Фаворский свет. Сияние нетварных Божественных энергий

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

КАКОВА ПРИРОДА ТОГО СВЕТА? Вероучительный вопрос о природе того Света был

КАКОВА ПРИРОДА ТОГО СВЕТА?

Вероучительный вопрос о природе того Света был поставлен

в ходе богословской полемики, состоявшейся в 14 веке между свт. Григорем Палаамой и еретиком Варлаамом Калабрийским.
Варлаам утверждал, что свет Фавора – свет видимый глазами человека, свет, имеющий физическую природу происхождения (солнце, звезды излучают такое же свечение).
Слайд 4

VS. СВЯТИТЕЛЬ ЕРЕТИК

VS.

СВЯТИТЕЛЬ ЕРЕТИК

Слайд 5

Свт. Григорий выработал богословскую позицию по этому вопросу. Свет Фаворский –

Свт. Григорий выработал богословскую позицию по этому вопросу.
Свет Фаворский – не

равен свету, сотворенному Творцом (как солнце, звезды). Глазу человеческому невидим, к материальному миру не относится.
Свет Фаворский – это сияние Самого Бога. Он – нетварный Божественный Свет, предвечно и беспрерывно исходящий из неприступной для человека Божественной сущности.
Этот Свет отчасти может быть познан человеком, если это угодно Господу.
Слайд 6

О СУЩНОСТИ БОГА Спор с Варлаамом перерос в богословскую полемику о

О СУЩНОСТИ БОГА

Спор с Варлаамом перерос в богословскую полемику о Божественной

сущности и Божественных энергиях.
По учению Святителя – Бог сокрыт , непознаваем и непричаствуем по Своей Божественной сущности. Но тем не менее мы можем приобщиться Ему через посылаемые Им Божественные энергии, действия, силы.
Этими энергиями Бог создал вселенную, промышляет о мире, спасает и освящает человека.
Те из энергий, действием которых Бог спасает человека, принято называть Божественной благодатью.
Слайд 7

По учению святителя Григория Паламы, между сущностью и энергиями в Боге

По учению святителя Григория Паламы, между сущностью и энергиями в Боге

имеется «богодостойное различие».
Нетварные энергии исходят из неприступной сущности Бога, не отделяясь от неё, но пронизывая собой все мироздание.
Божественные энергии – это Сам Бог, творчески и промыслительно действующий в мире вне Своей сокрытой Божественной сущности.
Христианин может приобщиться Божественным энергиям, однако Божественной сущности он приобщиться не может.
Слайд 8

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ Учение о нетварных Божественной сущности и энергиях было принято

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ

Учение о нетварных Божественной сущности и энергиях было принято Православной

Церковью.
Оно основывается на надежном фундаменте древней святоотеческой традиции.
О фаворском Свете многие отцы говорили в проповедях на Преображения, в гомилиях:
Свт. Иоанн Златоуст, Прп. Ефрем Сирин, Прп. Иоанн Дамакин, Прп. Григорий Синаит, Еп. Василий Селевкийский, Свт. Филарет Московский.
Слайд 9

СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ Фаворское сияние было откровенным и зримым явлением апостолам

СВТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Фаворское сияние было
откровенным и зримым
явлением апостолам
Славы

Божией – намного
более яркой чем даже
солнечный свет.
Слайд 10

ПРП. ЕФРЕМ СИРИН Свет Фавора был Собственным Светом Сына Божия, иходившим

ПРП. ЕФРЕМ СИРИН

Свет Фавора был Собственным Светом Сына Божия, иходившим из

Него Самого, этот Свет был явлен апостолам в той мере, в какой они могли его вместить.
«Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славой Божества Соего»
Слайд 11

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН Преподобный Иоанн именут Фаворский Свет «Светом невещественным»; Он

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

Преподобный Иоанн именут Фаворский Свет «Светом невещественным»;
Он утверждает, что

апостолам здесь бало явлено Христово «земное тело, блистающее Божественным сиянием, смертное тело, источающее славу Божества»;
Этот Свет, по его мысли, исходил из самой Божественной природы Господа и вместе с тем был явлен в Его обоженной человеческой природе, целиком пронизанной Божественной блогодатью.
Слайд 12

«О, чудо, превосходящее всякий ум! Не снаружи слава присоединилась телу, но

«О, чудо, превосходящее всякий ум! Не снаружи слава присоединилась телу, но

изнутри, от неизреченным образом соединенного с ним ипостасно Пребожественного Божества Бога Слова»

ПРП. ИОАНН ДАМАСКИН

Слайд 13

ПРП. ГРИГОРИЙ СИНАИТ Преподобный возвышенно говорит о том, что Фаворский Свет

ПРП. ГРИГОРИЙ СИНАИТ

Преподобный возвышенно говорит о том, что Фаворский Свет был

явлением «облистания Божества», откровением Его «Божественной и умной, вечной лучезарности», «вечного Света и Божественного сияния». Сам Христос есть «пучина этого Света»
Слайд 14

СВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ По мысли Святителя Филарета, именно Фаворский Свет привлек

СВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

По мысли Святителя Филарета, именно Фаворский Свет привлек Моисей

и Илию на гору Преображения, привел их сюда своим путеводным сиянием, подобно маяку, ко встрече со Христом.