Экологическая этика Выполнила студентка 2-го курса ФТД Группы Т-114 Карпенко Татьяна

Содержание

Слайд 2

Сегодня такие понятия, как природная среда и природоохранное движение, экология и

Сегодня такие понятия, как природная среда и природоохранное движение, экология и

экологический кризис, бережное отношение к природе, уважение к естественной жизни, из лексикона узкого крута специалистов прочно входят в обыденный язык. Объективные основания актуализации проблемы понятны и правомерны, но ее открытый и пафосный характер в немалой степени задан моральными проблемами наших отношений с природой: вправе ли мы вторгаться в нее. когда и как нам вздумается, и должны ли быть границы этому вмешательству; имеем ли мы право использовать ее. подчиняя нашим собственным планам и проектам, манипулировать ею по собственному произволу или же мы должны сами поставить себе границы и строго соблюдать их?
Слайд 3

ПРИРОДА

ПРИРОДА

Слайд 4

Природа воспринимается через призму естественнонаучного и технического знания— тогда она противостоит

Природа воспринимается через призму естественнонаучного и технического знания— тогда она противостоит человеку как объект

субъекту. который его описывает, анализирует и исследует по частям. При таком понимании природа должна ориентироваться на Я-субъекта. поэтому и этика ориентирована на человека, на закрепление его власти и господства над природой. В результате она включается в наши рациональные проекты без ее «согласия» и воспринимается лишь с позиции ее соответствия нашим интересам. Ключом к пониманию природы становится ее конструирование, а ее значимость для субъекта определяется его требованиями.
Слайд 5

Китай В формировании социоприродных отношений в Китае доминирующую роль играл диалог

Китай

В формировании социоприродных отношений в Китае доминирующую роль играл диалог между его прошлым

и настоящим. В условиях традиционной замкнутости страны мировоззренческие установки и императивы традиционного сознания определяли нормы, правила и направления взаимодействия с природой. Они основывались на системе следующих представлений:
Слайд 6

-о целостности мира, единство которого пронизывало все уровни пространственной организации —

-о целостности мира, единство которого пронизывало все уровни пространственной организации —

всей Поднебесной, земледельческого поселения и индивидуального жилища:
- об изначальной гармонии и совершенстве природно-космического Универсума, что не предполагало его преобразования:
-о необходимости гармонизации социоприродных отношений, что исключало эгоцентризм.
Слайд 7

Древняя Индия Экологические и этические ценности базируются на уважении к жизни,

Древняя Индия

Экологические и этические ценности базируются на уважении к жизни, хотя и здесь

обнаруживаются достаточно полярные интенции: наряду с сакрализацией жизни и природы присутствует крайнее пренебрежение всем природным: вознесение человека на невиданные высоты сочетается со стремлением преодолеть все человеческое: идеалам социальной активности противостоит проповедь аскетического ухода из действительности. Древние учения Индии основываются на идее единства Вселенной, где действуют одни и те же законы для всех миров - видимых и невидимых. Древняя мудрость стремилась выйти за пределы видимого мира, чтобы узнать причины невидимых явлений, через изучение человека раскрыть истинный смысл и цель его жизни, определить его место в мироздании, привести индивидуальную жизнь в гармонию с жизнью Вселенной. В этом плане проявляется скоррелированность природного, человеческого и социального начал.
Слайд 8

Особенности этико-экологнческого мировосприятия в славянской культуре Русская культура как явление европейского

Особенности этико-экологнческого мировосприятия в славянской культуре

Русская культура как явление европейского Востока синтетически

ассимилировала в себе духовные искания Запада и общинный уклад Востока. Мировоззрение восточных славян формировалось на основе идей православного христианства, утверждавшего триединство духа, души и тела, что предопределило понимание статуса природы и человека, отличное от других традиций. Специфика социоприродных отношений выявляется в их субьект-субьектном взаимодействии, которому присущ изначальный диалогизм в восприятии и оценке природной реальности. Истоки этой установки обнаруживаются в языческом прошлом восточных славян, в мышлении которых природное и человеческое начала равноценны и взаимозависимы. Такой характер отношений объясняется их аграрной деятельностью как приоритетным типом хозяйственного уклада.
Слайд 9

Экоэтические ценности западноевропейской культуры Западноевропейская культура со времен становления математического естествознания

Экоэтические ценности западноевропейской культуры

Западноевропейская культура со времен становления математического естествознания с его

ориентацией на выявление рациональных смыслов в природе воспринимается как антропоцентричная, прагматичная и лишенная чувства моральной ответственности. Наука стремилась заменить собой все предшествующие исторические системы знания и полностью рационализировать миропонимание людей. При этом интересы и потребности людей были первостепенными, а весь остальной мир оценивался по человеческим критериям. Так формировалось устойчивое представление о том, что антропоцентризм — это «отсутствие этики».