:
Год в Древнем Египте делился на три сезона по 4 месяца каждый:
Время половодья (ахет) —

с середины июля до середины ноября
Время восходов (перет) — с середины ноября до середины марта
Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля
Месяцы обозначались номерами (первый месяц половодья, второй месяц половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней. Остальные 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца.
Началом года считался день восхода самой яркой
звезды- Сириуса. Однако, поскольку високосных дней
не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал
на 1 день и только через 1460 лет (цикл Сотис) опять
приходился на день «восхода» звезды Сириус.
В 25 году до н. э. был установлен Александрийский
календарь.
Названия египетских месяцев в греческих и
арамейских документах:
Слайд 4

Язык Культуры: В древнем Египте общались на языке относящемся к семито-хамитской

Язык Культуры:
В древнем Египте общались на языке относящемся к семито-хамитской

группе.
В письменности использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юредических и деловых документов. Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до наших дней- это молитвы богам и хозяйственные записи. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600г. до н.э. Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и иератическая системы в то время применялись лишь для религиозных текстов.   
Слайд 5

Язык Культуры: Единственная проблема с египетской письменностью - проблема, стоявшая перед

Язык Культуры:
Единственная проблема с египетской письменностью - проблема, стоявшая перед

учеными почти 2000 лет,- состояла в том, что до самого начала 19-го столетия ни один человек не мог ее понять.
  В 1799г. в Розетте, неподалеку от Александрии в Египте, был найден большой черный базальтовый камень, с записью декрета фараона Птолемея 5. На нем были сделаны записи в трех системах письма: иероглифической, демотической и на греческом языке. Этот камень, названный Розеттским, оказался одной из наиболее важных находок для египтологов, поскольку он содержал ключ к пониманию иероглифическую письма. Сопоставляя греческий и иероглифический тексты, француз по имени Ж.Ф. Шампольон сумел в конце
Слайд 6

Религия: В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было

Религия:
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было

большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.
Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Атона.
В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

Амон

Ра или Амон

Анубис

Сет

Осирис

Исида

Птах

Слайд 7

Религия- заупокойный культ: Древние египтяне верили в жизнь после смерти и

Религия- заупокойный культ:
Древние египтяне верили в жизнь после смерти и

считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или «двойник», обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего. По этому человек начинал задумываться о смерти с самого рождения, так как смерть была для него настоящим ритуалом. Он заботился о сохранности гробниц своих близких и приносил жертвы своим умершим родственникам. Кроме того, он не забывал строить и свою будущую усыпальницу.

Именно поэтому поводу была придумана и создана система заупокойного культа, которая дошла до наших дней в виде «Книги Мертвых». В этой книге подробно описывается процесс захоронения и вознесения на небеса. Как пишется в «Книге Мертвых», после смерти человека, родственники сразу несли его в храм. Там его очень долго бальзамировали. Во время бальзамирования, его внутренние органы удалялись, только сердце было положено в специальный сосуд и похоронено вместе с умершим. По преданиям, именно сердце должно будет сыграть особую роль в загробном мире на страшном суде. У египтян существует такое понятие, что если его тело будет в сохранности, то он может получить воскрешение.

Слайд 8

Литература: Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу,

Литература:
Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу,

древнейшую в мире. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. 
Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, окончательно редактируется главный религиозный свод «Книга мертвых», эпоху высшего развития египетской цивилизации.

Отрывок из «Книги мертвых»

Слайд 9

Архитектура - Пирамида Джосера: Ступенчатая пирамида в Саккаре — древнейшая из

Архитектура - Пирамида Джосера:
Ступенчатая пирамида в Саккаре — древнейшая из сохранившихся

в мире крупных каменных архитектурных построек.
Архитектором пирамиды Джосера, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник Джосера Имхотеп ок. 2650 г. до н. э. Имхотеп считается чрезвычайно мудрым человеком, одарённым многими талантами — учителя, врача, астронома и жреца. Его высокое положение при дворе царя описано на основании статуи Джосера, где после титулов фараона следуют титулы Имхотепа: «хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополя, Имхотеп, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз». Позже Имхотеп был обожествлён
Слайд 10

