Европейская и русская культурологическая мысль XIX века

Содержание

Слайд 2

Л.Морган (1818-1881) Книги «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человеческой

Л.Морган (1818-1881)

Книги «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человеческой семье»,

«Дома и домашняя жизнь американских туземцев»
Слайд 3

Э.Тайлор (1832-1917) «Первобытная культура» (1871) Культура слагается из знаний, верований, искусства,

Э.Тайлор (1832-1917) «Первобытная культура» (1871)

Культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов,

обычаев
«Весь мир – одна страна». Культура – «общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека».
Культура = виды растений
Слайд 4

История культуры неравномерна в своем развитии. «Прогрессивное движение в культуре распространяется

История культуры неравномерна в своем развитии. «Прогрессивное движение в культуре распространяется

и становится независимым от судьбы своих начинателей» Культура «движется вперед, хотя возможны на ее пути отклонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе, ее ноги устроены не так, чтобы делать неверные шаги назад. И взгляд ее, и движение, устремленное вперед, являются выражением подлинно типических свойств человечества» Факты культуры: - пережиток - мифология: «Пользование мифологией как средством для исследования истории и законов человеческого познания является научной отраслью, которая едва ли была известна до настоящего столетия»» - анимизм – древнее представление о душе, «минимум религии»
Слайд 5

Достижения эволюционизма История культуры предстала в единстве и многообразии. Импульс к

Достижения эволюционизма

История культуры предстала в единстве и многообразии.
Импульс к развитию сравнительной

культурологии.
От статики культуры культурология перешла к исследованию динамики культуры.
Слайд 6

Концепция культуры в «философии жизни» (последняя треть XIX в., Германия) Проблема

Концепция культуры в «философии жизни» (последняя треть XIX в., Германия)

Проблема самого

мира, жизни. Они постигаются интуитивным путем.
Ф. Ницше (1844-1900) «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872).
Аполлоническое - искусство пластических образов, сновидение, строгое и нормативное искусство.
Дионисийское - музыка, опьянение, искусство эстетического хаоса
Идея сверхчеловека.
Слайд 7

Ценностная концепция культуры В. Виндельбрандт (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936) Аксиология (греч.

Ценностная концепция культуры

В. Виндельбрандт (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936)
Аксиология (греч. «ценность» и

«слово»). Теория ценностей. Ценности как феномен культуры.
Ценность – фиксированная в сознании человека характеристика, его отношения к объекту.
Культурный процесс – это распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов.
Слайд 8

«Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось

«Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось

и представлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что непосредственно создано человеком сообразно оцененным им целям, или <…> взлелеяно им ради связанной с ним ценности» Ценности – духовная опора человека, упорядочивают действительность, придают смысл человеческой жизни, обусловлены культурным контекстом. Универсальная ценность – жизнь – различна в разных культурах. Общечеловеческие ценности.