Архитектура – Пирамида Хеопса в Гизе Строительство пирамид Хеопса было начато

Архитектура –
Пирамида Хеопса в Гизе

Строительство пирамид Хеопса было начато в

XXVIII в. до н.э. фараоном Хуфу, сыном Снофру. Этот фараон, которого Геродот в своих произведениях называл Хеопсом, правил около 23 лет. Самая большая из пирамид состоит из 2300000 тщательно подогнанных друг к другу известняковых блоков, составляющих 210 рядов.
Нынешняя высота пирамиды Хеопса - 138,75 м. Изначально пирамида Хеопса была высотой 146,6 м, а наверху лежал цельный кусок гранита - пирамидион. Вероятно, он упал во время землетрясения. Сейчас, без пирамидиона, верхушка представляет собой квадратную площадку 10 кв.м из известняковых блоков, на которых многочисленные посетители вырезали свои имена.
Каждый блок весит в среднем 2,5 т, ширина самых больших - 0,90 м, средняя высота - 0,50 м, но были блоки высотой до 1,5 м.

Схема пирамиды фараона Хеопса:
1- вход в пирамиду
2- понижающийся коридор
3- подземная камера
4- служебный коридор
5- поднимающийся коридор
6- погребальная камера царицы
7- воздушные колодцы
8- Большая галерея
9- вестибюль
10- разгрузочные камеры
11- погребальная камера фараона

Слайд 11

Живопись: Как известно - монументальная появилась во времена первобытнообщинного строя. Она

Живопись:
Как известно - монументальная  появилась во времена первобытнообщинного строя. 

Она тогда  служила лишь обустройству созданных природой «архитектурных сооружений» - пещер, и то лишь косвенно первобытные художники не ставили себе целью обустроить свое жилье они просто изображали сцены охоты, праздников на стенах. Во времена же Древнего Египта появились первые рукотворные монументальные архитектурные сооружения, и настенная живопись стала неотъемлемой частью этих колоссальных творений рук человеческих.  Она получила конкретную цель своего существования гармоничное оформление, заполнение искусственно созданного пространства. И изображаемые сцены  из жизни также стали иметь смысл.  
Более позднего времени свидетельствуют об изменении художественных требований (как следствие иной ступени развития общества, культуры, мировосприятия). Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции начинают приобретать организованность.
Необходимо заметить, что цель монументальной живописи стала окончательно ясна возвеличивание царя любыми способами. И именно поэтому в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображении людей, принадлежащих к низшим слоям населения.

Праздник «Чистоты»

Прощание с фараоном

Слайд 12

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и

развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим
образом соответствовали культовому назначению статуй.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением
их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с
положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой
вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного
позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных
ногах человека. Сначала в позе писца изображали только
царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд
правил был обязателен для всей скульптуры: прямая
постановка головы, некоторые атрибуты власти или
профессии, определенная раскраска (мужские тела была
кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного).
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Скульптура:

Слайд 13

Скульптура - Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе —

Скульптура - Большой Сфинкс 
на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из

монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.),погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Слайд 14

Скульптурные портреты царицы Нефертити: К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся

Скульптурные портреты царицы Нефертити:
К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два

скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре.

Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять
- перед нами работа несомненно гениального скульптора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи.
Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Слайд 15

Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее

Не менее прекрасна и головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее

высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз.

Скульптурные портреты царицы Нефертити:

Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задумчивой мечтательности - это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете.

Слайд 16

Наука: Египтяне первые поделили сутки на двадцать четыре часа. Появились часы

Наука:
Египтяне первые поделили сутки на двадцать четыре часа. Появились часы во

II тыс. до н.э. – водяные и солнечные. Они создавали карты неба, рисуя созвездия.
Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и так далее. Уже в Среднем царстве существовали задачники. Египетские математики умели вычислить длину окружности и объем усеченной пирамиды. Знали египтяне и арифметическую прогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом "куча".Также египтяне могли измерить величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полушария или шара.